Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 7 (165) /Сентябрь 2015/ О достоинствах коллективной молитвы
29.09.2015

Все знают о достоинствах и пользе коллективной молитвы. Но не следует ограничиваться лишь знанием этого, посмотрите, насколько был внимателен к совместной молитве наш Пророк (мир ему и благословение Всевышнего), поэтому нужно выполнять его повеления, не слишком углубляясь в их причины и цели. В каждом деле Пророка есть определенная мудрость, и мы даже не в силах понять их полностью. Если и начнем изучать их, то вполне вероятно, что ошибемся или поймем лишь внешние стороны. Наши сердца покрыты всякими наущениями, сомнениями, они почернели от наших темных дел. Поэтому наша готовность понять все тайны шариата очень слаба и недостаточна. Посланнику же оказана поддержка с помощью откровения Аллаха, он — Его раб, который застрахован от ошибок и грехов, чист от сомнений и наущений. Поэтому мы должны принимать все положения и повеления, утвержденные в шариате, и стараться воплотить их в жизнь.

Человек, который утверждает: «Я из уммы Посланника Аллаха», должен вручить себя Посланнику Аллаха. Он должен воспитаться его примером, принять, как великое благо, все его указания и советы и выполнять их.

Не надо уподобляться потомкам Якуба (Якова), ставших несчастными из-за разных толкований и сомнений. Они тоже верили в Аллаха и Его пророка Мусу (Моисея), но при этом они не принимали некоторые тяжкие повеления, говоря: «Кто сможет все это выполнить, для чего это нужно, это дело предписано ради такой-то цели, мы сделаем по-другому». После того, как они перешли море и видели такое великое знамение, Господь повелел им сражаться с одним из племен, обитающим в Сирии, но они отказались и не подчинились Аллаху и Его пророку, сказав: «Иди вместе со своим Господом, и сражайтесь вдвоем, а мы здесь посидим».

За это недостойное поведение Аллах осложнил им дорогу, они остались в пустыне и встретили много проблем на своем пути. Несмотря на то, что они направлялись на святую родину своего предка Якуба, они прожили впроголодь 40 лет в пустыне под названием «Тих», что значит растерянность. Подобные истории противостояния потомков Якуба с пророками упомянуты в Коране с целью нашего назидания. Мы должны брать уроки из этих событий, которые происходили с прежними народами. Мы должны без колебаний, прилагая все силы, подчиняться всем словам нашего Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Если мы будем брать лишь те слова, которые легки для нашей души, и оставлять то, в чем есть трудность, это не будет следованием и подчинением.

Нельзя пренебрежительно относиться к вопросам намаза под предлогом того, что уже много раз слышали их. Сколько бы мы не обсуждали намаз, сколько бы ни слышали об этом, все не можем полностью осознать его, все еще остается потребность заново слушать и повторять.

О достоинстве коллективной молитвы Бухари и Муслим приводят следующий хадис: «Коллективная молитва превосходит индивидуальную молитву в двадцать семь раз». Когда человек молится дома, то многие вещи его отвлекают, он видит и слышит то, что не нужно, и ему очень сложно искренне и смиренно обратиться к Аллаху, поэтому за пределами мечети человек не может молиться, полностью предавшись Аллаху. А молитва в мечети с общиной происходит с чистым сердцем, далеким от смут и мирского. Это проверено на опыте. В общине могут быть и люди с хорошей душой. Может быть, мы и не сможем понять остальные тайны, особенно мудрость превосходства коллективной молитвы в двадцать семь раз, но от нас требуется, признав это различие, принять эту молитву как большой подарок.

В мирских делах мы же оставляем те дела, в которых мало прибыли, и ищем более прибыльные. В религиозных делах следует поступать также, проявляя усердие и воодушевление, даже если это и трудно для нас.

Каждый должен придерживаться коллективной молитвы. Некоторые бедняки, оставляя свои мелкие дела и работу, приходят на намаз в мечеть. Богатый человек должен иметь большее постоянство в коллективной молитве. Какая польза от богатства, если оно не помогает даже в таких делах? Имущество не является самоцелью, его приобретают ради некоторых удовольствий. А самое большое удовольствие — это поклонение и проявление своей покорности Всевышнему. Самая великая польза — польза Вечности. Поэтому нельзя сказать, что имущество, которое не поспособствовало совершению молитвы, достигло своей цели и принесло пользу и удовольствие.

Богатство на языке Корана называется «хайр» — благо, и из этого лексического значения нельзя ограничивать его только материальным богатством. Если у обладателя богатства не окажется вознаграждений, которые он ожидает получить в будущем, то это бесполезное богатство. Да, в этом мире у него будут некоторые внешние выгоды. Но по правде, все это лишь беспокойство. Многие не понимают этого из-за опьянения богатством. Я до сих пор не видел богатого человека, который был бы спокоен.

Имущество нужно хранить, увеличивать, но когда наступает время поклонения, необходимо оставить его и подчиниться Аллаху. Не все в мире на языке шариата называется «дунья» (мирское), настоящая дунья — это то, что удерживает от поминания Аллаха. А когда чье-либо занятие не останавливает от религиозных обязанностей, это, в действительности, не дунья.

Люди очень небрежно относятся к коллективным молитвам. Они полагают, что не смогут выполнять свою работу, если станут ходить на намазы в мечеть. Но это не так, можно и посещая мечеть, выполнять свою работу. Пророк и его сподвижники были нам в этом примером. Передается от одного из самых близких сподвижников нашего пророка Ибн Масуда: «Кто желает встретить Аллаха в день Воскресения мусульманином, то пусть молится пять раз в день там, где призывают к ним. Аллах показал Пророку (мир ему и благословение Всевышнего) пути руководства, и эти молитвы тоже пути руководства. Клянусь Аллахом, никто, кроме тех, о лицемерии кого знали все, не отставал от совершения коллективной молитвы. Клянусь Аллахом, мы видели, как в мечеть приводили человека, взяв его под руки. Кто желает идти по пути Пророка, пусть придерживается этого».

Усман передал от Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) следующий хадис: «Кто совершил коллективный ночной намаз, тот будто выстаивал на молитве полночи, а кто совершал коллективный утренний намаз, тот будто выстаивал на молитве всю ночь». Всевышний дал много облегчений умме своего любимца Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). К этому можно отнести и всенощное бдение в молитве. Проводить без сна всю ночь в поклонении, помимо того, что очень сложно, может оказаться и вредным для организма. Аллах дал другое поклонение, равноценное по награде всенощному поклонению. Поэтому этот хадис — огромная милость Аллаха и радость для нас. Надо понимать ценность этого. Разве это достойное дело, что мы оставляем коллективную ночную или утреннюю молитвы лишь по причине того, что мы не хотим прерывать сон? Будем ли мы разумными людьми, если из-за лени нашей души не придем в мечеть за наградами, о которых рассказали Аллах и Его Посланник? Утренняя молитва еще более вознаграждаема. Цель жизни — это не сон, выспаться можно и после намаза.

Пророк (мир ему и благословение Всевышнего), словно видя наше положение, сказал: «Если бы знали, сколько награды дается за ночную и утреннюю молитвы, то пришли бы в мечеть даже ползком» (Бухари, Муслим и Малик от Абу Хурайры).

Люди пренебрегают этими молитвами особенно в летний период. Да, летом есть своя трудность, сон уменьшается, но это не во вред нам, а на пользу. Люди ради мирской выгоды претерпевают столько проблем: не спят, не едят и не пьют, ездят в командировки. А ради религиозной награды надо бы еще больше стараться. Аллах обещает дать в день Воскресения за каждое поклонение свое вознаграждение. Стыдно знать все это и не прилагать достаточных усилий в этом деле.

Коллективная молитва — это не прерогатива лишь стариков. Пусть и молодежь старается ходить в мечеть на намазы. Им и награды будет больше. Слова «в мечеть надо ходить после того, как состаришься» являются лишь наущением шайтана. Дела, к которым не привык в молодости, проблематично совершать в старости, когда все силы на исходе. Как можно делать то, что не делал в состоянии активности, после того, как иссякли силы? В старости останется лишь сожалеть о молодости, прожитой впустую. А особенно будет горько в день Воздаяния, который так же называется днем Раскаяния.

Коллективная молитва особенно ценна в короткие ночи. Все мусульмане, без различия сословий и возраста, должны усердствовать в этом. Поднимаясь на минарет, призывающий муэдзин зовет именно нас. Кричит, напоминая нам о нашей вере, и зовет к спасению и молитве. Тот, в чьем сердце есть чувство веры, как может спать в это время в свое удовольствие? Должно проснуться в это время, хотя бы для того, чтобы услышать такие важные слова, какими является азан. Как ты можешь спать или проснуться и, быстренько совершив молитву дома, снова лечь, когда слышишь слова муэдзина «приди на намаз, ты же мусульманин, в исламе есть молитва, есть вера»? Такое поведение свидетельствует не о благодарности Аллаху, а об ее отсутствии. Надо страшиться оказаться в таком положении.

Ради Аллаха надо прервать сон, даже если твои дела перенесутся на час-два. Ведь благословляет дела Аллах и не удивительно, что и за малую работу Он даст много благословений. А дела людей, заботящихся о религии, обязательно будут благословлены.

Наше положение вызывает сожаление. На утренней молитве даже один ряд не заполняется, и на ночной молитве мало людей. А ведь совершение молитвы коллективно по одному мнению является необходимым (ваджиб), а по другому — очень желательным (сунна муаккада). То, что ночи коротки, не оправдывает оставление обязательной или близкой к этому желательной коллективной молитвы. В одном из хадисов Посланник Аллаха сказал: «Для лицемера нет ничего труднее, чем ночная и утренняя молитвы» (достоверный хадис). Этого надо страшиться, и на этом я завершаю свои слова.

Галимджан БАРУДИ,

Ад-дин ва-ль-адаб. — 1915. — № 12.

Перевод с татарского Фатих Хабибуллин



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.