Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Минбар Ислама №3-4 (245-246) /Март-Апрель 2016/ Равиль Гайнутдин: «одним из важнейших этапов на пути оздоровления уммы нам видится осмысление коранического откровения»
14.05.2016

Выступление муфтия шейха Равиля Гайнутдина в Казанском федеральном университете

Искренне приветствую вас, уважаемые профессора и преподаватели, аспиранты и студенты именитого Казанского университета традиционным мусульманским братским приветствием: «Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух» — "Мир вам, милость Всевышнего Аллаха и Его благословение«! Для меня честь выступать сегодня перед вашей аудиторией и в стенах одного из старейших и авторитетнейших центров учености нашего Отечества в это время глобального кризиса в мире.

Каждый из нас задумывается над тем, каким этот мир будет завтра, и каким мы хотим оставить его своим потомкам.

Поток хаоса, насилия и агрессии, который выливается на человека, на зрителя из каждого выпуска новостей, заставляет нас сомневаться в правильности того пути развития, которое выбрало для себя человечество. Многие скажут, что развитие человеческой цивилизации в политическом, хозяйственно-экономическом, даже философском измерениях не гарантирует отдельно взятой личности, да и всему обществу, ни искомого уровня благополучия и безопасности, ни удовлетворенности, ни высокой нравственной культуры.

Я не исключаю, что грядущие поколения, описывая через столетия историю человечества, начиная с позднего средневековья по XXI век, будут характеризовать ее как эпоху грабительского отношения к окружающей среде, варварства по отношению к традиционным укладам и культурам. Разочарование в преимуществах и выгодах глобализации, в способности международных политических сил договориться по ключевым вопросам политической повестки, в механизмах отстаивания своих прав и интересов, то есть разочарование в самой идее цивилизации как последовательного и разумного процесса развития человечества — вот характерные черты второй декады XXI века. Разграбленные террористами в мае 2015 года руины древней Пальмиры — не это ли символическая примета времени?

С этого угла зрения достаточно просто объяснить феномен привлекательности международной террористической организации ДАИШ в глазах европейской, в том числе и российской, молодежи. На мой взгляд, проект ДАИШ напрочь отвергает нормы человеческого общежития, наработанные в течение последних тысячелетий, как бесполезные надстройки, напрямую обращаясь к наиболее архаичным пластам сознания человека. Пропаганда ДАИШ, по-моему, привлекает молодежь не столько перспективой построения «исламского государства», сколько полным освобождением от всех норм и условностей современного общества.

Религиозная этика преследует цель не покорения воли человека, но освобождение его духа, достижение сбалансированного взаимодействия между всеми членами общества и ра­зумное руководство землей и ее богатствами. «И не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок» — говорит Всевышний Аллах в Священном Коране (7:56).

В связи с этим важнейшую задачу религиозных лидеров, богословов, духовенства я вижу в приложении всех усилий к тому, чтобы ренессанс религиозного сознания и традиционных ценностей не был сужен до границ примитивно понятого национализма и почвенничества, но имел под собой широкую гуманистическую базу, ценности добрососедства, взаимного бережного отношения к разнообразным культурам и духовным традициям.

Духовное управление мусульман Российской Федерации и Совет муфтиев России в своей работе стремятся к тому, чтобы с трибун наших мечетей и в первую очередь с главной нашей кафедры — Московской Соборной мечети — исходил импульс просвещенности, человеколюбия, милосердия, добрососедства.

Одним из важнейших этапов на пути оздоровления мусульманской уммы, которая, вне всякого сомнения, поражена болезнями нетерпимости, узости мышления и интеллектуальной закрытости, нам видится осмысление коранического откровения — Священного Корана — во всей его гуманистической широте. При вдумчивом изучении последнего Божьего откровения мы обнаруживаем совокупность постулатов, раскрывающих высокое положение, достоинство, ценность человека, его предназначение во Вселенной. В научный оборот введен термин «коранический гуманизм», означающий совокупность коранических истин о человеке как о высшем творении Всевышнего.

Прочитанные без позднейших ригористских установок, источники ислама раскрывают нам учение исламской религии как мировоззрение, заботящееся о благополучии отдельно взятого человека и всего общества. Коранический гуманизм включает в себя и уважительное, доброе отношение к представителям других вероисповеданий, что описывается идеей всеохватности божественной милости.

Свою просветительскую деятельность мы ориентируем именно в этом направлении.

Так, в октябре 2015 года Духовным управлением мусульман Российской Федерации была организована международная теологическая конференция «Коранический гуманизм как фундамент мусульманского образования». В апреле текущего года мы планируем провести в Санкт-Петербурге международную конференцию — Бигиевские чтения — по теме «Всеохватность божественной милости как принцип межрелигиозного диалога в XXI веке».

Многим из вас известно, что концепция всеохватности божественной милости, то есть утверждение о существовании разных путей к Богу и о возможности конечного спасения для представителей иных религий, кроме мусульманства, была развита выдающимся российским богословом Мусой Бигиевым на основе трудов его предшественников. На наш взгляд, эта укорененная в кораническом гуманизме концепция сегодня заслуживает самого пристального изучения и осмысления, причем это касается не только и не столько российского мусульманства, которое, хвала Всевышнему, достигло по-настоящему высокого уровня межэтнического и межрелигиозного взаимоуважения и взаимопонимания, сколько всего исламского мира, всех мусульманских общин, будь они меньшинством или большинством в своих странах.

В этом плане, безусловно, можно гордиться опытом Казани, которая еще более десяти лет назад в дни празднования своего 1000-летия продемонстрировала миру свой потенциал добрососедства и торжества гуманистического подхода, бережно относящегося к каждой традиции.

С Казанью связаны жизнь и деятельность многих исторических личностей, без которых невозможно представить современный татарский народ и всю совокупность его духовного, культурного и интеллектуального наследия. Одной из таких персон является историк и богослов, мыслитель Шихабутдин-хазрат Марджани. В 2018 году исполняется 200 лет со дня рождения великого Шихабутдина-хазрата. Я считаю, эту дату необходимо отметить на высоком государственном уровне и, пользуясь случаем, предлагаю создать оргкомитет празднования 200-летия Марджани с участием высших должностных лиц Татарстана. Мероприятия, приуроченные к юбилею, должны пройти не только в Татарстане, но и во многих других регионах России.

Духовное управление мусульман Российской Федерации и Совет муфтиев России, со своей стороны, готово включиться в эту работу самым активным образом.

Резюмируя свое выступление, с трибуны одного из старейших университетских центров России я призываю всех людей доброй воли и все заинтересованные институции в Республике Татарстан к совместной работе по развитию концепции коранического гуманизма, принципов и самой философии межрелигиозного диалога.

Более того, я убежден, что Республика Татарстан и ее столица Казань являются превосходной площадкой для продвижения указанных идей.

Благодарю за внимание.

18 февраля 2016 г., Казань



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.