Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №111 — Праздник жертвоприношения или Баран-байрам?
21.12.2010

Есть такой бородатый анекдот: «Вопрос: “В чем сходство между морской свинкой и женщиной-ученым?” Ответ: “Морская свинка не имеет никакого отношения ни к морю, ни к свиньям. Женщина-ученый – тоже”». Пусть шутка не коробит моих уважаемых читательниц, ибо вспомнилась вот по какому поводу: то, какую информационную окраску получил нынче мусульманский праздник жертвоприношения, не имеет никакого отношения ни к собственно жертвоприношению, как богопоклонению, ни к празднику как поводу для торжеств.

Ценность человека и его жизни превыше человеческих условностей. Всевышний, могуществу Которого все земные создания – не более чем пыль, дорожит жизнью человека гораздо больше, чем сами люди. Создатель не требует от своих творений жертв, соразмерных чужой жизни, и запрещает нам ставить свои амбиции превыше чужого права на жизнь – таков смысл крупнейшего мусульманского праздника Ид аль-Адха, или Курбан-байрама, как его принято называть у нас.

В российском информационном пространстве Курбан-байрам был превращен в языческое празднество по демонстративному забиванию и дальнейшему поеданию баранов, и впору было бы его называть не Курбан-, а Баран-байрамом. Телевизионная картинка щедро демонстрировала не обремененные ни интеллектом, ни образованием лица, кучковавшиеся во дворах с целью забоя и разделки баранов, а новостные сообщения рапортовали о многотысячных толпах мусульман, штурмующих подходы к мечетям, и о милиции, пытавшейся сдерживать этот людской поток.

Совсем недавно было модно в таком же ключе освещать День ВДВ, показывая, как пьяные десантники с раннего утра купаются в фонтанах и «вызывают на дуэль» стражей правопорядка. Такой вот «благородный» праздник элитной части российской армии. Теперь, видимо, мода перешла на мусульманский праздник жертвоприношения: голубые тельняшки и береты приелись, а телевизионная аудитория требует новых зрелищ. И как бы ни возмущались деятели культуры, как бы ни переживали они за моральный ущерб, наносимый россиянам жестокими картинками забивания баранов, правда заключается в том, что 99% россиян не имеют шансов реально увидеть мучения бедных животных на улицах своих городов. Но публике нужны зрелища, и античные гладиаторские бои или средневековые рыцарские турниры заменяются криминальными хрониками и репортажами с мест происшествий. В новостном поле, и любой информационщик это знает, человеческая боль, кровь, страдания и даже жизнь – не более чем инструмент в зарабатывании рейтинга и привлечении рекламодателя. Когда милиционеры-убийцы, военные оборотни в погонах, маньяки и оторванные селебрити уже приелись и никого не будоражат, развешанные в непосредственной близи от детской поликлиники бараньи туши – самое оно.

Всякий, кто имеет причастность к работе СМИ, знаком с механизмом создания стереотипов подобных предрассудков о кровожадных мусульманах, поедающих баранов. Достаточно грамотно запустить на информационное поле сигнал, некий импульс – сочный и притягательный, а дальше этот сигнал соберет своих адептов сам, на кем-то созданную информационную волну подсядут все новые и новые энтузиасты, которые раскачают этот маятник, сделают его еще более выпуклым и красочным. В данном случае поводом для информационной кампании под условным названием «Баран-байрам диких мусульман» послужила плохая организация Курбана в Санкт-Петербурге в прошлом году, которая сразу же привлекла к себе внимание, сюда же подошел и беспрецедентный наплыв верующих на праздничный намаз в Ураза-байрам 2010 года и сопутствующие таким событиям неудобства и беспорядки. Журналистское чутье безошибочно подсказало: Курбан-байрам-2010 – тема актуальная, жареная, и множество репортеров по городам и весям нашей страны, вооружившись нехитрыми клише по линии «бараны – гастарбайтеры – чурки – толпа» направились на места празднования с целью найти кровавые свидетельства нецивилизованного пиршества.

Как резко такой подход контрастирует с репортажами о праздновании православных праздников – ни тебе одухотворенных и счастливых лиц верующих, ни поздравлений духовных деятелей, ни вип-персон на службах, вообще видеокадры собственно с места праздничного богослужения – последние по значимости. Основные информационно-аналитические программы по итогам недели в принципе праздник жертвоприношения – главный религиозный праздник многомиллионного мусульманского населения страны – в этом году проигнорировали.

У нас есть праздники, суть которых большая часть населения не понимает, не считает их подлинно национальными. К таким, к сожалению, пока относится и 4 ноября – День народного единства, про который многие россияне думают: «это не наш праздник, ненужный праздник». И тем не менее никому и в голову не придет глумиться над ним, извращать его смысл, сводить к пошлости. Почему такое дозволено проделывать с праздником, на который добровольно собираются сотни тысяч людей по всей России? Заметьте, добровольно, без всякой агитации! Можно представить себе 70-тысячный митинг в центре Москвы по случаю Дня Победы, например? Столько людей, сколько собирает праздничная молитва мусульман в Москве, в нашей столице мог бы собрать разве что фестиваль бесплатной раздачи пива, да и то только при соответствующей рекламной кампании.

Это правда: за исключением нескольких республик, мусульмане крупных городов России (в отличие от сельской местности) – малограмотная публика, недавно прибывшая в поисках лучшей доли и не совсем усвоившая, что двор многоквартирного дома – не то же самое, что собственный двор в родном ауле. Для значительной части 70-тысячного джамаата, собравшегося на намаз в центре Москвы, Ид аль-Адха не что иное, как праздник забивания и поедания барана, а не торжество гуманизма, это тоже правда.

Да, в соответствии с европейским этикетом и в соответствии с предписаниями ислама принято уважительно относиться к хозяевам и их образу жизни в гостях. Но эти ребята в дешевых джинсах и куртках, с похожими лицами и историями, которые при развале большой страны еще даже и в школу не ходили, видели в своей жизни только обман, жульническое чиновничество, беспредельничающих правоохранителей, криминал, несправедливость и про хорошие манеры давно забыли или же изначально о них и не знали.

Было бы очень глупо и наивно полагать, что за мысли, настроение и воспитание этой толпы должны отвечать только муфтии и что они способны на это. Или тем более полагать, что они окультурятся сами, движимые некими высшими чувствами. Эти люди приехали и работают на нас, выполняют труд, за который брезгуем браться мы сами. Если мы не хотим, чтобы они были источником множества проблем, нужно заранее об этом позаботиться.

Разве гастарбайтеры не смотрят то же российское ТВ, что и мы с вами? Разве не воспринимают они «баранью картинку» за чистую монету, так же, как и большинство обычных зрителей! Смотрят и думают, что так и надо: Курбан-байрам – это когда помолились на картонках под дождем, в непосредственной близи от платных туалетов, забили барашка кто где смог, приготовили плов, а остатки раздали неимущим. Никакой, даже самый лучший и талантливый, муфтият в отсутствие мечетей, медресе и прочей инфраструктуры не сможет воспитать эту огромную толпу за те получасовые праздничные проповеди, которые случаются дважды в год. Вот запретили строить в Текстильщиках мечеть, а кто же в итоге в выигрыше?

Многих в день праздника поразило вот что: на выходе с молитвы молодые крепкие ребята нетитульных национальностей, воспользовавшись численным и физическим преимуществом, штурмовали турникеты метро: дежурным старушкам на станциях оставалось только беспомощно смотреть на сотни безбилетников, безнаказанно перепрыгивающих через турникеты. Говорят, бабушки-дежурные были в шоке: «Только что перед Богом колени преклоняли, а сейчас ведут себя как последние хулиганы».

Я тоже поражена такому поведению собратьев-мусульман, но объективно: чего же ждать в стране с коренным многомиллионным мусульманским населением, в которой даже на главный религиозный праздник центральные каналы не находят 30 секунд эфира во время вечерних выпусков новостей для речи муфтия, призывающего к правде и порядку! Вы хотите видеть не Курбан-байрам, а Баран-байрам? Пусть будет так. Но ведь ровно это вы и получаете: бараны уже пришли к вам, а с каждой новой подобной информационной кампанией вы будете только укреплять в них стадное чувство и уверенность, что жить надо не по закону РФ, а по закону джунглей.

Диляра Ахметова



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.