Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 1-2 (169-170) /Январь-Февраль 2015/ Мусульманские села в Тамбовской губернии
10.04.2016

В этом году, воспользовавшись рождественскими каникулами, мы — несколько студентов мусульман, обучающихся в Москве, побывали в известном мусульманском селе Тамбовской губернии — Азеево, а также в других близлежащих татарских селах. Мы увидели в быту местных жителей то, что действительно обрадовало нас. Вот этой радостью и своими впечатлениями, хоть и вкратце, и спешу поделиться с уважаемыми читателями газеты «Вакыт».
Азеево хоть и считается селом, однако внешне выглядит больше и красивее многих уездных городов. Близлежащие холмы покрыты лесной чащей, вдалеке виднеются дачи. Уже издалека видно, что Азеево — настоящий мусульманский мирок. Здесь все «блистает татарством». Высокие минареты, мечети придают этому виду особую прелесть. Выкрашенные в ярко-синий цвет крыши ворот, стеклянные шары того же цвета, которыми украшены дома, придают этому «городку» национальный колорит. Даже каменные дома, выстроенные с особым вкусом, издалека «кричат» — мы татарские! Вообще, дома в Азеево большие и красивые. Можно сказать, практически нет плохих домов покрытых соломой, как это обычно бывает в селах. Улицы широкие и упорядочены. Из организаций в селе есть почта, телеграф и телефонная станция, чтобы была связь с некоторыми городами и поселками. Есть одна аптека и даже доктора. Для воды имеется отличная артезианская скважина. В Азеево проживает 7 000 населения, из которых 6 000 — мусульмане. Русские здесь пришлые служивые и наемные рабочие. Здесь обычно рабочих берут из русских. Есть еще и некоторые русские из чиновничьего сословия.

Мусульмане Азеево богаты. Среди них даже есть несколько миллионеров. Основная торговля — с Бухарой. Поэтому их называют «бухарцы». Они прибрали к рукам все выгодные дела в Бухаре. Каракуль, кожа, пахта — всем этим занимаются азеевцы. Известные торговцы каракулем в Москве — тоже из Азеева.

Другая часть жителей Азеево занимается земледелием. В этом они тоже очень усердны и опытны. Среди них есть такие, которые обрабатывают до двух тысяч десятин земли. Вся торговля в селе тоже принадлежит мусульманам. Большие магазины принадлежат фирмам Урманова и Танеева. Есть у мусульман несколько ветряных и одна большая паровая мельница.

Таким образом, экономическое положение мусульман Азеево отличное и с каждым днем растет, они могут служить примером для мусульман многих регионов. Особенно для соседей — жителей Касимова. В соответствии с этим богатым экономическим положением дела обучения и воспитания в Азеево тоже приведены в определенный порядок. Уважаемые муллы и богачи, хорошо взаимодействуя между собой, пришли к хорошим результатам. Опытные в воспитании и обучении и активные на этом поприще учителя оказали им всяческое содействие в деле устройства училищ. На сегодня в Азеево 8 школ, по 4 для мальчиков и девочек. Всего обучается 700 человек. Значит, на сто человек приходится примерно 10 школьников. Все дети школьного возраста посещают школы. Во всех школах есть подготовительные, начальные и средние классы. Обучение очень упорядочено, программы из-за усердий преподавателей общие, и все школы обучают одинаково.

Мы посетили шесть школ из восьми: 3 мужские и три женские школы. Мы проэкзаменовали учащихся и остались очень довольны. На все вопросы они ответили открыто и радостно. На некоторые вопросы отвечали даже хором. Самое радостное для нас — то, что ученики очень смелые и воодушевленные. Существование такой молодежи — явный признак того, что наше будущее будет светлым.

Для воспитания национального духа в каждой школе особенное внимание уделяют стихам на родном языке. Начиная с 1 класса начального отделения школы, стихи преподают отдельным уроком. Во всех школах, которые мы посетили, учащиеся хором декламировали стихи, чем потрясли наши сердца.

В школах для девочек очень хорошо развито рукоделие. Этот урок начинает преподаваться с третьего класса начальной школы. Мы очень обрадовались, увидев произведения ручной работы девочек из школы третьей махалли. В каждой работе есть особая красота и уникальность. Мы не видели до такой степени красиво вышитые простыни, полотенца, скатерти и наволочки. Так тонко связанные гарсеты и шали, капры и фуфайки мы не видели даже в профессиональных училищах по рукоделию. Мы увидели эти прекрасные работы у девочек в Азеево.

Материальная сторона школ тоже очень удовлетворительна. Почти что все школьные здания построены специально и очень хорошо оборудованы. Особенно прекрасна женская школа, которую построил из камня Халид эфенди Ерзин. Все годовые расходы школ в полной мере обеспечиваются самими жителями села.

Единственное упущение в школьном образовании — отсутствие уроков русского языка. Но народ и сам понимает, насколько это необходимо. Нам рассказали, что руководители махалли уже начали кое-что предпринимать для этого. Пожелаем им лишь удачи в будущем для претворения этих желаний в жизнь. А так-то учащиеся, будь то мальчики или девочки, на практике все знают русский язык. Многие правильно и чисто разговаривают. Поэтому азеевским детям легко будет проходить уроки русского языка, и они быстро выучатся писать и читать по-русски.

В Азеево нет национальной библиотеки, но, несмотря на это, в селе очень распространены печатные издания. Очень много тех, кто выписывает татарские газеты и журналы, покупает каждую новую изданную книгу.

В результате таких прогрессивных движений у жителей Азеево появилась мысль открыть общество, и принято решение, что это будет «Общество помощи учащимся». Уже получено разрешение на открытие. Скоро будет общее собрание, и приступят к работе. Целью общества является помощь бедным ученикам, обучающимся в Азеево, а также направление студентов в другие города для продолжения образования. Благодарим организаторов этой работы и желаем им успехов в деле еще большего просвещения народа.

Мы побывали и в другой деревне, расположенной возле Азеево — Богданово. Она находится на расстоянии 12 км от Азеево. Это очень маленькая деревня, состоящая из 30 дворов. Мусульман здесь ровно половина, и они тоже занимаются земледелием и торговлей мехами. Некоторые занимаются лесом: заготавливают дрова и пиломатериалы. В довольно таки больших стойбищах держат скот, производят на сепараторе сливочное масло, творог, разводят гусей, индеек, уток. Высаживают овощи, такие как картофель и капуста. Из подобных больших и образцовых имений в деревне имеется имение Хусаина эфенди Ширинского. Все дела в этом имении содержатся в надлежащем порядке. Сам Хусаин эфенди в настоящее время — крупный торговец в Москве, основатель благотворительного общества и активный в общественной деятельности человек. В имении хозяйством управляет его жена — Марьям ханум. В остальных дворах тоже все сельские дела в руках женщин и под их контролем. Очень радостно, что во главе таких дел стоят женщины.

В Богданово, несмотря на такое маленькое количество мусульман, есть неплохая школа. Русские же дети ходят в земскую школу, расположенную в соседнем селе. Эта немаленькая школа, состоящая из 4 классов, была построена 15 лет назад Хусаином Ширинским, и с того же года ведется преподавание по новому методу. Именно эта школа распространяет по всей Тамбовской губернии семена нового метода (усуль аль-джадид). С этой стороны очень большая заслуга Хусаина эфенди, которая не должна забываться. 10 лет школу материально и духовно обеспечивал сам Хусаин эфенди и до сих пор продолжает заботиться о ней. В этом году в школе обучается 15 детей, из них 8 мальчиков и 7 девочек. Дети младшего возраста от 8 до 13 лет. Учитель Музаффар эфенди Исламкулов очень старается. Знания детей, особенно чтение и письмо, на очень высоком уровне.

В округе есть и другие мусульманские села: Иванково, Верки, Чернышево, Караулово, Молочная Гора. В каждом из них есть школы, где мальчики и девочки учатся совместно. Нам рассказывали, что и в этих селах обучение поставлено очень хорошо, как и в Азеево.

Мустафа.

Вакыт. —1914. —№ 1384.

Перевод с татарского Ф. Хабибуллин



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.