Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Минбар Ислама №2 (244) /Февраль 2016/ ИСТОРИЯ
27.03.2016

Ахметзян Мустафин — имам-хатыб Московской Соборной мечети


Посещение Московской Соборной мечети наследным принцем Йеменского королевства эмиром Сейф аль-Исламом Мухаммедом аль-Бадром. 1956 г.

В течение 30 лет проработал в Соборной мечети Москвы ее следующий предстоятель — уроженец села Шубино (ныне Нижегородской области) Ахметзян Мустафинович Мустафин (1902–1986). Сын сельского имама, репрессированного в 1930-е годы, он прошел обучение в знаменитом казанском медресе «Мухаммадия», после революции продолжил обучение в медресе у известного нижегородского богослова Х. Альмушева, работал и учился в педагогическом институте Казани. С 1940 года жил в Москве и являлся здесь неофициальным муллой. В 1956 году по рекомендации муфтия ДУМЕС Шакира Хиялетдинова стал вторым имамом Московской Соборной мечети.


Ахметзян Мустафин (19021986)

А. М. Мустафин выделялся своими обширными познаниями в знании и толковании Корана, владении арабским языком, умении вести богослужения и выступать с проповедями. Московская мечеть к этому времени превратилась в своеобразную «визитную карточку» советского ислама, и во время встреч с зарубежными гостями (среди которых, помимо многочисленных дипломатов, религиозных и общественных деятелей и журналистов, были президент Египта Г. А. Насер в 1958 году, президент Йеменской Арабской Республики А. ас-Саляль в 1964 году, руководитель ливийской революции М. Каддафи в 1969 году) Ахметзян-хазрат свободно говорил без переводчика, используя свое отличное знание арабского языка. В начале 1960-х годов он стал имам-хатыбом мечети, показав себя муд­рым человеком, способным оградить прихожан от конфликтов с нетерпимой к религии власти, и талантливым проповедником.

В 1970-х годах Мустафин принимал участие в международных конференциях, которые организовывались советскими мусульманами с согласия властей с целью консолидации политических и богословских кругов ряда союзных и дружественных мусульманских государств вокруг политики СССР. В 1974 году после смерти муфтия ДУМЕС Ш. Хиялетдинова А. М. Мустафин стал исполнять обязанности председателя Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири в Уфе. Поскольку имам-хатыбы Московской Соборной мечети являлись со времен К. Салихова мухтасибами ДУМЕС по Московской и Горьковской областям, Чувашской и Мордовской АССР, Ахметзян Мустафин задолго до приезда в Уфу имел представления о состоянии дел в общинах, лично знал многих местных имамов, оказывал им большую практическую помощь и консультации. Однако он был уже в преклонном возрасте и после избрания муфтием Г. Исаева в 1975 году вернулся в Москву.

Здесь накануне московской Олимпиады 1980 года, вместе с председателем «двадцатки» мечети Абдулкадыром Валитовым (1946–1980) А. М. Мустафин спас здание Соборной мечети, которое власти намеревались снести в связи со строительством олимпийского спортивного комплекса. Согласно планам реконструкции города, в 1979 году Московская Соборная мечеть — единственная в центральной России, должна была быть снесена как мешающая строительству спорткомплекса «Олимпийский». Кроме того, идеологическое наполнение Олимпиады‑80 не допускало наличие мусульманской мечети бок о бок с объектом международного значения в стране победившего социализма. Она была даже исключена из планов города и не отмечалась на картах до 1985–1987 годов. Мобилизовав мусульманский дипломатический корпус и пожилых мусульман — ветеранов войны и труда, А. Мустафин и А. Валитов отстояли мечеть.

Значительным фактором, влияющим на положение Московской Соборной мечети в течение всего советского периода, были ее связи с мусульманами Финляндии. Татары Финляндии всегда поддерживали своих единоверцев и земляков из СССР, включая политических эмигрантов — как Лутфи Исхаки, Муса Бигиев, Садри Максуди, Гаяз Исхаки и др. Хотя по-настоящему «железный занавес» на границе двух стран рухнул только в 1990-е годы, отдельным имамам из СССР удавалось навестить земляков Финляндии. Среди них — муфтий ДУМЕС Шакир Хиялетдинов и имам-хатыб Московской Соборной мечети Ахметзян Мустафин.


Шакир Хиялетдинов (18901974)

Московская Соборная мечеть оставалась центром притяжения для всех мусульман города, независимо от их национальности. Стоит учитывать, что в 1970-е годы среди прихожан мечети было большое количество студентов московских вузов, прибывших на учебу в СССР из стран мусульманского мира. Однако в целом мечеть имела особое, не только культовое, но и институциональное значение для татарской общины города. Как и у всех мусульман, у московских татар этническая и конфессиональная идентичность были взаимосвязаны, и татарское самосознание одновременно означало принадлежность к мусульманской религии. В значительной мере именно Московская Соборная мечеть способствовала сохранению этнического самосознания у татар столицы. К примеру, торжественные проповеди А. Мустафина в Московской Соборной мечети были для прихожан образцами владения татарским языком. Во дворе мечети в Выползовом переулке звучала татарская речь, здесь встречались земляки и знакомые.

Безусловно, те успехи, которые имела мусульманская община Москвы, были в определяющей мере связаны с деятельностью Ахметзяна Мустафина и приходского совета мечети.

1. «С Вашей стороны было высказано пожелание, чтобы мусульмане, проживающие в Финляндии, были объединены в религиозном отношении с нами, чтобы Духовное управление в религиозных делах удовлетворяло бы и Ваши желания, т. е. обеспечивало бы вас имамами и муэдзинами и организовало бы с Вами связь в религиозных делах. Тогда же с нашей стороны был дан Вам положительный ответ».

 

Из письма муфтия ДУМЕС
Шакира Хиялетдинова руководителям
татарской общины в Финляндии. 1955
 г. ЦГИА РБ

2. «МИД СССР в том, что его касается, не имеет возражений против принятия Духовным управлением мусульман Европейской части СССР и Сибири под свою юрисдикцию мусульманской общины в Хельсинки и не против того, чтобы Управление направляла в Финляндию своих служителей культа.

Заместитель министра иностранных дел СССР Семенов»

Из письма в Совет по делам религиозных культов при Правительстве СССР. 1955 г. ГАРФ

Дамир Хайретдинов,
кандидат исторических наук,

Марат Сафаров,
кандидат педагогических наук



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.