Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 9-10 (167-168) /Ноябрь-Декабрь 2015/ Московская Соборная мечеть в конце 1920‑х гг.: Имам-хатыб Абдулла Сулеймани
14.02.2016

В первые месяцы после открытия обновленного комплекса Московской Соборной мечети исследователи, журналисты, прихожане с особым вниманием и теплотой вспоминают имена меценатов и религиозных деятелей, способствовавших организации мусульманской жизни в Выползовом переулке, укрепивших авторитет мечети, пользовавшихся заслуженным уважением у московских татар. Особое имя — имам-хатыб Абдулла Сулеймани (1886–1937).

Здесь необходимо отметить, что к торжественной церемонии открытия мечети было подготовлено несколько научных изданий, посвященных истории мусульманской общины Москвы. Важное и, на мой взгляд, ключевое значение имеет капитальный альбом «Московская Соборная мечеть — путеводный маяк уммы», подготовленный коллективом ведущих специалистов по истории ислама в России. Составителями альбома выступили Д. В. Мухетдинов и Д. З. Хайретдинов. Ра­зумеется, говорить об этом альбоме необходимо особо и детально. Мне, вместе с коллегами также принимавшему участие в подготовке работы, конечно, трудно объективно оценить данный труд. Однако очевидно, что профессиональное сообщество еще осознает значение этого фундаментального издания, впервые вводящего в оборот колоссальное количество уникальных фотоматериалов, ретроспективно показывающих историю мусульманской жизни в Москве. Документальные источники, скрупулезно собранные нарративные свидетельства — все это позволяет теперь получить развернутое представление о разных этапах истории общины, и шире — ислама в России, на протяжении XX столетия.

В альбоме и в других публикациях было рассказано о жизни и служении в Московской Соборной мечети всех её имамов. И если такие выдающиеся религиозные деятели послевоенного времени, как Ахметзян Мустафин (1902–1986) и Ризаутдин Басыров (1907–1994) хорошо известны и современным прихожанам — многие застали их, помнят хутбы, произнесенные великими наставниками, то более отдаленные от нас исторические периоды и действующие лица давно прошедших времен уже не оставили свидетелей. Лишь обрывочные данные, тщательно собираемые историками, позволяют реконструировать первые десятилетия жизни тогда еще скромной квартальной мечети в Мещанской части Москвы. Тихий, почти провинциальный облик северной окраины города — сейчас уже трудно представить облик местных улиц и переулков — четырех Мещанских, Старой Божедомки, Самотеки. Вплоть до Трубной площади в коммунальных квартирах, деревянных домах жило здесь много татар, в пятничные и праздничные дни посещавших свою «Мещанскую» мечеть.

Противоречивые 1920-е гг... Жизнь мечети еще существенно не ограничена (действовал мектеб; община еще достаточно самостоятельна в своей внутренней жизни), но эпоха неумолимо сменялась. Именно в конце благодатного времени НЭПа в Выползов переулок пришел служить имамом Абдулла Сулеймани. И хотя Абдулла-хазрат был имамом в Москве сравнительно недолго, именно при нем Мещанская община пересекла рубеж эпох и вошла в трагические 30-е гг.

 

Абдулла Сулеймани до прихода в мечеть был известен московским мусульманам уже долгие годы. Ученик великого Галимджана Баруди, шакирд медресе «Мухаммадия», один из ярких представителей джадидизма — Абдулла Сулеймани являлся активным участником Всероссийского съезда мусульман, происходившего в мае 1917 года в Доме Асадуллаева. На съезде Центрального духовного управления мусульман в Уфе в 1926 году Абдулла Сулеймани вошел в состав совета улемов, став одним из ключевых соратников муфтия Риза Фахретдина.

Именно Риза Фахретдин привел родословную Абдуллы Сулеймани, указывая, что далекие предки имама вышли из-под Нижнего Новгорода. Среди родных Абдуллы-хазрата — муллы, мударисы, ахуны, жившие в деревне Каршин-Шариф (современное село Шарипово Кушнаренковского района Башкирии), в Богатых Сабах Мамадышского уезда Казанской губернии. В самом Мамадыше Абдулла Сулеймани родился в 1886 году.

Московским и нижегородским мусульманам имя Абдуллы Сулеймани важно помнить и в связи с особым вкладом, который видный имам-хатыб внес в историю этих ключевых общин. Возглавляя в предреволюционные годы общину легендарной Ярморочной мечети в Нижнем Новгороде, проявлял себя активным, целеустремленным, мудрым наставником мусульман. Абдулла Сулеймани пользовался авторитетом среди очень сложной и наиболее влиятельной прослойки татарского общества начала XX века — купечества, съезжавшегося из Казани, Уфы, Троицка, Астрахани, Оренбурга, Касимова и других знаменитых городов Российской империи на знаменитую Нижегородскую ярмарку, продолжавшую называться татарами «Макария» (в память о старой Макарьевской ярмарке, проходившей также в Нижнем).Только образованный имам с сильным характером мог укрепиться в Ярмарочной мечети.

В Москве 1920-х гг., еще до своего утверждения первым имам-хатыбом, Абдулла-хазрат проводил пятничные намазы вместе с Абдулвадутом Фаттахетдиновым (1882–1954), а после его ареста возглавил общину.

Конечно, ныне вспоминают Абдуллу-хазрата Сулеймани и в связи с его трагической судьбой — до последних дней жизни он защищал интересы ислама в советской России и стал жертвой репрессий. В трагический 1937 год вместе с Мухлисой Буби, Кашшафом Тарджемани, Зией Камали он в ходе разгрома Духовного управления и мусульманских структур был арестован. История не знает сослагательного наклонения, но сколь много Абдулла Сулеймани мог сделать для мусульман России, если даже в отведенные ему годы он добивался решения краеугольных проблем уммы: организации религиозной жизни после 1917 года, работал на сложнейшем посту казыя Духовного управления, поднимал дискуссионные вопросы статуса женщин в мусульманской общине, управлял приходской работой в крупнейших городах страны. Разумеется, Абдулла Сулеймани не был мощным, бескомпромиссным идеологом-реформатором, подобным титану — Мусе Бигееву. Абдулла Сулеймани пытался соблюдать равновесие между разными группами мусульманского сообщества России в переломный 1917 год.

К примеру, в вопросах предоставления прав женщинам на съездах 1917 года он считал, что необходимо соблюдение коранического права женщин на равноправие, на следование нормам шариата в вопросах наследования имущества, в допущении женщин в мечеть. Но контроль над вопросами оформления брака и развода Сулеймани оставлял за Духовным управлением и настаивал на этом.

Однако осторожным свидетелем процессов, происходивших в умме, Абдуллу Сулеймани также назвать нельзя. Он активно участвовал в различных проектах национально-территориального устройства народов Поволжья, выступая за концепцию территориальной автономии, фактически ставшей основой создания в 1920 году Татарстана в составе РСФСР. К его мнению прислушивались не только татары и башкиры — в годы Гражданской войны голос Абдуллы Сулеймани был важен при выработке политических программ, при частой смене власти в Поволжье — этом важнейшем пространстве России.

Примечательно, сколь яркой фигурой был Абдулла Сулеймани. Хотя он был имам-хатыбом Московской Соборной мечети всего год (1929–1930), память о его служении, харизматичной фигуре сохранялась несколько десятилетий и после трагической гибели имама.

Так, Рауза Ахмедовна Кастрова (1911–2012) — хранительница истории мусульманской общины Москвы, вспоминала, что в конце 1920-х гг. про московскую общину говорили, что в ней есть два Абдуллы-хазрата: Абдулла Шамсутдинов — в Замоскворечье, на Большой Татарской улице, и Абдулла Сулеймани — в Мещанской части города. Так сложилось, что оба великих московских Абдуллы-хазрата погибли в годы репрессий...

Абдулла Сулеймани запомнился Раузе Кастровой сильным человеком, старавшимся контролировать жизнь своей общины. Он знал о каждой татарской семье, посещавшей мечеть, о татарах, живших в районе Мещанских улиц. Про Мещанскую часть города Абдулла Сулеймани говорил: «Минем мәһәлләм» (тат. «моя махалля», «моя община»), — настаивал, чтобы местные татары посещали именно мечеть в Выползовом переулке и совершали здесь все обряды, включая поминальные. Собственно, так и происходило. Две московские мечети слабо пересекались между собой и существенно отличались по социальному составу прихожан.

При Абдулле Сулеймани Мещанская община стала увеличиваться — начавшаяся коллективизация вынуждала татарских крестьян покидать свои родные села и устремляться в Москву. Вчерашние сельчане — приверженцы религиозной традиции, становились прихожанами мечети.

Как вспоминала Рауза Кастрова, в самом конце 1920-х гг., при Абдулле Сулеймани, мечеть стали посещать азербайджанцы-кызылбаши — представители одного из направлений шиизма. В дни Ашура в течение нескольких лет они проводили во дворе мечети в Выползовом переулке свои обрядовые мистерии с самобичеванием в память имама Хусейна, столь непривычные московским татарам. В Москве на рубеже 1920–30-х гг. жило много иранских поданных (в основном христиан — армян и ассирийцев), но также и мусульман-шиитов (персов и азербайджанцев), активно посещавших обе городские мечети.

Непродолжительное служение Абдуллы Сулеймани в Москве завершилось — пришли годы испытаний и трагедий. В начале 30-х гг. имам некоторое время находился под арестом. Вторично Абдулла-хазрат был репрессирован в 1937 году...

Имам-хатыбом мечети стал Муса Кабиров (1895–1938), происходивший из рода потомственных религиозных деятелей нижегородской Медяны, и служивший в Москве при Абдулле Сулеймани муэдзином. Его жизнь также трагически оборвалась в эпоху репрессий.

... Мамадыш Казанской губернии, ныне находящейся на территории Татарстана — родина Абдуллы Сулеймани; Нижний Новгород, Казань, Уфа. Города, где прошла его жизнь. И обновленная Московская Соборная мечеть связана с этим выдающимся религиозным деятелем. Он был здесь имам-хатыбом...

Марат САФАРОВ,

кандидат педагогических наук



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.