Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 8 (166) /Октябрь 2015/ Значение хиджры
03.12.2015

Переселение пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) из Священной Мекки в Лучезарную Медину стало отправной точкой для нового этапа в жизни мусульман и вместе с тем положило начало новому виду летоисчисления по лунному календарю. Вместе с совершенным переселением мусульмане положили начало новому, как в личной, так и общественной жизни. Посредством произошедшего ислам достиг новых народов, которые в свою очередь совершили свою личную хиджру, устремив свои сердца к правде и справедливости, таким образом сформировался призыв уммы. Итогом переселения стало то, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) положил начало новому виду общества, который всецело опирался на справедливость, мораль и этику. Сформированная в городе Медине модель нового общества в очень короткие сроки распространилась за пределы города и тем самым оказала ключевое влияние в открытии Мекки для мусульман. Долгое время город находился во власти язычников, те же в свою очередь препятствовали совершению паломничества мусульманами и пресекали всякое инакомыслие в самом городе. Стоит отметить тот факт, что до переселения мусульман Медина носила название Ясриб. Общество города было неоднородным, в нем жило большое количество различных племен, исповедующих различные верования и ведущих перманентную борьбу между собой. О том, что жизнь в городе была не безопасной, свидетельствует тот факт, что неприкосновенность жизни гарантировалась лишь возможной местью со стороны родственников. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) после совершения переселения провел целый ряд встреч с представителями различных племен и заключил общее соглашение между племенами. Таким образом, впервые за долгое время в городе воцарился мир и спокойствие. Пророческая хиджра привела к рассвету исламской цивилизации. До переселения мусульманам для поклонения и чтения Священного Корана приходилось собираться в домах сподвижников Пророка. После переселения впервые верующими была построена мечеть аль-Куба в пригороде. О ней в Священном Коране сказано: «Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней» (Св. Коран, 9: 108). С этого момента дома Аллаха стали появляться по всему миру. Город из Ясриба был переименован в Медину, ставшую впоследствии ядром исламской цивилизации. И именно из этого ядра появилась та культура, которая показывает всему человечеству путь из мрака в свет, из заблуждения — в истину. Принимая все это во внимание и учитывая, что именно хиджра (переселение из Мекки в Медину) стала отправной точкой для исламской культуры и цивилизации, во времена правления праведного халифа Умара, по совету Али, было принято решение принять новое летоисчисление по лунному календарю со дня хиджры (переселения из Мекки в Медину). Все это указывает на тот неоспоримый факт, что для истории ислама и его культуры хиджра несет глубокий смысл и ценность.

Хиджра не просто какое-то историческое событие, не просто перемещение тел в пространстве. Это также рождение и движение идей и мыслей. Переход из одного состояния в другое. Мусульмане в этом переселении были ведомы лишь верой и полной убежденностью в обещанное им Пророком (мир ему и благословение Всевышнего). Они двигались к будущему, преисполненному неопределенности. Даже само начало пути таило в себе множество опасностей. Этот путь мог закончиться, даже не начавшись. Впереди их ждало множество испытаний, таких как мертвая пустыня, нехватка еды и продовольствия, палящее солнце, преследование мекканских язычников и долгий путь, длиной в 500 километров. Но ничто не смогло противостоять их вере. Вере, которая способна двигать горы, вере во Всевышнего Аллаха, во власти Которого все, что на небесах и на земле. Очевидно то, что сильные, развитые во всех отношениях цивилизации были созданы такими людьми, как переселенцы-мухаджиры. Люди, способные на поступок во благо, в своих действиях руководствуются истиной, а не страстями. В свою же очередь такие люди черпают свои силы от единомышленников, подобных ансарам, мусульманам Медины, в трудную минуту поддержавших своих братьев единоверцев, большинство которых они видели впервые.

Без сомнения, в наши дни нужно правильно воспринимать и правильно понимать такое явление как хиджра, знать то, каким образом оно было осуществлено в истории ислама весьма важно. Переселение достопочтимого пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) не являлось побегом от тех трудностей и притеснений, с которыми он столкнулся в Мекке. Ошибочно воспринимать хиджру в таком ключе. Хиджра носит в себе глубочайший символизм. Хиджра — это также некий внутренний поиск. Поиск новых возможностей, нового места, нового центра цивилизации, поиск Медины. Хиджра — это поиск помощников, идейных товарищей для переселенцев, называемых ансарами. Поиск, который привел часть мусульман в сегодняшнюю Эфиопию. Поиск, который привел Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) на дороги Таифа. После первой и второй клятвы при Акабе было определено направление поиска для Пророка. Посланник Аллаха заявил: «Мне было сообщено место нашего переселения. Это — Ясриб».

Хиджра — это стиль жизни. Это жизнь с осознанием того, что в мире идет непрерывная борьба между истиной и заблуждением, справедливостью и жестокостью, злом и добром. Хиджра — это неизменное отстаивание справедливости и правды, противостоя угнетениям и лжи; стремиться в жизни к еще более хорошему и благостному, не обманываясь и не разменивая себя на сомнительные прелести проходящей жизни; не попадая в ловушки похоти и низменных желаний, сторониться всего запрещенного Аллахом. Пророк Ибрагим (мир ему) изрек: «Все мы совершаем хиджру к нашему Господу». Давайте же приложим усилия для сохранения истины в сердцах и умах. Для верующих хиджра — это не просто физическое переселение из одного места в другое. Хиджра — это также движение в сторону милости, добра и блага, сторонясь греховного, всех видов зла и несправедливости. Существуют хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), подтверждающие данное мнение. «Истинный переселенец — тот, кто оставляет грехи и ошибки»; «муджахид — это тот, кто борется со своей собственной душой, чтобы подчиниться Аллаху; а мухаджир — это тот, кто оставил грехи!» В конечном счете, хиджра может восприниматься по-разному: как покидание места, в котором живешь; как оставление греховного и запретного; как расставление правильных приоритетов, ведущих к успеху в мире земном и вечном. Одно несомненно — это явление, имеющее место быть в плоть до Судного дня. Как же счастливы сегодня те, кто совершают хиджру по направлению к истине, справедливости, добру и благу. Как же счастливы сегодня те, кто смог стать ансаром для мухаджиров, помощником для тех, кто находится в затруднительном положении.

В завершении уместно будет вспомнить мольбу, с которой Посланник (мир ему и благословение Всевышнего) обратился ко Всевышнему, покидая Мекку и направляясь в Медину: «Хвала Аллаху, Который сотворил меня, я же был ничем. О Всевышний, окажи мне Свою помощь перед страхами мирской жизни, превратностями судьбы, трудностями ночей и дней. О Всевышний, будь моим спутником в пути. Будь покровителем моей семьи в мое отсутствие. Даруй Свою Божественную благодать в том, чем Ты наделил меня. Лишь Себе меня покори, сделай Тебе покорным меня. Выпрями меня, украсив праведными нравами. Лишь к Тебе, о мой Господь, внуши любовь. Не вверяй меня людям. О Господь слабых, немощных, Ты и мой Господь. Прибегаю к помощи благословенного Лика Твоего, перед которым наполнились светом земля и небеса, скрылись темень и мрак, обрели порядок положения дел первых и последних, прибегаю к Лику Твоему, чтобы не постигли меня гнев Твой и негодование. Я прибегаю к Тебе от исчезновения Твоих благ, внезапности Твоего недовольства, изменения Твоей благосклонности и всех проявлений Твоего гнева. Я доволен Тобою настолько, насколько это возможно. Истинная сила и мощь принадлежат лишь Тебе».

Ренат Нигматуллин

По материалам diyanet.gov.tr



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.