Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 9-10 (167-168) /Ноябрь-Декабрь 2015/ Единство в многообразии
14.02.2016

Как известно, отмечаемый в нашей стране 4-го ноября День народного единства приурочен к одному из важнейших событий в истории нашей страны — окончанию смутного времени, и призван ежегодно напоминать всем нам о важности единства и пагубности смуты.

Хотя истинность этого тезиса очевидна для любого здравомыслящего человека и неоднократно подтверждалась и продолжает подтверждаться многочисленными событиями в жизни разных народов и обществ, движимые сатанинскими наущениями смутьяны и раскольники в угоду своих корыстных и низменных интересов не оставляют надежд всевозможными способами посеять раздор.

Найти различия между людьми очень легко, ведь каждый человек — это уникальный индивидуум, и даже близнецы, родившиеся от одного отца и одной матери, имеют свои отличительные особенности. Человечество многообразно — различные расы, народы, этнические группы, уровень интеллекта, образования, характер, социальное положение, мировоззрение, религиозные взгляды и сотни других отличающих нас друг от друга особенностей. Но, такими разными сотворил нас Господь, Который многократно подчеркивает это человеческое многообразие в Своем заключительном послании — Священном Коране, в одном из аятов которого говорится: «Среди Его знамений — сотворение небес и земли и различие ваших языков и цветов. Воистину, в этом — знамения для обладающих знанием» (Св. Коран, 30: 22).

В отличие от идущих на поводу у сатаны тоталитарных сект и экстремистских организаций, в том числе и псевдоисламских, желающих воплотить в жизнь утопичную идею о единообразии людей и мнений, пропагандирующих ненависть к любому инакомыслию, религия единобожия, основанная на учении Корана, рассматривает многообразие людей как наполненную мудростью неизменную волю Самого Всевышнего, ибо в священных аятах Писания говорится: «Если бы твой Господь захотел, то Он сделал бы человечество единой общиной. Однако они не перестают различаться, за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь. Он сотворил их для этого» (Св. Коран, 11: 118–119).

Многие комментаторы Корана, начиная с общепризнанного авторитета из числа последователей сподвижников Пророка (табиуна) аль-Хасана аль-Басри, подчеркивали, что под указательным местоимением «ли-залика» — "для этого«, подразумевается именно различение, т. е. Всевышний сотворил людей, чтобы они различались. А один из комментаторов отмечает, что «смысл этих слов состоит в том, чтобы подчеркнуть, что настойчивое требование Бога выполнить Его повеления отнюдь не свидетельствуют о том, что у Него не достает возможностей вывести всех сразу на один, заранее преопределенный путь. Такого рода вера, думается, была бы бесполезной. Такая единая, уравнительная и принудительная вера, лишенная добровольной мотивации, никуда не ведет. Она не отражает индивидуальных различий, не стимулирует эволюционного роста и не способствует поощрению добродетели».

Однако боговдохновенное разнообразие людей вовсе не отрицает их единства, а, напротив, является фундаментальной основой единения человечества, сформулированной в известном девизе: «Единство в многообразии». Ведь осознание одним человеком уникальности другой личности, наделенной Богом правом быть отличной от него, является самым мощным заслоном от пламени смуты и раздоров, раздуваемых злодеями именно на противопоставлении различий.

Размышляя над истинными причинами межчеловеческих конфликтов, выдающийся мусульманский мыслитель прошлого столетия Мухаммад аль-Газали отмечал: «Различное понимание вещей, столкновение мнений — вполне обыденное дело в нашей жизни, но это не является причиной для разрыва отношений и раздора. Причины раздора кроются в совокупности других факторов: когда разногласия во взглядах и идеях используются в качестве отдушины для потаенных страстей. Это приводит к тому, что поиски истины превращаются в один из видов упорства, которое никак не связано со знанием. Если бы намерение заключалось только лишь в постижении истины, а шествующие в авангарде устремились к ней, будучи далеки от желания добиться победы, славы, главенства и богатств, то это бы положило конец всем спорам и конфликтам, которые наполнили историю смутой, печалью и страданиями».

Вместе с провозглашением естественности многообразия человечества, Господь призывает людей помнить о своем общем родстве и, несмотря на все существующие разногласия, объединяться на основе общечеловеческих морально-нравственных ценностях, заложенных Им в естественную природу каждого человека, провозглашенных через все Его Откровения и всех посланников.

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать (общечеловеческие) родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами» (Св. Коран, 4: 1).

«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (Св. Коран, 5: 2).

С особым вниманием Священный Коран предостерегает верующих, должных нести всему человечеству пример единства и добродетели, от разногласий и конфликтов на религиозной почве: «Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения» (3: 105).

Безусловно, что различия в человеческом понимании религиозных постулатов совершенно естественны, так как основываются на узаконенном Господом многообразии человечества и по выражению заключительного Божьего Посланника (мир ему и благословение Всевышнего) являются милостью. В другом пророческом изречении подчеркивается, что искренне стремящемуся познать истину даже в случае ошибки обещана награда Всевышнего. Комментируя этот хадис, Мухаммад ал-Газали отмечает: «Ислам мягко отнесся к расхождению умов в понимании и воздал ошибающемуся одно вознаграждение, а правому — два вознаграждения. Затем он взял их всех под свое широкое и заботливое крыло — если они искренни в своих поисках истины, жаждая познать ее и жить по ней. Как видите, милость Аллаха зависит от результатов размышления человека в той же мере, в которой она зависит от благочестия умысла. Так почему поиски людей сужаются в том, что расширила религия Аллаха? И отчего же между ними возникает жестокость и черствость? Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) велел сподвижникам — выходцам из Медины, совершить предвечернюю молитву (аль-аср) лишь в местности, населенной племенем Бану Курайза, некоторые истолковали этот приказ, основываясь на том, что это связано с истечением времени, и поэтому они совершили молитву в пути. Другие поняли это буквально и совершили «аср», когда уже стемнело. Что же касается Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), то он признал точку зрения обоих групп. Именно в этом заключается дух ислама — в излечении научных разногласий, и это неизменно будет так, если совесть и ум людей устремятся по прямому пути... но когда предметом разногласий становится охота за мирской жизнью, то в жизни воцаряется упрямство и ненависть, чем губится и сама жизнь, но еще раньше — религия. Одному шейху сказали: «Застань молящихся в мечети. Они вот-вот будут драться». Он спросил: «Из-за чего?» Ответом было: «Одни хотят совершить молитву таравих в восемь ракятов, а другие хотят ее совершить в двадцать ракятов». Он вновь спросил: «А что потом?» Ему ответили: «Они ждут твоего заключения (фетвы)». Он сказал: «Мое заключение (фетва) таково: мечеть надо закрыть, и ни в коей мере в ней не должен совершаться таравих, ибо таравих — не более, чем нафиля (дополнительное), а единение мусульман — это фард (обязательно). А нафиля не устанавливается, дабы разрушить фард! Поистине, искренность во имя Аллаха и проявление искренности по отношению к религии и народным массам — это более чем далеко от той шумихи, которая происходит в делах, подобных этим».

В соответствии с учением ислама о защите уммы от ужасающих последствий раскола учеными была дано заключение (фетва) о том, что исправление порицаемого необязательно, если это приведет к еще более пагубным последствиям, ибо оставить первое — вред, а случись второе — еще больший вред. Поэтому из двух видов вреда пусть будет наименьший! Разве вы не видите, что врач не совершает операцию, пока не определит, что организм может ее вынести? Так, когда он видит в этом угрозу для жизни человека, он не принимается за нее, даже если болезнь останется«.

Дорогие мои братья и сестры!

Существует множество изречений пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), в которых он предостерегает своих последователей от участия во всевозможных ссорах и смутах, отрекаясь от смутьянов и заговорщиков. Так, например, в одном из них сообщается, что как-то Божий Посланник (мир ему и благословение Всевышнего) трижды повторил: «Счастлив тот, кто сторонится смуты! Счастлив тот, кто сторонится смуты! Счастлив тот, кто сторонится смуты!» А затем добавил: «И тот, кто проявляет терпение в беде». Хотел бы обратить ваше особое внимание на последние слова Благословенного Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), ведь призыв с терпением проходить всевозможные беды в контексте предостережения от смуты подчеркивает важность не поддаваться красивым, но ложным обещаниям провокаторов, сулящих скорейшее избавление от жизненных трудностей и наступление легкой жизни. Ведь земной путь невозможен без испытаний, и только терпение сможет привести нас к счастью мирской жизни и Вечности.

В заключении отмечу, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) предостерегал нас не только от больших смут и разногласий, но и от мелких ссор и конфликтов, предупреждая, что «худшим из людей является непримиримый спорщик» и «(человеку) будет достаточно греха непрекращающейся тяжбы».

Мы молим Всевышнего Аллаха укрепить наше единство и уберечь от всевозможных смут и конфликтов, наполнить наши сердца чувствами взаимной любви и сострадания, даровать мир и благополучие всему человечеству!

Ислам ЗАРИПОВ,

 

имам-хатыб Московской Соборной мечети



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.