Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 8 (166) /Октябрь 2015/ Муфтий Гайнутдин: идейной основой для дальнейшего хода истории мусульманской уммы должен стать подлинный гуманизм, раскрытый в Коране и сунне
03.12.2015

Предлагаем вашему вниманию выдержки из выступления Председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина на VIII Международной теологической научно-образовательной конференции «Коранический гуманизм как фундамент мусульманского образования», посвященной памяти крупнейшего российского мусульманского ученого-богослова начала XX века, муфтия Галимджана Баруди (1857–1921).

В течение восьми лет мы ежегодно проводим международную конференцию, посвященную вопросам развития образования в исламской умме, понимая под системой образования не только и не столько подготовку специалистов, обладающих определенным набором знаний и компетенций, сколько одну из фундаментальных платформ по трансляции в общество системы ценностей, мировоззрения. Бесспорно, что воспитание целостной личности, впитавшей в себя эту систему ценностей, было и остается одной из важнейших функций высшей школы.

В поисках альтернативы философии антропоцентризма и таких ее производных, как отрицание традиционных ценностей, упадок нравов и низвержение человеческого достоинства, мы обращаемся к первоистокам нашей религии, первейшим из которых является Священный Коран.

При вдумчивом изучении последнего Божьего откровения, мы обнаруживаем в Коране совокупность постулатов, раскрывающих понятие человека, его роли и места во Вселенной. В последнее время в научный оборот введен термин «коранический гуманизм», означающий совокупность коранических истин о человеке как о высшем творении Всевышнего.

Отталкиваясь от этой формулировки, мы назвали нынешнюю конференцию «Коранический гуманизм как фундамент мусульманского образования», будучи убеждены в том, что идейной основой для дальнейшего хода истории мусульманской уммы должен стать подлинный гуманизм, раскрытый в Коране и явленный на практике нашим пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего).

Необходимо оговориться, что коранический гуманизм следует отличать от европейского «гуманизма» эпохи модернизма и тем более постмодернизма, который является, по сути, антропоцентризмом, поскольку он ставит человека с его волей и преходящими желаниями на место Бога, Астагфируллах!

Коранический гуманизм учит иному! Это ниспосланные нам Всевышним Аллахом постулаты о человеке, о взаимоотношениях между людьми, об отношениях Создателя и Его создания, человека и окружающего мира.

Говоря о потомках Адама (мир ему), Коран апеллирует к таким понятиям, как человеческое достоинство, справедливость, благочестие, разум. В центре коранического повествования представление о человеке как об активном, действующем, созидающем существе. В Коране говорится, что человек является «наместником» Бога на земле (Св. Коран, 2: 30), при этом человек одарен Всевышним разумом и способностью к созиданию. Разумеется, человек не способен творить в том смысле, в каком творит Бог, однако будучи распорядителем, наместником среди остальных творений, человек способен и призван к тому, чтобы распоряжаться, управлять этими благами, дарованными Всевышним, разумно и созидательно.

Другой аксиомой коранического гуманизма является утверждение о разумности человека, о необходимости рационального подхода к миру. Священное Писание Аллаха — Коран — многократно призывает нас наблюдать над явлениями мира и находить в них порядок и благоустроенность, которые свидетельствуют о высокоразумном замысле Творца. Коран также призывает нас всмотреться в самих себя, и увидеть, что человеку дано «наипрекраснейшее устройство» (Св. Коран, 95: 3).

Таким образом, можно утверждать, что в основе коранического учения о человеке лежит убежденность в необходимости творческого и разумного подхода к миру. Это фундамент, на который опираются все другие частные представления.

Рациональный подход к действительности предполагает получение знаний, а творческий созидательный подход — преобразование, совершенствование человека и мира.

Именно это подразумевали такие великие джадидиды, как Галимджан Баруди, Зияутдин Камали и Муса Бигиев, когда утверждали, что ислам — это великая «научная религия». Они не ограничивали ислам традиционными богословскими и правовыми вопросами, но стремились включить в область познания все научное знание того времени — как естественное, так и гуманитарное. И вот когда мы говорим сегодня о «кораническом гуманизме» как о «фундаменте мусульманского образования», то мы, фактически, возвращаемся к их наследию.

Что может представлять собой джадидизм сегодня? Я убежден, что обновление системы религиозного образования должно происходить с учетом трех научных традиций.

Во-первых, это традиция классического исламского образования, где акцент должен быть сделан, прежде всего, на ханафитском и шафиитском мазхабах, на матуридитском и ашаритском богословии, как на традиционных для мусульманских народов РФ. Во-вторых, это традиция отечественной теологической и философской школы, а также то лучшее в религиозно-философской мысли, что было сделано представителями других религий и учений. В-третьих, это научная традиция, сформированная в Западной Европе и в настоящее время являющаяся, по сути, универсальным сводом подходов к изучению физического мира.

Сегодня нам нужно трезво оценивать наше нынешнее богословское состояние. В классическом исламском образовании мы проигрываем ближневосточным странам, а ведь именно это является платформой для построения всей системы богословского теологического образования.

Наше наследие джадидов также изучено слабо. Фактически, эпоха возрождения джадидстского наследия — подобная той, что отмечена в случае с русской философией, — еще не наступила. Работы джадидов известны лишь узкому кругу специалистов. Некоторые из них были переведены на русский язык в рамках издания «Философская мысль татарского народа», однако этого мало. Требуется полноценное переиздание основных богословских трудов нашего богатейшего наследия.

В этом ряду особенно надо выделить имя выдающегося муфтия Галимджана Баруди. Его теологическое, интеллектуальное и практическое наследие крайне важно и полезно для сегодняшних мусульман. Он жил в схожую эпоху. Богослов осмысливал и дал актуальные ответы на многие вопросы, над которыми мы безуспешно бьемся уже последнюю четверть века.

Единственная область, в которой российские мусульмане превосходят других мусульман мира — это научное и философское образование европейского типа. Здесь у нас действительно имеется небольшое преимущество, обусловленное тем, что именно этому уделяется основное внимание в системе общего образования. Однако, с другой стороны, данные науки, будучи вырваны из контекста всей системы знания, многим мусульманам малоинтересны.

В последнее время мы видим, что картина несколько меняется. Появляется, с одной стороны, запрос от самих мусульман, а с другой стороны, заинтересованность государства. В 2013 году наш Президент, В. В. Путин, назвал воссоздание собственной исламской богословской школы «одной из важнейших задач». В недавнем выступлении на открытии Московской соборной мечети он вновь отметил: «Государство будет и впредь помогать воссозданию оте­чественной мусульманской богословской школы, своей системы религиозного образования».

Кроме того, несколько дней назад ВАК утвердил «теологию» в качестве одной из научных специальностей, что открывает новые перспективы исследования в рамках академической науки. Таким образом, государственная поддержка действительно ощущается на всех уровнях, однако этого недостаточно. Нужен внутренний импульс, исходящий от самих мусульман, и нужен реалистичный подход к проблеме.

Нам не следует называться высокими названиями, если мы не дотягиваем и до уровня медресе. Пока мы не поймем, что строительство собственной богословской школы требует многих десятилетий напряженной работы, мы никогда, в сущности, не приступим к этому необходимому богоугодному делу.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что для возрождения богословской школы и восстановления системы всестороннего религиозного образования нужно иметь четкое представление о том, что мы строим?! Необходима концептуальная проработка проблемы. И основой для такой проработки, на мой взгляд, должен являться коранический гуманизм с его акцентом на творческом и рациональном подходе к миру.

Это должна быть система интегрального знания, включающего и богословие, и право, и философию, и естественные, и гуманитарные науки. Только так мы сможем воспитать разностороннего мусульманина, уважающего традицию и идущего в ногу со временем.

30 октября 2015 г., Москва

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.