Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №91 — Ислам реформирует и украшает
05.03.2009

Доктор Салах ад-Дин Куфтару является ректором одного из крупнейших исламских университетов — Абу Нур. Он также возглавляет сегодня международный Фонд Ахмада Куфтару, продолжая дело своего отца и деда. О деятельности фонда, новшествах университета и взглядах самого доктора Куфтару читайте в интервью.

— Ваш отец был одним из крупнейших исламских ученых прошлого столетия. Что он завещал вам — в работе и в духовном плане?

Доктор Салах ад-Дин Куфтару— Во-первых, я самый младший сын в семье, двенадцатый по счету ребенок. И все мы от одной матери, да смилуется над ней Аллах. И поэтому я работал в торговле и получил юридическое, а не шариатское образование. Находясь более 10 лет в сфере торговли, я создал свою собственную торговую фирму и объездил много стран, что расширило мой кругозор и дало более полное понимание картины мира, понимание того, что человек всегда остается человеком — будь он мусульманин или христианин, иудей или буддист. Однако любой из них нуждается в вере, чтобы быть благочестивым членом в построении своего общества.

Мой отец, да смилуется над ним Аллах, избрал меня, чтобы я возглавил этот фонд и стал его руководителем. Я был очень удивлен его решением, сказав, что не изучал шариатские науки. На что отец ответил так: «Ты приобрел все необходимое из моего сердца естественным образом, когда постоянно был рядом со мной. Ты стал мыслить так же, как я. Тебе не обязательно подробно изучать шариат, а достаточно доводить до людей то, что я им говорил, направляя их к благочестию и напоминая о богобоязненности. Обрати особое внимание на отношение с немусульманами: веди с ними диалог, организуй встречи и поддерживай связи. Это то, что я хочу видеть в руководителе этой организации».

За день или два до смерти отец срочно вызвал меня к себе. Я зашел в палату интенсивной терапии, шейх попросил врача выйти (врач был одним из его учеников), а меня — закрыть дверь. Затем он спросил о новостях в нашем центре, и я начал его успокаивать и попытался развеселить: «Отец, я помню, что ты говорил нам 40 лет назад, что хочешь объединить (букв.: поженить. — Прим. перев.) мечеть с университетом, — при этом отец засмеялся, и я продолжил: — Ты говорил, что мечеть — слово мужского рода (на арабском языке), а университет — женского и поэтому хочешь их поженить, чтобы появилось образованное и воспитанное поколение. Так вот, сегодня ты поженил мечеть с четырьмя университетами, но есть пятый университет, который стучится в нашу дверь, чтобы открыть свои отделения в нашей мечети. Следует ли нам дать развод одной из четырех, чтобы взять другую, или же ты дашь фетву, разрешающую нам взять ее в качестве наложницы?» Он засмеялся и заплакал.

Затем стал давать наставления мне и тем, кто работает со мной в центре, и сказал: «Сын мой, я чувствую, что приблизился мой конец, и я возложил на тебя большой груз и ответственность, но я верю, что ты справишься». Потом он начал говорить мне о своем духовном завещании, ободряя меня и в то же время пугая, и напомнил аят: «O жeны Пpopoкa! Bы нe тaкoвы, кaк кaкaя-нибyдь из жeнщин. Ecли вы бoгoбoязнeннны, тo нe бyдьтe мягки в cлoвax, чтoбы нe вoзжeлaл тoт, в cepдцe кoтopoгo бoлeзнь, и гoвopитe cлoвo вeдoмoe» (33:32, здесь и далее пер. И. Ю. Крачковского).

Когда я спросил о духовном наставлении, он улыбнулся и ответил, что нет лучшего наставления, чем то, что завещает Коран: «И бoйтecь Aллaxa; пoиcтинe, Aллax вac yчит, и Aллax знaeт o вcякoй вeщи!» (2:282). Я спросил: «А еще?». И он прочел: «Для тoгo, чтoбы Aллax вoздaл вepным зa иx вepнocть, и нaкaзaл лицeмepoв, ecли пoжeлaeт, или oбpaтилcя бы к ним. Пoиcтинe, Aллax — Пpoщaющий, Милocepдный!» (33:24). А затем добавил: «Насколько ты будешь правдив и искренен пред Всевышним, настолько и Он поможет тебе и откроет тебе путь».

Через час шейх потерял сознание и на следующий день умер, не приходя в себя. Это была его последняя встреча в этой жизни...

Она сильно изменила мою жизнь. Я поступил на шариатский факультет отделения исламского призыва и окончил его. Но, как он и говорил, «все эти знания не принесут большой пользы без общения с людьми, любви и уважения к ним, особенно в отношениях с немусульманами, тем самым воплощая в жизнь призыв Пророка, мир Ему: “Передайте обо мне хотя бы одну строчку”. И твоя передача должна быть наполнена мудростью и добрым увещеванием, а спор веди не иначе, как наилучшим образом».

— Сирия всегда представляла собой конгломерат различных культур и религий. Нам, живущим в России, эта ситуация очень близка. Мы знаем, что у вас открылось новое отделение — «Диалог цивилизаций». Расскажите подробнее о его работе.

— Мы говорим о том, что религия одна, но законы (нормы шариата. — Прим. перев.) различаются. Единство религии подтверждается текстом Корана: «Oн yзaкoнил для вac в peлигии тo, чтo зaвeщaл Hyxy, чтo oткpыли Mы тeбe и чтo зaвeщaли Ибpaxимy, и Myce, и Иce: “Дepжитe пpямo вepy и нe paздeляйтecь в нeй!”» (42:13). Ведь не сказано же: «Исповедуйте религии и не расходитесь во мнениях»! Поэтому мы говорим об одной религии и разных шариатах. И, несмотря на различие в вероучении (акыда. — Прим. перев.), мы говорим о том, что есть немаловажные общие места, где наши убеждения совпадают.

Все небесные законы призывали к единобожию, к вере в посланников, в писания и в Судный день и к проявлению нравственности. Поэтому нам необходимо прийти к общему знаменателю, ведь в нашей повседневной жизни масса общих точек соприкосновения. Призыв Ислама направлен к человечеству в целом, а не только к мусульманам. В этом и есть величие Ислама.

Поэтому мы здесь, в Сирии, понимаем эти ценности и всегда призываем к увеличению общего поля деятельности с проживающими в Сирии нашими братьями — христианами и иудеями, которые составляют меньшинство.

Это подтверждают слова нашего шейха, высказанные им во время встречи с Папой Римским Иоанном Павлом Вторым во время его посещения мечети Омейядов в Дамаске. Папа Римский спросил: «Сколько христиан в Сирии?», на что муфтий Сирии Ахмад Куфтару ответил: «17 миллионов». «Как же 17 миллионов? Насколько я знаю, все население Сирии всего 17 миллионов?!» — удивился Папа Римский. «Если мы не будем верить в то, что было ниспослано Исе, то мы не будем являться мусульманами», — ответил муфтий.

Также это подтверждает биография Посланника Аллаха, мир Ему. Когда у него был сосед-еврей, он давал этому соседу подношения и подарки и говорил своим домочадцам в праздники: «Поделились ли вы с нашем соседом-иудеем зарезанным барашком?».

Что же касается отделения «Диалог цивилизаций», который мы открыли два года назад, то целью его создания является передача послания Ислама всему миру и подготовка специалистов по исламскому призыву, которые делали бы это «с мудростью и добрым словом». Поэтому одно из основных требований к ним — знание английского на высоком уровне, чтобы мы смогли открыть сердца людей, говоря на понятном им языке.

Как-то однажды к шейху пришел студент магистратуры и попросил разрешение на защиту диссертации по теме «10 видов чтения Корана». Шейх улыбнулся: «Сынок, если сможешь это сделать, то твой голос будет красивее соловья, у которого 13 языков, и все понимают его, а у тебя 10 видов чтения. Но если хочешь знать мое мнение — учи английский язык. Эта диссертация тебе не нужна. Когда поедешь на Запад, сможешь передать послание на понятном им языке. Объяснение без переводчика намного лучше».

Поэтому мы и открыли это отделение. Тут следует правильно понимать: наша задача — не обратить всех в Ислам, а ознакомить людей с Исламом. В западных странах люди высокоразвитые и понимающие. Наша задача — просто правильно объяснить. И человек сам выберет Ислам.

Еще один очень важный момент. Наш Пророк, мир Ему, говорил: «Мудрость — находка верующего. Когда он находит ее, то имеет на нее право». То есть для мусульманина нет «чужих» знаний.

— В магистратуре университета можно выделить два направления: углубленное изучение религии и даават. С вашей точки зрения, какое из этих направлений наиболее востребовано сегодня для исламской уммы?

— Мы хотим, чтобы наши выпускники были способны к нестандартному мышлению, к иджтихаду (вынесение решений юридическо-богословского характера. — Прим. пер.), а не только лишь к таклиду (следование определенному мазхабу. — Прим. перев.) и стандартному мышлению, и хотим закрепить это направление за университетом.

Поэтому мы настаиваем на универсальных и современных темах, в которых сегодня нуждается как отдельный человек, так и семья. Например, сравнительное религиоведение, искусство ведения диалога, информатика, различные вопросы культурно-этического характера. Современный студент, изучающий исламские науки, должен хорошо разбираться во всех этих вопросах и обладать очень широким кругозором. Я говорил с деканами факультетов, чтобы они тоже принимали это во внимание.

Но, к сожалению, многие студенты до сих пор ищут больше теоретических знаний, нежели практику. Обладание именно этими универсальными и современными знаниями должны обеспечить нам гармоничные отношения с окружающим миром. К этому призывал сам Пророк, мир Ему: «Аллах каждые 100 лет посылает того, кто обновляет для этой уммы ее религию. Несут это знание в каждом поколении достойные люди, которые очищают его от отклонений, крайностей, искажений и неправильной интерпретации невежд».

Необходимо совершить революцию в религии и полностью пересмотреть ее. Более того, наш фикх нуждается в «хирургическом вмешательстве», чтобы мы смогли стать более реальными людьми и отвечали требованиям современности. Это задача наших ученых. Они должны быть более смелыми в вынесении фетв, не преступая границы нашего шариата и законов Аллаха, очерченных Кораном.

Существует огромная разница между учеными, которые издают фетвы, исходя из условий современности, и теми, кто замкнулся на классическом понимании шариата, сидит в своем кабинете и не знает, что происходит в мире. Человек не способен дать что-то новое для общества, если не обладает обширным кругозором. Пусть наши студенты и все наши организации, как религиозные, так и академические, живут в своем веке, в своем времени.

Шейх говорил: «Имам Аш-Шафии, при всем уважении к нему и всех его достоинствах, знал только свое время, а я должен знать и его, и свое». Нужно изучать не только нормы шариата по Абу Ханафи, Аш-Шафии и Малику, но и современные толкования исламского права. «Учите детей плаванию, стрельбе и верховой езде». А если бы он жил в наш век — что бы он завещал? Сказал бы то же самое или же — «Учите иностранным языкам и информатике»?!

Ислам — это не учение, подходящее лишь для какого-то конкретного времени и места, наоборот, он актуален по отношению к любому времени и месту, которое он реформирует и украшает!

Беседовали Анна Бондарук
и Зейнаб Нестерова
Опубликовано на islamnaneve.com



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.