Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам № 9-10 (167-168) /Ноябрь-Декабрь 2015/ В тени пророческой мудрости
14.02.2016

27 ноября в конференц-зале Московской Соборной мечети состоялась презентация первой книги на русском языке всемирно известного мусульманского мыслителя современности Тарика Рамадана «По стопам Пророка».

Тарик Рамадан — профессор Оксфордского университета, старший научный сотрудник университета Дошиша (Киото, Япония), университета Женевы и Фрибургского университета (Швейцария). Доктор философии и французской литературы, магистр по арабскому языку и современным исламским исследованиям, президент Европейского Института исламской мысли в Брюсселе, директор центра исследований исламского законодательства и этики при университете Катара. Он входит в первую десятку наиболее выдающихся интеллектуалов ХХI века. Автор более 20 книг («Арабское пробуждение: ислам и новый Ближний Восток», «Во что я верю», «Радикальные реформы: исламская этика и освобождение», «Исламская этика и свобода», «В поисках смысла: философия плюрализма» и др).

Оригинальное английское издание «По стопам Пророка: Уроки из жизни Мухаммада» выпустило в 2007 году одно их крупнейших научных западных издательств «Oxford University Press».

Предлагаем вашему вниманию отрывок из этой книги
(Тарик Рамадан. По стопам Пророка: уроки из жизни Мухаммада. Пер. с англ. — Москва: Слово без границ, 2015. — 304 с.)

Рождение и воспитание

Согласно исламской традиции, Дом Господа (Кааба) был воздвигнут Авраамом и его сыном Исмаилом во имя строгого монотеизма — поклонения Единому Богу, Создателю небес и земли, Господу всего человечества, всех пророков и посланников. Прошли века, и Мекка стала местом паломничества, превратившись в центр торговли и создав огромный «плавильный котел» различных культур и религий. По прошествии некого времени поклонение Единому Богу сменилось культом племенных идолов, обретя черты политеизма. Исламская традиция сообщает, что ко времени начала ниспослания Откровения Кааба вмещала более 360 идолов, изваяний и изображений как предметов поклонения. Осталась лишь небольшая группа верующих, приверженцев Единого Бога, отказавшихся от всеобщего идолопоклонничества. Они назывались ханифами и являлись носителями традиции авраамического монотеизма. Собственно в Коране Авраам называется ханифом, его поклонение расценивается как чистое (ханиф): «Кто лучше по религии, чем тот, кто предал свой лик Аллаху, будучи добродеющим, и последовал за общиной Авраама, ханифа? Поистине, Аллах сделал Авраама Своим возлюбленным» (Св. Коран, 4: 125). Самого известного ханифа времен Мухаммада, принявшего христианство, звали Варака ибн Науфаль. Варака, наряду с другими верующими иуде­ями и христианами, проживавшими в тех местах, выражал собственно идею современного маргинального монотеизма, отвергнутую, но всё же порой находившую поборников в Мекке и ее окрестностях.

***

Союз чести

Абдуллах ибн Джадан, предводитель рода Бану Тайм и член одного из двух крупнейших союзов мекканских племен (известного как «люди благовоний»), собрал в своем доме всех представителей и членов различных родов, пожелавших положить конец распрям и заключить союз чести и справедливости, объединяющий все кланы на основе племенных, политических и коммерческих интересов. Предводители кланов заключили союз, обязуясь вмешиваться в любые конфликты, чтобы оказывать поддержку всем притесняемым и выступать против притеснителей, где бы это ни происходило и какой бы иной союз ни затрагивало. Этот союз, получивший название Союза Чести, носил экстраординарный характер, противоречил арабской заносчивости того времени и ставил принцип справедливости и защиты слабых выше родовых уз и могущества. На этой исторической встрече присутствовали юный Мухаммад и Абу Бакр, чьим жизням в будущем суждено будет сплестись воедино. Уже спустя некое время после ниспослания Откровения Мухаммад, вспоминая условия этого соглашения, сказал: «В доме Абдуллаха ибн Джадана я присутствовал при заключении такого союза, который не променял бы и на красных верблюдов, и если меня пригласят на подобную встречу в исламе, я обязательно приму такое приглашение». Пророк подчеркнул не только выдающиеся условия договора, выступавшего против извращенных племенных союзов тех времен, но и добавил, что, даже являясь носителем послания ислама, даже будучи мусульманином, всё равно одобряет сущность договора и без колебаний участвовал бы в нем снова. Это утверждение исключительно важно для мусульман, и из него можно вывести как минимум три существенных принципа. Мы уже видели, что Пророку советовали извлекать пользу из своего прошлого опыта, но здесь вывод еще шире: Мухаммад подтверждает договор, заключенный до ниспослания Откровения, настоятельно обязывающий защищать справедливость, противостоять угнетению беззащитных и слабых. Это означает, что акт, основанный на подобных принципах, обладает приоритетом и теоретически принадлежит исламу, поскольку послание ислама было ниспослано, чтобы подтвердить суть того, что человеческий разум сформулировал ранее. В данном случае Пророк ясно указывает на легитимность принципа справедливости и защиты угнетенных, сформулированного в доисламском документе. Второй урок не менее важен: в то время, когда Откровение еще продолжало ниспосылаться, и Послание было не окончено, указывается на легитимность документа, заключенного немусульманами для установления справедливости и изменения своего общества к лучшему. Постулат Пророка со всей очевидностью отрицает точку зрения, периодически встречающуюся в истории исламской мысли как ранее, так и по сей день, согласно которой договор действителен для мусульман только в случае, если имеет исламскую природу или/и если был заключен между мусульманами. Опять-таки отправной точкой является высказывание Пророка, где он однозначно признает легитимность соблюдения принципов справедливости и защиты притесненных, независимо от источника документа исламского или нет. Третий вывод непосредственно вытекает из следующего рассуждения: послание ислама никоим образом не является герметичной системой ценностей, не противостоит иным системам и не имеет с ними расхождений. С самого начала Пророк не представлял себе содержание своего послания как выражение чего-то очень чуждого и противоположного тому, что создали арабы или другие цивилизации его времени. Ислам не устанавливает новых моральных принципов и не создает герметичной системы ценностей, а основывается на ряде универсальных законов, соответствующих фундаментальным ценностям других верований и религиозных традиций, будь то даже многобожие (как многобожники Мекки того времени). Ислам являет собой послание справедливости и, как следствие, оказывает сопротивление любому притеснению и защищает достоинство притесняемых и слабых, а мусульмане обязаны признавать моральные ценности закона или договора, отвечающего этим требованиям, вне зависимости от его автора и общества, будь то мусульманин или нет. Пророк не считал приверженность моральным принципам привилегией только лишь исламской общины, а старался воспитывать верующих посредством приверженности общечеловеческим универсальным принципам. Последнее Послание не внесло ничего нового в утверждение принципов человеческого достоинства, справедливости и равенства: ислам лишь призывает к их соблюдению и подтверждает их. Что касается моральных ценностей, та же мысль присутствует, когда Пророк говорит об индивидуальных качествах людей до и после принятия ислама: «Лучшие среди вас [по моральным качествам] во времена джахилии [эпохи невежества] и в исламе лучшие, после того как поняли его [ислам]». Моральные ценности человека находятся вне принадлежности к какому-либо определенному мировоззрению; в исламе же к ним необходимо добавить знания и понимание, правильное осознание того, что ислам подтверждает (принцип справедливости) и что он требует изменить (все формы идолопоклонничества).

 

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2019 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.