Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Минбар Ислама №9 (239) /Октябоь, 2015/ Мозаика
03.11.2015

Диалог цивилизаций

Татарское влияние

Николай Иванович Веселовский (1848–1918) — известный русский ученый-ориенталист. Он автор многочисленных работ, среди них — «Очерк историко-географических сведений о Хивинском ханстве с древнейших времен до настоящего» (СПб., 1877); «Прием в России и отпуск среднеазиатских послов в XVII и XVIII столетиях», «О местоположении Гюлистана при-Сарайского» (Киев, 1907). С именем ученого связано проведение первых научных описаний архитектурных памятников Самарканда. В 1910 году в Санкт-Петербургском университет он прочитал лекцию о татарском влиянии на русский посольский церемониал в московский период русской истории, содержащую интересные и познавательные факты.

Посольский церемониал в московский период русской истории носил в полном, можно сказать, объеме татарский или вернее — азиатский характер; отступления у нас были незначительные и вызывались главным образом религиозными воззрениями... Не одобрялось у нас деление земных поклонов и лобызание ноги восточных владетелей, потому что первое надлежит совершать богу, а второе — в виду того убеждения, что человек чист лишь до пояса, а ниже пояса не чист, следовательно, целуя ногу, посол осквернялся. «И князь великий Магмедшю князя и всех послов звал к себе, да руку на них клал, да и оздорови их самих спросил и ести их звал» (приезд крымского посла Мамедши в 1508 г.). Класть руку вместо целования ея было установлено для мусульман, но другой крымский посол Камал, позванный к руке, «целовал великого князя в руку»«.

Что церемониал был заимствован нами у татар, это понятно само собою. В течение долгого времени великие князья русские имели дипломатические сношения только с золотоордынскими ханами и великими ханами в Монголии; а затем и сами усвоили их так основательно, что считали весь церемониал своим собственным и не отступали от его требований до Петра Великого, изменившего его на европейский манер...

В 1519 году прибыл в Москву крымский посол Аппак и, по велению великого князя, князь Иван Палетцкий должен был говорить речь послу у него на подворье от имени государя. Так как Аппак, будучи татарским князем, приехал в чалме, которую у татар носили лица духовныя и она не снималась на аудиенции, то на это обратили у нас внимание и князю Ивану было наказано великим князем не снимать «колпака» перед Аппаком, пока он не сделает по этому поводу какого либо замечания. И действительно, когда князь Иван стал говорить речь, став на колени, а колпака не снял, тогда Аппак, «став на коленях и колпак с себя снял, а князь Иван ему речь говорил от великого князя, также став на коленях, да колпак с себя снял»«.

На аудиенции у государя Аппак, после «карашевания» встал на колени и правил поклон великому князю от хана.

У азиатских владетелей существовал обычай одарять посла после аудиенции платьем, например халатом, но преимущественно шубою, иногда собольей. Порядок этот держался очень долго и притом в такое время, когда он перестал пользоваться уважением.

Чрезвычайный посол князь Н. В. Репнин в 1776 году получил от султана соболью шубу, а свита его шубы и кафтаны, и все ехали в этом наряде до поворота от серальской стены, когда сняли эти подарки.

Не допускалось у нас надевать пожалованные халаты, так как езда в них по городу считалась за посмех.

Обычай дарить послам халаты пачками (Тартук) удерживался в среднеазиатских ханствах до последнего времени и был отмечен по отношению к русским по настоянию наших властей...

Угощение послов, как европейских, так и азиатских совершалось у нас по восточному обычаю: отсутствовали тарелки, ножи и вилки. Такое неудобство очень смущало европейцев и они отмечали его в своих записках. Отметили они и другую особенность, имеющую сходство с восточною: все кушанья подавались на стол разом, а не последовательно одно за другим.

Не привилась у нас одна довольно существенная подробность татарского посольского церемониала: присутствие на аудиенции великих княгинь и цариц. Затворничество женщин при кочевом образе невозможно; оно невозможно даже при требовании религии. Татарские ханы, принявшие ислам, долго продолжали принимать иностранных послов в присутствии своих жен; но потом это изменилось; крымские ханы уже не допускали ханш на аудиенции. Может быть, в такое время и выработался наш посольский этикет...

Взгляд на посла у народов азиатских не соответствует взгляду европейцев. У первых посол рассматривается, как шпион; отсюда явилось необходимым принять меры против шпионства. На востоке посла держали под строгим караулом, устраняли от какого бы то ни было сношения с частными лицами. Наши послы прямо заявляли в своих статейных списках, что их держали, как в тюрьме; но и наша подозрительность по отношению к иностранным к послам развилась до болезненности, и едва ли положение их у нас в смысле свободы было лучше.

Коллекция цитат

О мудрый муж, от сердца щедрым будь,

И счет своих деяний позабудь!

Пусть из перстов твоих златой поток

Дождем осыплет Запад и Восток!

Не будь скупым, просящего дари,

Но сам за все Творца благодари.

Ведь щедрость — знак душевной красоты,

А жадность — знак душевной нищеты.

Алишер Навои (1441–1501), великий узбекский поэт

Даты и события сентября

2 — 110 лет со выхода первой газеты «Нур» на татарском языке в Санкт-Петербурге (1905–1917).

14 — начало 1437 года хиджре.

19 — 120 лет со дня рождения поэтессы, общественного деятеля Захиды Хусаиновны Бурнашевой (литературный псевдоним —Гиффат туташ) (1895–1977).

22 — Литературный праздник «Белые журавли».

23 — День Ашура.

25 — 125 лет со дня рождения писателя, государственного и общественного деятеля Афзала Мухитдиновича Тагирова (1890–1938).

29 — 110 лет со дня выхода общественно-политической и художественной газеты «Казан мөхбире» («Казанский вестник») (1905). Издавалась до 23 марта 1911 г.

Книжная полка

Московская Соборная мечеть — путеводный маяк уммы: альбом / сост.: Д. З. Хайретдинов, Д. В. Мухетдинов; текст Д. З. Хайретдинов; пер. на англ. Д. Рубин; гл. редактор Д. В. Мухетдинов. — Москва: Издательский дом «Медина», 2015. — 240 с.: ил., фото.

Прекрасным подарком для мусульман ко дню открытия после реставрации главной мечети столицы стал альбом «Московская Соборная мечеть — путеводный маяк уммы». Огромный труд по подбору фотографий, изучению исторических текстов был проделан авторами — ректором Московского Исламского института Дамиром Хайретдиновым и первым заместителем председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамиром Мухетдиновым. Многие фотографии и документы впервые представлены в альбоме. Открывает альбом обращение главного имама-хатыба Московской Соборной мечети, председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина: «С искренними мольбами я обращаюсь к Всевышнему, чтобы Московская Соборная мечеть, наполнившись светом веры и добра, служила бы многим поколениям российских мусульман, всегда оставаясь лучшим местом для сердечных молитв искренних верующих. Твердо убежден, что главная мечеть мусульман Москвы и России сможет и далее приносить огромную пользу в деле укрепления духовного и государственного суверенитета нашей державы, развития межнационального и межрелигиозного мира, упрочения единства...»

Народная мудрость

***

У одного из жителей Медины спросили:

— Как ты можешь питаться одним хлебом и финиками.

Он ответил:

Лишь бы хлеб и финики были...

***

Некоего человека похвалили во время моленья:

— Как благочестива твоя молитва!

А он не удержался и похвастался:

— Я еще и пощусь!

***

Абу Зайд рассказывал: «Однажды довелось нам встретить такого носатого бедуина, что лицо его издали можно было принять за кувшин с длинным носиком. Мы стали потешаться над ним, а он заметил: „Что вы смеетесь? Я жил с людьми, среди которых считался курносым“». 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.