Диалог цивилизаций
Татарское влияние
Николай Иванович Веселовский
Посольский церемониал в московский период русской истории носил в полном, можно сказать, объеме татарский или вернее — азиатский характер; отступления у нас были незначительные и вызывались главным образом религиозными воззрениями... Не одобрялось у нас деление земных поклонов и лобызание ноги восточных владетелей, потому что первое надлежит совершать богу, а второе — в виду того убеждения, что человек чист лишь до пояса, а ниже пояса не чист, следовательно, целуя ногу, посол осквернялся. «И князь великий Магмедшю князя и всех послов звал к себе, да руку на них клал, да и оздорови их самих спросил и ести их звал» (приезд крымского посла Мамедши в 1508 г.). Класть руку вместо целования ея было установлено для мусульман, но другой крымский посол Камал, позванный к руке, «целовал великого князя в руку»«.
Что церемониал был заимствован нами у татар, это понятно само собою. В течение долгого времени великие князья русские имели дипломатические сношения только с золотоордынскими ханами и великими ханами в Монголии; а затем и сами усвоили их так основательно, что считали весь церемониал своим собственным и не отступали от его требований до Петра Великого, изменившего его на европейский манер...
В 1519 году прибыл в Москву крымский посол Аппак и, по велению великого князя, князь Иван Палетцкий должен был говорить речь послу у него на подворье от имени государя. Так как Аппак, будучи татарским князем, приехал в чалме, которую у татар носили лица духовныя и она не снималась на аудиенции, то на это обратили у нас внимание и князю Ивану было наказано великим князем не снимать «колпака» перед Аппаком, пока он не сделает по этому поводу какого либо замечания. И действительно, когда князь Иван стал говорить речь, став на колени, а колпака не снял, тогда Аппак, «став на коленях и колпак с себя снял, а князь Иван ему речь говорил от великого князя, также став на коленях, да колпак с себя снял»«.
На аудиенции у государя Аппак, после «карашевания» встал на колени и правил поклон великому князю от хана.
У азиатских владетелей существовал обычай одарять посла после аудиенции платьем, например халатом, но преимущественно шубою, иногда собольей. Порядок этот держался очень долго и притом в такое время, когда он перестал пользоваться уважением.
Чрезвычайный посол князь Н. В. Репнин в 1776 году получил от султана соболью шубу, а свита его шубы и кафтаны, и все ехали в этом наряде до поворота от серальской стены, когда сняли эти подарки.
Не допускалось у нас надевать пожалованные халаты, так как езда в них по городу считалась за посмех.
Обычай дарить послам халаты пачками (Тартук) удерживался в среднеазиатских ханствах до последнего времени и был отмечен по отношению к русским по настоянию наших властей...
Угощение послов, как европейских, так и азиатских совершалось у нас по восточному обычаю: отсутствовали тарелки, ножи и вилки. Такое неудобство очень смущало европейцев и они отмечали его в своих записках. Отметили они и другую особенность, имеющую сходство с восточною: все кушанья подавались на стол разом, а не последовательно одно за другим.
Не привилась у нас одна довольно существенная подробность татарского посольского церемониала: присутствие на аудиенции великих княгинь и цариц. Затворничество женщин при кочевом образе невозможно; оно невозможно даже при требовании религии. Татарские ханы, принявшие ислам, долго продолжали принимать иностранных послов в присутствии своих жен; но потом это изменилось; крымские ханы уже не допускали ханш на аудиенции. Может быть, в такое время и выработался наш посольский этикет...
Взгляд на посла у народов азиатских не соответствует взгляду европейцев. У первых посол рассматривается, как шпион; отсюда явилось необходимым принять меры против шпионства. На востоке посла держали под строгим караулом, устраняли от какого бы то ни было сношения с частными лицами. Наши послы прямо заявляли в своих статейных списках, что их держали, как в тюрьме; но и наша подозрительность по отношению к иностранным к послам развилась до болезненности, и едва ли положение их у нас в смысле свободы было лучше.
Коллекция цитат
О мудрый муж, от сердца щедрым будь,
И счет своих деяний позабудь!
Пусть из перстов твоих златой поток
Дождем осыплет Запад и Восток!
Не будь скупым, просящего дари,
Но сам за все Творца благодари.
Ведь щедрость — знак душевной красоты,
А жадность — знак душевной нищеты.
Алишер Навои
Даты и события сентября
2 — 110 лет со выхода первой газеты «Нур» на татарском языке в Санкт-Петербурге
14 — начало 1437 года хиджре.
19 — 120 лет со дня рождения поэтессы, общественного деятеля Захиды Хусаиновны Бурнашевой (литературный псевдоним —Гиффат туташ)
22 — Литературный праздник «Белые журавли».
23 — День Ашура.
25 — 125 лет со дня рождения писателя, государственного и общественного деятеля Афзала Мухитдиновича Тагирова
29 — 110 лет со дня выхода общественно-политической и художественной газеты «Казан мөхбире» («Казанский вестник») (1905). Издавалась до 23 марта 1911 г.
Книжная полка
Московская Соборная мечеть — путеводный маяк уммы: альбом / сост.: Д. З. Хайретдинов, Д. В. Мухетдинов; текст Д. З. Хайретдинов; пер. на англ. Д. Рубин; гл. редактор Д. В. Мухетдинов. — Москва: Издательский дом «Медина», 2015. — 240 с.: ил., фото.
Прекрасным подарком для мусульман ко дню открытия после реставрации главной мечети столицы стал альбом «Московская Соборная мечеть — путеводный маяк уммы». Огромный труд по подбору фотографий, изучению исторических текстов был проделан авторами — ректором Московского Исламского института Дамиром Хайретдиновым и первым заместителем председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамиром Мухетдиновым. Многие фотографии и документы впервые представлены в альбоме. Открывает альбом обращение главного имама-хатыба Московской Соборной мечети, председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина: «С искренними мольбами я обращаюсь к Всевышнему, чтобы Московская Соборная мечеть, наполнившись светом веры и добра, служила бы многим поколениям российских мусульман, всегда оставаясь лучшим местом для сердечных молитв искренних верующих. Твердо убежден, что главная мечеть мусульман Москвы и России сможет и далее приносить огромную пользу в деле укрепления духовного и государственного суверенитета нашей державы, развития межнационального и межрелигиозного мира, упрочения единства...»
Народная мудрость
***
У одного из жителей Медины спросили:
— Как ты можешь питаться одним хлебом и финиками.
Он ответил:
Лишь бы хлеб и финики были...
***
Некоего человека похвалили во время моленья:
— Как благочестива твоя молитва!
А он не удержался и похвастался:
— Я еще и пощусь!
***
Абу Зайд рассказывал: «Однажды довелось нам встретить такого носатого бедуина, что лицо его издали можно было принять за кувшин с длинным носиком. Мы стали потешаться над ним, а он заметил: „Что вы смеетесь? Я жил с людьми, среди которых считался курносым“».