Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам № 7 (165) /Сентябрь 2015/ Мечеть и ее роль в культуре ислама и в культурном наследии мусульман
29.09.2015

Всевышний ниспослал Откровение, в котором содержится объяснение достоинства домов Аллаха и тех людей, которые оживляют их, а также тех, кто участвует в их сооружении. «Только тому дано полнить жизнью мечети Аллаха, кто уверовал в Него и в Судный день, кто совершает молитву, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Такие идут прямым путем» (Св. Коран, 9: 18). Это положение развивается в достоверном хадисе Посланника Аллаха: «Кто построит для Аллаха дом, хотя бы в размере гнезда куропатки, Аллах построит для него целый дом в раю».

Каждый, кто взглянет на историю мусульман, заметит, что они, в отличие от последователей других религий, не были узкими догматиками в их отношении к местам поклонения, которые они обустраивали для отправления своих религиозных обрядов, для удовлетворения духовных потребностей. Последователи пророка Мухаммада были более гибкими, чем другие, более свободными и прагматичными. Они сделали из своих мечетей общественные организации, в стенах которых решали дела своей повседневной жизни. Под сводами мечетей, возле ее колонн они разрабатывали планы создания общества, призванного обеспечить высокий уровень мусульманских народов, гарантировать их существование.

Мечеть у мусульман, особенно в прошлые века, когда исламская религия была на практике источником основного закона, одинаковым для правителей и подданных, выполняла наряду со своей функцией места поклонения и молитвы еще и большую культурную и просветительскую роль в самых различных сферах человеческого бытия. Сегодня же мусульманские общества пришли к такому положению, когда мечеть стала, к великому сожалению, только лишь местом отправления обрядов религиозного культа мало связанных друг с другом мусульманских общин. Таким образом, она заметно потеряла столь ярко отличавший ее в прошлом облик, лишилась той роли, которая принадлежала ей в повседневной жизни людей, в решении их самых насущных проблем, как личностных, так и общественных. Эту бесспорную роль по достоинству оценил французский писатель Гюстав Лепен, сказавший в одной из своих книг: «Мечеть — истинный центр жизни арабов».

Общее назначение мечети

Несомненно, что первоначально мечеть строилась как место мусульманского поклонения. Однако религиозное поклонение в исламской религии не ограничивается лишь тем узким значением, которое придается данному понятию в иных религиях. Это связано с тем, что пророк Мухаммад не ограничил свой исламский призыв одними лишь формальными обрядами религиозного культа, что отделило бы связь мусульманина со своим Господом от его связи со своим социумом. Ислам в действительности — это смелая попытка организации земного бытия людей через приобщение их к вероучению с высшими идеалами, принесенными Священным Кораном, — тем идеалам, согласно которым именно человек является стержнем мира от начала и до конца. И мечеть по своей сути и по своим целям отразила стремление пророка Мухаммада создать лучшее общество, создать его, опираясь на понятия, которые принесла с собой его уникальная исламская миссия.

Пророк, наш Господин Мухаммад, носитель исламского призыва, зажегший его начальную искру, был первым, кто придал мечети ее идейные, социальные и политические измерения, сделав ее своей официальной резиденцией, штабом. Он принимал в мечети делегации арабов, прибывавшие одна за другой к нему из глубин Аравийского полуострова и из-за его пределов. Исторические хроники и книги полны сообщениями о таких делегациях — о том, как они приходили к глашатаю Божественной миссии в его мечеть в Лучезарной Медине, как декламировали перед ним свои стихи, заявляли о своих требованиях и пожеланиях; о том, что Посланник Аллаха не возмущался, терпеливо выдерживал все, что позволяли себе некоторые делегации перед ним, демонстрируя свои забавы и обычаи. Посланник Аллаха не нашел зазорным принять в доме Аллаха даже делегацию Наджрана от христиан Аравийского полуострова, позволил им, согласно их обычаю, танцевать, бить в барабаны, играть на лютне.

Мечеть — место хранения казны мусульман

Мечеть в начальный период ислама, а затем и в последующие века была для мусульман местом хранения казны — Бейт-уль-маль. В книгах по исламской истории мы находим не одно упоминание того, что в древности называлось Куббат Бейт-уль-маль — купол хранилища казны халифов в мечети. Соборная мечеть Ибн Тулуна, например, построенная в 263 г. хиджры в Каире, закрывалась после вечернего намаза по приказу самого Ибн Тулуна по причине нахождения там Бейт-уль-маль.

* * *

Мечеть — аптека и поликлиника

Когда египетский Султан Ахмад ибн Тулун построил свою мечеть в Каире, он обнаружил, что необходимо учесть возможные случаи неожиданного ухудшения здоровья у некоторых людей, собирающихся на пятничную многолюдную молитву. Пострадавший не должен оставаться без срочной медицинской помощи для его своевременного спасения. Султан приказал, чтобы в мечети работала аптека, в которой должны были быть необходимые лекарства, лечебные снадобья, напитки, настойки и соответственно люди, которые могли оказывать квалифицированную медицинскую помощь, то есть медперсонал. В мечети по пятницам дежурил врач для оказания немедленной помощи участникам пятничной молитвы в случае необходимости.

* * *

Мечеть — это место
обнародования информации

Мечеть в давние исламские века, особенно в эпоху правления Убейдитов, которые называли самих себя Фатимидами, хотя они ими не были, а после них, при Айюбидах, а затем при мамлюках выполняла ту роль, которую сегодня осуществляют средства массовой информации, такие как газеты, радиостанции, телевидение. Все сообщения, объявления, решения, указы правительства провозглашались мусульманам с минбара соборной мечети или других больших мечетей в стране.

Мечеть — научный университет

Не будет преувеличением, если я скажу, что мечеть в прошлом играла ту же роль, которую выполняют сегодня университеты в областях культуры, образования, науки и идеологии. Из стен мечетей из века в век выходили многие поколения ученых, и названия некоторых из мечетей вплоть до наших дней продолжают сиять подобно ярким звездам на небосклоне мировой цивилизации. В этих мечетях и существовавших при них учебных заведениях ежегодно учились тысячи студентов, которые после окончания своего обучения расходились по разным уголкам арабского и исламского мира. Они обладали знаниями, достаточными для того, чтобы внести свой вклад в развитие наук наряду со своими великими предшественниками, пионерами мысли и знания.

В числе таких великих мечетей необходимо упомянуть Карауинскую соборную мечеть в городе Фес, которую основала Фатима аль-Фахрия в месяце рамадан 245 г. хиджры (859 г. от Р. Х.). Мечеть должна была стать еще и местом общественных собраний для приходивших на молитву жителей города и мусульманских богословов. Ей был предопределен огромный успех — она стала научным центром, который распространил свой свет на все страны Магриба и сыграл большую роль в развитии наук. Она и в наши дни продолжает нести миссию ислама в распространении знаний и культуры.

Другой пример — благословенная соборная мечеть аль-Азхар, которую основал Джаухар ас-Сикилли 14 рамадана 259 г. хиджры (971 г. от Р. Х.). Строительство мечети было завершено за два года, и первая молитва в ней была совершена 7 рамадана 261 г. хиджры. Эта мечеть и сегодня, через 1000 лет со дня своего основании, является самым крупным исламским центром в мире. Обучавшиеся в ней мусульманские богословы распространились по всем мусульманским странам, где они выполняют миссию ислама на высочайшем уровне, со всей искренностью и преданностью вере.

Шейх Мухаммад Hyp аль-Хасан, заместитель главы мечети аль-Азхар, в своем выступлении в связи с 1100-летием со дня основания Карауинской мечети, сравнивая ее с мечетью аль-Азхар, говорил: «Есть сходство между мечетью аль-Азхар в Каире и Карауинской мечетью в Фесе в точке отсчета обеих: и та и другая были построены как мечети, то есть для молитвенного богослужения, но уже достаточно скоро каждая из них стала соборной мечетью (аль-джами), то есть местом сбора большого количества людей, а затем и центром исламских и арабских исследований. С той поры в них начались глубокие научные исследования по всем отраслям исламского и арабского культурного знания».

Необходимо упомянуть, что с того времени, как Пророк ислама велел построить мечеть в Лучезарной Медине, превратив ее в центр исследований и дискуссий, все мечети, как обычные, так и соборные, стремились на протяжении 14 веков следовать по тому же пути, чтобы быть центрами образования и просвещения наряду со своей духовной миссией. Некоторые из них сумели распространить свою деятельность и на другие сферы, помимо догматических и шариатских наук, и включить в свои образовательные программы курсы по изучению литературы, истории и других отраслей знания. Для примера можно упомянуть мечети аль-Мустансария в Багдаде, аль-Адилия в Дамаске, Кордовскую и многие другие из тех, что стали подлинными университетами знания. Три из них действуют и поныне: университет аль-Азхар в Каире, университет аз-Зайтуния в Тунисе и университет аль-Карауин в Фесе. Сегодня, когда значительно расширилось знание об их большом влиянии на развитие наук и идейных течений в Европе в средние века, становится еще более отчетливо виден тот осязаемый вклад, который они внесли в становление западных университетов.

Шейх Таха АЛЬ-ВАЛИ.

Публикуется с сокращениями.

Полную версию статьи см. Минарет. —
2010. — № 3–4 (25–26).



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2019 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.