Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 8 (166) /Октябрь 2015/ ХИДЖРА — НОВЫЙ ЭТАП ЖИЗНИ
03.12.2015

В сознании многих из нас наступление нового года продолжает казаться вратами в лучшую часть нашей жизни, в мир новых возможностей и перспектив, оставляющими все плохое далеко в прошлом. Однако, станет ли новый год на самом деле таким, зависит не от новогоднего волшебства, а от милости Творца, наших стараний и усердий в этом.

Отмечу, что наступление нового года по хидж-ре не относится к числу канонических религиозных праздников. Эта дата является условной, принятой для удобства летоисчисления. Начало отсчета мусульманского календаря с года переселения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) было принято только через несколько лет после его смерти во время правления халифа Умара (да будет доволен им Аллах) в связи с колоссальным расширением территории государства. Использование же лунных месяцев сохранилось в мусульманской традиции еще с доисламской эпохи арабов и было узаконено аятом Священного Корана: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа» (Св. Коран, 2: 189).

При этом не только луна, но и солнце были определены Всевышним для исчисления времени человечеством. В Священном Коране говорится: «Он (Аллах) раскрывает утреннюю зарю. Он предназначил ночь для покоя, а солнце и луну — для исчисления. Таково установление Могущественного, Знающего» (Св. Коран, 6: 96).

Но верующий человек стремится во всем увидеть Божественные знамения и извлечь мудрые назидания как из исторических событий, так и из окружающей его действительности. Поэтому сегодня я хотел бы поделиться с вами некоторыми своими размышлениями, связанными с наступлением нового года по хиджре.

Я не буду вдаваться в подробности истории переселения мекканских мусульман и пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), она подробно описана в книгах по его жизнеописанию и многим известна. Отмечу лишь тот факт, что переселение произошло по божественному велению и ни в коей мере не было бегством от трудностей. Переселяясь в Медину, многие мекканские мусульмане оставляли в родном городе все свое имущество и полностью обрывали родственные связи, которые на то время служили гарантией бе-зопасности. Они ехали не в поисках лучшей жизни, не ради материального обогащения, а исполняя повеление Своего Господа, всецело положившись на Него. Подчеркивая важность именно этой мотивации, благословенный Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) провозгласил: «Поистине, дела [оцениваются] по намерениям, и, поистине, каждому человеку [достанется] только то, что он намеревался [обрести], совершивший переселение к Аллаху и Посланнику Его переселится к Аллаху и Посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится [лишь] к тому, к чему он переселялся» (Бухари, 1; Муслим, 1907). Этими словам заключительный Божий Посланник (мир ему и благословение Всевышнего) провозгласил основополагающий принцип нашей религии о том, что Господь будет судить деяния человека не по внешней форме, а по тому устремлению, с которым он совершил тот или иной поступок.

Часто бывает так, что некоторые люди, стремясь хоть как-то оправдать свои поступки, пытаются облачить свои корыстные, а порой и даже греховные устремления в личину внешних благодеяний, считая, что это не только спасет их от Божьего наказания, но и станет причиной награды. Однако, Господь не примет подобных дел, сколь красивыми и праведными бы они не казались.

Многие из нас хотели бы оказаться среди тех мекканских сподвижников Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), дабы по первому его зову совершить хиджру-переселение и удостоиться высочайшей награды Всевышнего. Однако, больше ни один переезд, сколь бы нам этого не хотелось, не будет считаться хиджрой, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Нет хиджры после освобождения Мекки» (Муслим, 1864). В тоже время благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) раскрыл для нас иной путь, следуя по которому мы сможем удостоиться награды мухаджира, продолжив: «Но есть усердие и намерение». В другом своем изречении он поведал, что «Мухаджир — это тот, кто прекращает (совершение) грехов и ошибок» (Ибн Хиббан, 4862).

Комментируя этот хадис, выдающийся татарский богослов Ризаэтдин Фахретдин писал: «Хотя хиджра и завершилась с освобождением Мекки, желающие могут удостоиться ее награды и положения мухаджира даже находясь у себя дома, если будут остерегаться совершения запрещенного Всевышним».

Хотел бы обратить ваше внимание на то, что словам пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), разъясняющим понятие мухаджира, предшествует его объяснение еще нескольких важных понятий. В начале этого хадиса он говорит: «Сообщаю вам, что верующим (му’мин) является тот, кому люди доверяют самих себя и свое имущество, мусульманином (муслим) является тот, от рук и языка которого защищены люди, а усердствующим (муджахид) является тот, кто усердно повинуется Всевышнему».

Уважаемые мусульмане!

Начало нового года — это очередное напоминание о безвозвратном уходе одного временного промежутка нашей жизни, за каждое мгновение которой мы будет держать отчет перед своим Создателем в день Великого Суда. Именно поэтому это — прекрасное время для того, чтобы вспомнить, что хорошего или плохого каждый из нас успел совершить за прошлый временной промежуток. В суете повседневной жизни многим из нас не хватает времени, чтобы оглянуться назад, проанализировать свои собственные поступки. За возможность реализовать некоторые из них нам следует возблагодарить Создателя, а за совершение других — покаяться Ему и исправить. Благодаря самоанализу и самоотчету в эти дни человек может построить правильные планы на будущее, в котором он будет стараться не повторять ошибок прошлого и наметит благие дела, приносящие пользу для его мирской жизни, а самое главное — для Вечности.

Точно так же как на работе мы составляем планы на будущий год, отчитываемся за прошлый период, сопоставляем плановые и фактические показатели, анализируя все эти данные, нам просто необходимо делать это и в отношении своей духовности.

Отсутствие самоотчета и планирования своего духовного развития приводят к тому, что человек теряется в жизненной суете, просто течет по течению жизни, которое иногда может завернуть и в греховное русло. Только внимательно анализируя и планируя свою жизнь, человек сможет вовремя увидеть собственную ошибку, избавиться от нее и не увязнуть в болоте грехов.

Подобные практики были характерной особенностью первых поколений мусульман, которые, как отмечают ученые, даже записывали все свои повседневные действия и поступки, а потом на основе их анализа благодарили Всевышнего за совершенные благодеяния и каялись Ему за грехи и ошибки. Безусловно, что они являются «путеводными звездами» для последующих мусульман, для нас с вами, и даже в аспекте самоанализа можно увидеть, насколько трепетно они исполняли веление своего Господа: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете. Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха и которых Он заставил забыть самих себя. Они являются нечестивцами» (Св. Коран, 59: 18–19).

Обратите внимание, что в этих священных аятах завтрашним днем Всевышний Аллах называет день Великого Суда, указывая, таким образом, на его скорое и внезапное наступление. Часто бывает так, что мы откладываем многие дела на завтра, на следующую неделю или год, и даже на пенсию, забывая при этом, что внезапная смерть может призвать нас ко Всевышнему в любое мгновение. Предупреждая об этом, Всевышний говорит в Своем заключительном Послании человечеству: «Наступление Часа подобно мгновению ока или даже быстрее. Воистину, Аллах способен на всякую вещь!» (Св. Коран, 16: 77).

Дорогие мои братья и сестры!

На десятый день наступления нового года по хиджре, в день Ашура, мы вспоминаем многочисленные милости Всевышнего Аллаха, дарованные в этот день многим Его пророкам и их народам. Согласно преданиям, именно в это время Господь принял покаяния Адама и Дауда, вознес Идриса и Ису, вывел Нуха на сушу, спас от огня Ибрахима, а Мусу и его народ — от Фараона, возвратил царство Сулейману, выпустил на свободу Юнуса и сотворил по Своей безграничной Милости еще множество чудесных событий. Впоследствии эти пророки и их народы отмечали этот день постом, ежегодно благодаря таким образом Своего Господа. Общеизвестно, что заключительный Божий Посланник (мир ему и благословение Всевышнего) продолжил эту традицию, призывая своих последователей по возможности соблюдать пост девятого, десятого и одиннадцатого числа месяца мухаррам.

Давайте и мы отметим эти дни постом и молитвой, обращаясь к Всемогущему и Всемилостивому Творцу с просьбой о даровании в новом году мира и спокойствия всему человечеству, избавлению несчастных страдальцев от зла притеснителей, исцелению от болезней и эпидемий, укреплении нашей богобоязненности и увеличении добродетели!

Ислам ЗАРИПОВ,

имам-хатыб Московской Соборной мечети



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.