![]() |
![]() |
Минбар Ислама №1 (243) /Январь 2016/ История 26.03.2016 Московская Соборная мечеть в годы хрущевского наступления на религию 11 мая 1953 г. к обязанностям имама приступил вызванный для этого в Москву из Челябинской области Исмаил Динмухамедович Рахматуллин (1891-?). До войны он работал в канцелярии ЦДУМ, в В мае 1954 г. власти срочно вызвали в столицу имама казанской мечети «Марджани» Исмаила Минниалиевича Муштари На имама И. Муштари по-прежнему оказывали прессинг уполномоченные Совета по делам религиозных культов (СДРК), которые тщательно отслеживали повседневную жизнь мусульманской общины, разрешая или запрещая любые мелочи в жизни Соборной мечети Москвы. Он навсегда покинул Москву в 1956 г. и вернулся в мечеть «Марджани» в Казани; в системе ДУМЕС он являлся казыем Татарской АССР, Пермской и Ульяновской областей. Еще до этого, в августе 1955 г., имам отъехал в Казань по семейным делам, оставив «вместо себя» члена приходского совета Абдурахмана Хасанова. Это создало прецедент отсутствия имама в мечети, которая все больше привлекала к себе внимание иностранных гостей. В итоге власти пришли к мнению о необходимости закончить с кадровой чехардой в главной мечети СССР. С января 1956 г. в мечети в качестве и. о. имама проходил испытательный срок Ахметзян Мустафин, в середине того же года утвержденный вторым имамом. В июне 1956 г. имам-хатыбом был утвержден Камаритдин Салихов; эти имамы обеспечили стабильное существование РОМ Москвы на протяжении многих последующих лет. Уроженец села Альшик (ныне Буинского района Татарстана), Камаритдин Багаутдинович Салихов Наряду со свободным владением арабским языком, широкой образованностью и ораторским даром, его отличали также блестящие организаторские и дипломатические способности. Благодаря им московская мусульманская община в трудные годы хрущевской антирелигиозной кампании сумела не только сохранить мечеть, но и существенно расширить свою религиозную деятельность. Посещаемость мечети при новом имаме постоянно росла: ежедневно на полуденном намазе собиралось Со второй половины В 1957 г. имам Московской мечети выступал по-арабски на радиопередачах, которые транслировались в страны арабского мира; посещал посольства мусульманских стран; встречался в мечети с многочисленными гостями из стран Востока. Самым известным и особо значимым для московских мусульман стал визит президента Египта Гамаля Абдель-Насера в 1958 г. В 1961 г. имам-хатыб вторично посетил Мекку, где был принят королем Фейсалом ибн Абдель-Азизом и муфтием Саудовской Аравии; в том же году побывал в Марокко, где его принимал король Хасан II. Имам Салихов встречался и с маршалом Г. К. Жуковым, посетовавшим ему: «Молитесь за нас Богу, а то всех сажают, снимают, отправляют, жизнь становится страшной». В те годы РОМ г. Москвы неоднократно ставило перед властями вопрос о передаче в пользование прихода одного из трех домов-флигелей, находящихся во дворе мечети и возведенные на средства мусульман еще в дореволюционный период (ныне на их месте — административное здание муфтията). Общество намеревалось переоборудовать возвращенный дом под служебные и представительские функции. Пытаясь улучшить реноме Советского государства в глазах многочисленных иностранных гостей из дружественных стран Востока, отдельные чиновники-прагматики поддержали этот запрос, и в августе 1958 г. Обществу было разрешено построить на старом фундаменте новое кирпичное здание площадью в 250 квадратных метров. С 1952 по 1959 г. РОМ г. Москвы возглавлял Хамзя Айсин (Продолжение следует) Дамир Хайретдинов,
ректор Московского исламского института, к. и. н. |
ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.
Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке |
|
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина» |