С 14 по 16 декабря 2015 г. в Лондоне состоялся XI Международный мусульманский форум «Религия, идентичность и интеграция в условиях ценностных трансформаций». Его проведение можно справедливо расценить как международный прорыв российских мусульман, поскольку основным организатором мероприятия стало Духовное управление мусульман Российской Федерации при поддержке Мусульманского совета Британии, Совета муфтиев России и ДУМ Республики Татарстан.
Форум собрал лидеров мусульманских общин, богословов и светских интеллектуалов из России, Албании, Боснии и Герцеговины, Великобритании, Ирландии, Испании, Казахстана, Кыргызстана, Литвы, Македонии, Польши, Португалии, Румынии, Сербии, Финляндии, Эстонии и других стран.
Тезис о том, что современный мир переживает масштабные трансформации, под политическими, экономическими, идеологическими проявлениями которых лежат глубинные ценностные сдвиги, разделяют сегодня мыслители Востока и Запада, представители различных культур и укладов. Фундаментальные понятия человека о себе, о мире, целях индивидуума и общества, о критериях оценки действительности зиждутся на знаниях, переданных человеку Творцом еще во времена сотворения мира. В чем причина кризиса ценностей, кризиса идентичности, наблюдаемых в равной степени и на Западе, и на Востоке, какую роль в этих процессах играет вера и духовное начало — тема XI Международного мусульманского форума была сформулирована таким образом, чтобы дать толчок к обсуждению этих вопросов.
Участники XI Международного мусульманского форума «Религия, идентичность и интеграция в условиях ценностных трансформаций». 15 декабря 2015 г., Лондон
Мусульманским сообществом западной и центральной Европы данное мероприятие было воспринято с большим интересом и энтузиазмом. Было очевидно, что и сама постановка вопросов обсуждения с перспективой дальнейшего сотрудничества, и сам формат Международного мусульманского форума как консолидирующей площадки вызвал высокую заинтересованность среди европейских мусульманских общин. Мероприятие состоялось в момент, когда европейское сообщество еще не преодолело психологический шок, вызванный крушением российского лайнера в небе над Синаем 31 октября и кровавой пятницей 13 ноября в Париже. В совокупности эти теракты унесли жизни более 350 человек. Ответственность за них взяла на себя террористическая группировка ДАИШ, чья деятельность запрещена в России. В те дни лидеры и активисты мусульманских общин Европы искали для себя ответ на вопрос о подлинных причинах и механизмах вербовки молодых европейцев в ряды террористов.
Между тем разгул терроризма стал возможным благодаря политическому банкротству сразу нескольких государств ближневосточного региона, сопровождавшемуся активным вмешательством других стран. «Исход сирийской войны — завершающего и наиболее кровавого аккорда „арабской весны“ — будет иметь определяющее значение в выработке новых подходов и принципов к организации государственного устройства и международной сферы во всем мире в ХХI веке», — заявил в своем приветственном слове к участникам ХI Международного мусульманского форума духовный лидер российских мусульман муфтий шейх Равиль Гайнутдин. По мнению главы ДУМ Российской Федерации, будущее ислама во многом определит и будущее всего человечества. «По какому пути будет развиваться наша религиозная мысль и наша мусульманская умма в XXI веке — по образцу ДАИШ или по пути Коранического гуманизма?» — вектор дискуссии был определен этим вопросом муфтия Гайнутдина.
Коранический гуманизм и «разгерметизация» уммы стали ключевыми тезисами доклада муфтия шейха Равиля Гайнутдина (напечатан в нашей газете — прим.ред.). Актуально прозвучало мнение о том, что концепция деления мира на «территорию войны» (дар аль-харб) и «территорию ислама» (дар аль-ислам) теряет свою актуальность. Муфтия Гайнутдина в этом поддержал Абдуллах бен Мансур, президент Федерации исламских организаций Европы (Брюссель). В своем докладе на тему «Правовые основы взаимоотношений между мусульманами и немусульманами», в части тезисов, он также призвал ограничить понятия «территория войны» (дар аль-харб) и «территория ислама» (дар аль-ислам), отметив, что страны, где проживают мусульмане (а их в мире большинство), не могут считаться «территорией войны». Спикер подчеркнул, что война в исламе является больше исключением, нежели правилом. «Ислам — это религия мира и добра, безопасности и умиротворения», — подчеркнул он.
Абдуллах бен Мансур в пяти тезисах изложил свое видение основ, на которых должен строится диалог между различными религиозными и культурными группами. Это следование кораническому принципу о познавании друг друга различными народами; осуществление религиозного призыва не словом, а личным примером; отказ от понятий «территория мира» и «территория неверия»; понятие об исламе как о религии мира и безопасности.
Риторике столкновения цивилизаций и межкультурной конфронтации участники ММФ противопоставили тезис о диалоге разнообразных частей человеческого сообщества. Вместе с тем, как подчеркнул принявший участие в Форуме в качестве специального гостя представитель Русской Православной церкви архиепископ Сурожский Елисей, в современном мире при налаживании диалога нередко отрицаются духовные и исторические особенности сторон, что формирует субкультуру, невосприимчивую к традиции. Необходим духовный диалог, позволяющий его участникам сохранять и в доброжелательной манере отстаивать свои убеждения, считает архиепископ.
Опыту сосуществования различных культур и духовных традиций были посвящены выступления муфтиев Польши — Томаша Мицкевича, Литвы — Ромаса Якубаускаса, Эстонии — Ильдара Мухамедшина, и других ораторов.
До трети общей численности мусульманской общины Соединенного Королевства составляет молодежь, в связи с чем молодежное направление работы и сотрудничества между мусульманскими организациями различных стран имеет особую важность, заявил, выступая на Форуме, генеральный секретарь Мусульманского совета Британии доктор Шуджа Шафи.
Без сомнения, это утверждение вполне справедливо и в отношении других стран Западной Европы. Социальная, воспитательная, интеграционная работа становится тем более актуальной в свете небывалого наплыва в Европу беженцев из Ближнего Востока. Показательны данные, приведенные главой татарской мусульманской общины Финляндии Атиком Али: за последние шесть месяцев численность мусульман в этой стране увеличилась с 60 до 85 тысяч, иначе говоря, выросла на 40 процентов, поставив, таким образом, принимающее общество перед задачей социальной и культурной интеграции прибывших.
Директор Института востоковедения РАН профессор Виталий Наумкин выразил полное согласие с мнением муфтия шейха Равиля Гайнутдина о кризисе идентичности как первопричине многих негативных социальных и политических явлений. По мнению авторитетнейшего арабиста, на путь убийств и насилия молодых людей толкают лжеценности. «Молодежь ищет смысл жизни и не находит его», — заявил Наумкин.
Обеспечение безопасности невозможно без комплексного подхода к решению множества задач социального, экономического, идеологического характера, убежден генеральный секретарь Европейского совета фетв и исследований (General Secretary of the European Council for Fatwa and Research) шейх Хусейн Халава из Ирландии.
Важным и чрезвычайно актуальным блоком в обсуждениях прозвучала экологическая тематика. О том, что проблемы сохранения окружающей среды, климатических изменений войдут в число важнейших забот человечества, стало понятно в дни работы Климатического форума ООН, прошедшего в Париже с 30 ноября по 12 декабря 2015 г. Экологическая тема, в частности, призыв довести до глобального мусульманского сообщества решения указанного Климатического форума и безотлагательно озаботиться проблемами экологии нашли отражение в Резолюции ММФ.
В заключительном слове сэр Икбал Сакрани — основатель Мусульманского совета Британии и наиболее влиятельная фигура в мусульманской общине Соединенного Королевства — поблагодарил организаторов Форума и лично муфтия шейха Равиля Гайнутдина и отметил, что формат Международного мусульманского форума, его проведение не только в Москве, но и в столицах других государств, для консолидации мусульманских лидеров востребованы и перспективны.
Подводя итоги XI ММФ, можно уверенно говорить о том, что голос российских мусульман важен для европейских мусульманских общин. Стоит обратить внимание и на слова одного из участников — генерального секретаря Ассоциации мусульманских ученых Великобритании шейха Мохаммада Исмаила, который выразил восхищение фактом открытия в сентябре Московской Соборной мечети. «Мы были восхищены благородным и великим делом открытия Соборной мечети в Москве, которое стало возможно благодаря помощи и поддержке, оказываемым российским государством мусульманскому сообществу страны, — заявил он от имени 800 имамов, входящих в Ассоциацию, — с большим воодушевлением мы воспринимаем информацию о внимании, которое уделяется Президентом России Владимиром Путиным российским мусульманам, что подтверждается его участием в церемонии открытия Московской Соборной мечети. Убежден, что российские мусульмане заслужили уважение российского общества, добились интеграции и единства под Вашим руководством».
Другими словами, опыт межкультурного и межрелигиозного диалога, государственно-конфессионального взаимодействия, опыт проживания в качестве меньшинства, но с сохранением собственной идентичности и важнейших национальных и религиозных институтов, не говоря уже о бесценном богословском наследии — это то, то привлекает взоры европейских мусульман к своим российским единоверцам. Такой интеллектуальный и духовный обмен приобретает дополнительную актуальность, учитывая факторы дезинтеграции и отсутствия взаимопонимания, политического кризиса в регионе, являющемся сердцевиной исламского мира — Ближнем Востоке.
Пресс-служба ДУМ РФ