Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Минбар Ислама №3-4 (245-246) /Март-Апрель 2016/ ИСТОРИЯ
15.05.2016

1970-е годы в жизни Московской Соборной мечети


Ризаутдин Басыров представил прихожанам нового имам-хатыба Равиля Гайнутдина. 1987 г.

С 1963 года вторым имамом, а с 1964 года — имам-хатыбом Московской Соборной мечети был Ризаутдин Салахетдинович Басыров (1907–1994), уроженец села Ключищи / Суыксу (ныне Нижегородской области) из рода потомственных имамов.

В то время Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) находилось в достаточно трудном положении. Хрущёвские гонения на религию не только вызвали отрицательные последствия в существовавших общинах, но и во многом повлияли на выработку стратегии функционирования официальных мусульманских структур. В значительной мере система ДУМЕС теряла свое и без того весьма ограниченное влияние. После окончания активной антирелигиозной компании конца 1950-х — начала 1960-х годов, уже в эпоху правления Л. И. Брежнева, по сути единственной возможностью существования зарегистрированной мечети было ограничение всей деятельности имамов сугубо обрядовыми функциями. Далее все зависело от личности, образованности и авторитета конкретных имамов, готовых или не готовых к активной проповеднической работе, от их отношений с местными уполномоченными по делам религии, от местных условий (в частности, от позиции районных партийных функционеров). При этом с конца 1960-х годов все актуальнее становилась проблема обеспечения действующих общин квалифицированными кадрами. Стремительно сокращалось количество тех имамов, которые получили достаточно глубокое образование в дореволюционный период или в первые годы советской власти, выжили в условиях репрессий 1930-х годов и вернулись в мечети в 1940-е — 1950-е годы. Именно это поколение имамов и было главной действующей силой ДУМЕС. Замещалось оно до определенного времени с большим трудом.

Первоначальное образование он получил у отца, расстрелянного «по делу о заговоре руководителей ЦДУМ» в 1937 году, обучался в одном из казанских медресе, с эпохи Гражданской войны жил в Москве, являясь прихожанином мечети. В годы Великой Отечественной войны был тяжело ранен в боях под Кёнигсбергом, в послевоенные годы учился в бухарском медресе «Мир-и-­Араб», шесть лет служил имамом мечети в Астрахани, муфтием ДУМЕС Ш. Хиялетдиновым был назначен служителем культа на мусульманский участок Кузьминского кладбища Москвы. С 1964 года являлся вторым имамом Московской Соборной мечети. Риза-хазрат Басыров вел скромную жизнь, разделял все тяготы и радости общины, пользовался огромным авторитетом у московских мусульман. Его часто можно было видеть в домах мусульман, где он пропагандировал исламские ценности, читал проповеди, проводил различные обряды. В своей религиозной дея­тельности, он, как и А. Мустафин, не ограничивался стенами мечети в Выползовом переулке. Ризаутдин-хазрат хорошо разбирался в особенностях положения религиозных общин в советском обществе, имел опыт взаимодействия с уполномоченными по делам религии, в отсутствие Мустафина выполнял и представительские функции. Р. Басыров обладал большим авторитетом и среди членов приходского совета мечети, и среди своих многочисленных и активных земляков — выходцев из села Ключищи, что позволяло ему прочно сохранять свои позиции на протяжении многих лет.


Ризаутдин Басыров (1907–1994) и Ахметзян Мустафин (1902–1986)

В 1970-е годы район Мещанских улиц, где была расположена Соборная мечеть, представлял собой один из стремительно исчезавших типичных уголков старой Москвы. Неподалеку от мечети проходила широкая магистраль — проспект Мира (бывшая 1-я Мещанская улица), застроенная преимущественно величественными домами в стиле сталинского ампира. По обеим сторонам от проспекта преобладала малоэтажная застройка, в том числе деревянная, окруженная многочисленными заборами, палисадниками, старыми амбарами для хранения дров (они уже не использовались по назначению и принадлежали хозяйственным службам). Это был облик скорее провинциального, нежели столичного города; но именно здесь и сохранялся старомосковский колорит. Столичная жизнь напоминала о себе по существу лишь наличием трамвайной линии. С улицы Гиляровского (2-я Мещанская) с 1935 года трамвай следовал на улицу Дурова и проезжал мимо Выползова переулка. Именно на трамвае № 50 добирались до Московской Соборной мечети многие ее старые прихожане, даже после открытия в 1957 году станции метро «Проспект Мира».

Московская Соборная мечеть и небольшое административное здание общины, построенное на месте старого флигеля в 1958 году, были вплотную окружены малоэтажными жилыми домами. В двух сохранившихся дореволюционных флигелях мечети, экспроприированных большевиками, находились коммунальные квартиры. Другие дома были выстроены уже после 1917 года и там также находились квартиры. В центре владения № 7 по Выползову переулку располагался небольшой двор мечети, который был регулярно заполнен московскими татарами. Как уже отмечалось выше, приходя на молитву в мечеть, они обменивались новостями, встречали родственников и земляков. Это было центральное место притяжения московских татар в советское время. Во дворе мечети имамы традиционно проводили джаназа-намаз.


Ризаутдин Басыров (1907–1994)

В первой половине 1970-х годов неподалеку от мечети еще проживали некоторые старые прихожане, рассматривавшие ее в качестве квартальной мечети, а сам Выползов переулок сохранял татарский колорит. Рядом с мечетью, в одной из квартир старого дома № 5 по Выползову переулку, долгие годы жили потомки предпринимателя и мецената Мухаммед-Амина Кашаева — выходца из татарской деревни Иванково близ Азеево, ныне Рязанской области (то есть земляка Салиха Ерзина — основателя Соборной мечети), являвшегося перед 1917 годом мутавалли (попечителем) мечети. В одном из домов, расположенном во дворе мечети, жил многолетний прихожанин Назметдин Ширинский — уроженец татарской деревни Богданово (ныне Кадомского района Рязанской области), также хорошо знакомый с семьями дореволюционного московского татарского купечества, находившийся со многими из них в близком родстве. Много татар продолжало жить в Тополевом переулке, на улицах Гиляровского и Щепкина (до 1966 года они сохраняли свои исторические названия — 2-я и 3-я Мещанские), на улице Дурова (бывшая улица Старая Божедомка). Некоторые из них обосновались здесь еще с довоенных времен (отдельные семьи — и с дореволюционных), другие — поселились уже в 1940-е — 1960-е гг. В отличие от вышеупомянутых Кашаевых и Ширинских, большинство местных татар были выходцами из Горьковской области и работали, в основном, неподалеку, в продовольственных и промтоварных магазинах, мастерских. Они могли практически безбоязненно посещать мечеть. В то же время многие представители интеллигенции — учителя, врачи, инженеры (в том числе беспартийные) приходили в мечеть изредка, не желая афишировать свою религиозность, в основном в дни празднования Ураза-байрама и Курбан-байрама, в месяц Рамазан, когда Выползов переулок был переполнен верующими, и они становились не так заметны. Однако представители старшего поколения и в этих семьях были прихожанами мечети, выплачивали закят от имени всей семьи, приглашали имамов для проведения меджлисов и т. д.

В последние годы жизни Риза-хазрат Басыров содействовал возрождению религиозной жизни мусульман Москвы. В общей сложности он проработал в Московской Соборной мечети 30 лет. Похоронен на Даниловском мусульманском кладбище, как и многие другие имамы, муэдзины, основатели и прихожане этой мечети, среди них — С. Ю. Ерзин, Б. А. Алимов, А. Б. Алимов, Х. Ф. Насретдинов, К. Б. Салихов, Ш. А. Салямов и др.

Дамир ХАЙРЕТДИНОВ,

кандидат исторических наук,

Марат САФАРОВ,

кандидат педагогических наук



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.