Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 8 (166) /Октябрь 2015/ Дамир Хайретдинов: «Отечественное исламское образование должно опираться на общепризнанные источники исламского вероучения и многовековую практику российских мусульман»
03.12.2015

8–9 октября в древнем городе Болгаре (Татарстан) состоялась Международной научно-практическая конференция «Мусульманская богословская мысль: национальные, региональные и цивилизационные измерения», проводимая в рамках года татарских богословов и реализации плана мероприятий Группы стратегического видения «Россия — Исламский мир». В работе конференции приняли участие Президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов, государственный советник Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев, руководитель Федерального агентства по делам национальностей И. Баринов, председатель ДУМ РФ муфтий шейх Равиль Гайнутдин, а также другие видные ученые, религиозные и общественные деятеля Татарстана и других регионов России, стран СНГ, а также Турции, Египта и Сирии.

Предлагаем Вашему вниманию доклад заместителя Председателя ДУМ РФ по делам образования, науки и культуры, ректора Московского исламского института, кандидата исторических наук Д. З. Хайретдинова.

Абдуллах б. Амр б. аль-Ас передает, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему) говорил следующее: «Несомненно, Аллах не отберет науку у Своих рабов. Однако он отбирает науку со смертью ученых. В конце концов, когда совсем не останется ученых, людьми будут руководить невежды. Им будут задавать вопросы, они же будут давать бессмысленные фетвы. Таким образом, они и сами сбиваются с истинного пути и сбивают других (людей)» (Сахих аль-Бухари).

Пророк (мир ему), провожая в Йемен своих послов Абу Мусу аль-Ашари и Муаза аль-Джабаля, провел с ними беседу относительно того, как они должны обращаться с народом, и высказал им некоторые пожелания: «Упрощайте, не усложняйте; вызывайте радость, а не ненависть; вынося решение, стремитесь ладить друг с другом!» (Бухари). Во время прощания между Посланником Аллаха (мир ему) и Муазом, сахабом, которого Пророк (мир ему) очень любил и оповестил, что тот в Судный день будет во главе ученых (Ибн Саад, Табакат, II/347), произошел следующий разговор:

— (Когда к тебе придут за разбирательством), как ты будешь судить?

— Я буду судить на основании Книги Аллаха.

— А если ты не найдешь в Книге Аллаха суждения (по данной теме)?

— (Я буду принимать решение) по сунне Посланника Аллаха (мир ему).

— А если решения нет и в сунне Посланника Аллаха (мир ему)?

— Я приму решение по иджтихаду, опираясь на собственные воззрения.

На это Пророк (мир ему) сказал: «Слава Аллаху, Который делает успешным посла Пророка (мир ему)» (Тирмизи; Абу Давуд; Ибн Ханбал).

Диалог между Посланником Аллаха (мир ему) и Муазом б. Джабалем показывает, что Пророк (мир ему), с одной стороны, наставлял одного из избранных сахабов, с другой — стремился выработать общий угол зрения на существующие проблемы. Это предание указывает на путь и способ оценки при принятии решения по тому или иному вопросу с религиозной точки зрения. Оно сыграло заметную роль в культуре ислама, особенно в систематизации идей и создании иерархии источников в фикхе. Данный хадис показывает важность развития умственной деятельности, человеческого иджтихада, ориентированного на понимание Корана и изречений Пророка, а также обосновывает метод формирования и развития принципов решения различных религиозных вопросов.

Пророк в следующих словах выразил важность фикха: «Если Аллах желает кому-либо добра, Он делает его факихом религии (дает ему способность понимать тонкости религии (Тирмизи; Бухари; Муслим). Предупреждая Абдуллаха б. Амра, который прочитал Коран за срок менее трех дней, Пророк (мир ему) указал, что при таком чтении невозможен фикх (хорошее понимание) Корана (Ибн Ханбал). Посланник Аллаха указал, что обладание фикхом, т. е. способностью в тонкостях понимать и осознавать цель религии, а также добрым нравом являются двумя основными качествами хорошего мусульманина.

В эпоху Пророка (мир ему) «занятие фикхом» означало понимание религии во всех ее тонкостях и обладание способностью думать в рамках религиозных принципов, приобретение навыков в сфере веры. Известно, что начиная с поколения сахабов, начали создаваться научные собрания. В преданиях, вошедших в сборники хадисов, отражено то, что Пророк заходил в эти собрания и поощрял такого рода деятельность. Посланник Аллаха во все периоды свой жизни поощрял овладение детальными знаниями о религии и при каждом удобном случае говорил добрые слова по отношению к ученым. Однажды он встретил в мечети две такие группы и сказал: «Обе они на пути добра. Но одна выше другой. Одна часть молится Аллаху и просит Его о чем-то. Аллах, если пожелает, даст им, а если не пожелает — не даст. Другая же часть изучает фикх (вопросы, касающиеся религии) и науку, и учит тех, кто не знает. Они и выше, — а затем прибавил: — Несомненно, я так же был послан только как учитель», после чего сел с теми, кто изучал науку (Дарими; Мукаддима).

Исходя из сказанного, мы понимаем величайшую значимость развития отечественного исламского образования, которое опиралось бы на общепризнанные источники исламского вероучения и многовековую практику российских мусульман. О значимости этого процесса говорили как духовные лидеры российских мусульман, так и политики. Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил данный тезис на открытии Московской Соборной мечети в присутствии многочисленных высоких иностранных и российских гостей 23 сентября с. г. Уже после этого группа религиозных деятелей, включая ректоров РИИ и МИИ, встречалась с первым заместителем руководителя Администрации Президента РФ В. В. Володиным, который в присутствии министра образования и науки РФ Д. В. Ливанова дал поручение соответствующим ведомствам продолжить работу по развитию теологии в качестве самостоятельной научной дисциплины и созданию диссертационных советов по ней.

Процесс дальнейшего развития исламского образования, согласно российскому законодательству, может быть реализован как на базе духовных образовательных организаций (регулируются законом «О свободе совести и религиозных объединений»), так и на базе государственных, муниципальных и частных образовательных организаций начального, среднего и высшего образования, которые регулируются другим российским законом — «Об образовании». Именно в контексте последнего направления развиваются два аккредитованных государством исламских вуза нашей страны — Российский исламский институт в Казани и Московский исламский институт. Совместными усилиями с привлечением наших учредителей во главе с уважаемым муфтием шейхом Равилем Гайнутдином, нам удалось направить в более эффективное русло правительственную программу по развитию исламского образования, а именно организовать на регулярной основе курсы повышения квалификации для действующих имамов, создать с нуля методологические основы исламского образования, которые признаются государством. Ведущие вузы России, такие как МГУ, СПбГУ и КФУ, являются вузами-партнерами исламских высших учебных заведений. Отмечу, что особо успешные выпускники исламских вузов могут продолжить свое обучение в государственных вузах. Все это в целом накладывает особую ответственность как на преподавателей, так и на студентов исламских вузов. Наши выпускники получают дипломы государственного образца, слушатели курсов получают сертификаты государственного образца, признаваемые на всей территории страны, и эта практика в мировом масштабе во многом является уникальной, особенно если учесть, что Россия — не мусульманское государство.

Таким образом, создан прекрасный задел для дальнейшего развития исламского образования как на базе аккредитованных государством исламских вузов, так и в духовных образовательных организациях, таких как многочисленные медресе или Исламская академия в Булгаре (РТ). Пожелаем же руководству и студентам исламских образовательных учреждений успехов в их непростом ежедневном подвиге постижения истины, согласно сказанному пророком Мухаммадом (мир ему): «Поиск знания есть религиозная обязанность для каждого мусульманина и мусульманки».

08 октября 2015, Болгар

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.