Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 9-10 (167-168) /Ноябрь-Декабрь 2015/ Путь братства: ислам
14.02.2016

Наша религия ислам рассматривает людей как создания Всевышнего. Разделение же людей по расовому, языковому, национальному, классовому и другим подобным этим признакам подрывает основы мира в обществе.

Коран повествует нам о том, что человек является в своем роде уникальным творением и имеет ряд особенностей, присущих только ему. Перечислим же некоторые из них:

1) Создавая человека, Всевышний вдохнул в него из своего духа. «Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц» (Св. Коран, 15: 29). Поэтому не удивительно, что человек наделен такими способностями, как разум, творчество, рефлексия и т. д. То есть это те особенности, которые явно отличают человека от других живых организмов.

2) Согласно мнению некоторых ученых, человек из-за своей гордыни взял ответственность, от которой отказались даже горы. «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным» (Св. Коран, 33: 72). Человек, в отличие от животных, наделен свободой выбора, не руководствуется лишь инстинктами и является испытуемым существом, несущим ответственность за свой выбор.

3) Аллах сделал человека наместником на земле. «Вот твой Господь сказал ангелам: „Я установлю на земле наместника“. Они сказали: „Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?“ Он сказал: „Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете“» (Св. Коран, 2: 30). Это еще раз говорит о том, какая великая ответственность была возложена на человека. Ведь будучи наместником, он несет ответственность не только за себя, но и должен заботиться о других живых существах на Земле.

4) Также в следующем аяте говорится об еще одной способности, характерной именно для человека. «Он научил Адама всевозможным именам, а затем показал их (творения, нареченные именами) ангелам и сказал: „Назовите мне их имена, если вы говорите правду“» (Св. Коран, 2: 31). То есть речь человека и его способность дать название-термин любой вещи, событию и т. д. является очень важной чертой человечества, которой Всевышний наделил род людской. В приведенном нами выше аяте Аллах повелел ангелам поклониться первому человеку, это также свидетельствует в пользу того, что человек является возвышенным Всевышним творением.

Шейх Галиб, мусульманский поэт и богослов, писал: «О человеческое дитя, знай же себя, взгляни на себя и увидишь. Увидишь, что в тебе целый мир. Цени же это и проживи подобающую этому жизнь». Понимание того, что человек является уникальным, возвышенным Всевышним Аллахом существом должно стимулировать человека прожить соответствующую своему статусу жизнь и соответственно относиться и к окружающим людям. Душа человека бессмертна, и мы понесем ответ за свои действия в жизни вечной. Религия указывает нам путь к добродетели, говорит нам о правилах и методах достижения её. «Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он — Могущественный, Прощающий» (Св. Коран, 67: 2).

Согласно исламской мысли, религия — это система, которая была передана Аллахом через Его посланников. Это система ведет обладателей ра­зума к миру и счастью в земной обители и бесконечному счастью в мире вечном. Религиозное чувство содержится в самом естестве человека, в его «фитре». Человеку как творению присуща потребность в поиске защиты и помощи сильного. В трудных, экстремальных ситуациях люди, порой неожиданно для себя, взывают к Богу. Эта потребность удовлетворяется религией. «Обрати свой лик к религии, как ханиф. Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого» (Св. Коран, 30: 30).

Таким образом, можно сказать, что религия — это также система морально-этических ценностей, ниспосланных Всевышним. Религия является одним из самых эффективных инструментов объединения общества. Она удовлетворяет духовные потребности как человека, так и общества в целом. Религия направляет поступки и помыслы людей. И является важным для духовного и вместе с тем физического здоровья человека. Безверие же приводит к стрессам, одиночеству, беспокойству и несчастью. Это и лежит в основе большого количества самоубийств на Западе.

Религия объединяет людей на основе единого сознания, священного чувства и морально-этических ценностей. Люди, объединенные по такому принципу, не оставят в беде одиноких, нуждающихся и сирот. И будут всячески помогать им.

В этом смысле ислам провозгласил уникальные принципы. Много веков мусульмане, будучи носителями этих ценностей, создавали цивилизацию, которой восхищалось человечество. Ислам рассматривает человечество как большую семью, наделенную различными особенностями. В такой семье различия — это богатство. И каждый человек как мазок на многоцветной картине мироздания. Единственность — это особенность Создателя, создания же могут быть разными. «Среди Его знамений — сотворение небес и земли и различие ваших языков и цветов. Воистину, в этом — знамения для обладающих знанием» (Св. Коран, 30: 22). Мы видим из этого аята, что создание людей различными по расе, национальности, языке и т. д. указывает на Величие, Всезнание и Могущество Творца, является Его знамением. Поэтому не видеть этих различий или запрещать изучать эти различия является неправильным. Наличие различий и разнообразие в самой сути творений. Наша религия относится ко всем как к созданным Аллахом. Поэтому наряду с признанием того, что люди разнообразны, запрещено критиковать людей за их языковые, национальные, расовые различия. Такого рода критика несет нестабильность и вред миру в обществе.

В исламской традиции всегда плохо относились к разделению общества по расовому, языковому, этническому признаку. И любые попытки разделить общество осуждались и пресекались. «Воистину, верующие — братья» (Св. Коран, 49: 10). И этим все сказано. Мусульмане являются братьями не по матери, но по вере. И такое братство более крепкое. Рожденные от одного отца и матери могут впоследствии стать врагами. Более того эта связь потеряет смысл в Судный день, когда все будут обеспокоены лишь своими проблемами. «А в тот день, когда затрубят в Рог, между ними не останется родственных связей, и они не будут расспрашивать друг друга» (Св. Коран, 23: 101).

Основной ценностью для человека и мерилом в исламе является его добродетель, знание и нравственность. Гордость, разделяющая людей не присуща мусульманам. И является тем чувством, руководствуясь которым Шайтан отказался совершить поклон Адаму. «Аллах сказал: „Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?“ Иблис сказал: „Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его — из глины“» (Св. Коран, 7: 12).

В исламе нет места для разделения людей. Люди как в строении своих тел, так и в своих убеждениях и мыслях могут различаться. Коран говорит нам об этом: «Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях» (Св. Коран, 5: 48).

Различия — это то, что должно приводить людей к единству, равенству, миру и диалогу. В конечном счете, ислам — мировая религия, обращенная ко всему человечеству. Кто-то верит, кто-то нет. В любом случае нужно считаться и любить сотворенных Творцом. Проживая в одной стране многие годы, между нами появилось много общего.

Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) говорил: «В своём милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: если один из органов заболевает, то все тело отзывается на это бессонницей и горячкой». Если члены одного общества будут жить в согласии и гармонии друг с другом, то в таком обществе установится мир и спокойствие. Да и проблемы в таком обществе решать легче. Как говорит народная мудрость: «Одна голова хорошо, а две лучше». Единое общество может сделать очень многое.

Стремление к единению также нашли свое отражение в практике поклонения. Например, совершая пятикратный намаз, мы читаем суру «Аль-Фатиха», говоря: «... Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи...» Обращаясь к Аллаху с местоимением «мы», а не «я». Пятничный и праздничный намазы совершаются вместе. Одним из смыслов поста в месяц рамадан является необходимость вспомнить о нуждающихся людях и помочь им, опять же, это способствует единению общества. Целью выплаты закята, обязательной милостыни, является помощь ближнему. Хадж также является местом единения мусульман, где люди разных рас, национальностей, языков, цветов кожи собираются в одном месте для поклонения Всевышнему Аллаху. Вера объединяет совершенно разных людей.

В своей короткой мирской жизни нужно приложить максимум усилий для того, чтобы этот мир стал еще лучше. Отстранившись от эгоизма, думать о решении общих проблем. Быть вместе — это и есть секрет счастья и успеха. В конечном счете, все мы смертны и рано или поздно переселимся в мир Вечный. Поэтому к чему все эти споры и разногласия. Свою статью хотел бы закончить стихотворением Юнуса Эмре: «Идем, познакомимся, облегчим твои трудности, возлюбим ближних, ведь этот мир не останется никому».

Доктор Ахмет Акын,

муфтий г. Эскишехир (Турция)

Перевод с тур. Ренат НИГМАТУЛЛИН



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.