Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 7 (165) /Сентябрь 2015/ Мечеть и ее роль в культуре ислама и в культурном наследии мусульман
29.09.2015

Всевышний ниспослал Откровение, в котором содержится объяснение достоинства домов Аллаха и тех людей, которые оживляют их, а также тех, кто участвует в их сооружении. «Только тому дано полнить жизнью мечети Аллаха, кто уверовал в Него и в Судный день, кто совершает молитву, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Такие идут прямым путем» (Св. Коран, 9: 18). Это положение развивается в достоверном хадисе Посланника Аллаха: «Кто построит для Аллаха дом, хотя бы в размере гнезда куропатки, Аллах построит для него целый дом в раю».

Каждый, кто взглянет на историю мусульман, заметит, что они, в отличие от последователей других религий, не были узкими догматиками в их отношении к местам поклонения, которые они обустраивали для отправления своих религиозных обрядов, для удовлетворения духовных потребностей. Последователи пророка Мухаммада были более гибкими, чем другие, более свободными и прагматичными. Они сделали из своих мечетей общественные организации, в стенах которых решали дела своей повседневной жизни. Под сводами мечетей, возле ее колонн они разрабатывали планы создания общества, призванного обеспечить высокий уровень мусульманских народов, гарантировать их существование.

Мечеть у мусульман, особенно в прошлые века, когда исламская религия была на практике источником основного закона, одинаковым для правителей и подданных, выполняла наряду со своей функцией места поклонения и молитвы еще и большую культурную и просветительскую роль в самых различных сферах человеческого бытия. Сегодня же мусульманские общества пришли к такому положению, когда мечеть стала, к великому сожалению, только лишь местом отправления обрядов религиозного культа мало связанных друг с другом мусульманских общин. Таким образом, она заметно потеряла столь ярко отличавший ее в прошлом облик, лишилась той роли, которая принадлежала ей в повседневной жизни людей, в решении их самых насущных проблем, как личностных, так и общественных. Эту бесспорную роль по достоинству оценил французский писатель Гюстав Лепен, сказавший в одной из своих книг: «Мечеть — истинный центр жизни арабов».

Общее назначение мечети

Несомненно, что первоначально мечеть строилась как место мусульманского поклонения. Однако религиозное поклонение в исламской религии не ограничивается лишь тем узким значением, которое придается данному понятию в иных религиях. Это связано с тем, что пророк Мухаммад не ограничил свой исламский призыв одними лишь формальными обрядами религиозного культа, что отделило бы связь мусульманина со своим Господом от его связи со своим социумом. Ислам в действительности — это смелая попытка организации земного бытия людей через приобщение их к вероучению с высшими идеалами, принесенными Священным Кораном, — тем идеалам, согласно которым именно человек является стержнем мира от начала и до конца. И мечеть по своей сути и по своим целям отразила стремление пророка Мухаммада создать лучшее общество, создать его, опираясь на понятия, которые принесла с собой его уникальная исламская миссия.

Пророк, наш Господин Мухаммад, носитель исламского призыва, зажегший его начальную искру, был первым, кто придал мечети ее идейные, социальные и политические измерения, сделав ее своей официальной резиденцией, штабом. Он принимал в мечети делегации арабов, прибывавшие одна за другой к нему из глубин Аравийского полуострова и из-за его пределов. Исторические хроники и книги полны сообщениями о таких делегациях — о том, как они приходили к глашатаю Божественной миссии в его мечеть в Лучезарной Медине, как декламировали перед ним свои стихи, заявляли о своих требованиях и пожеланиях; о том, что Посланник Аллаха не возмущался, терпеливо выдерживал все, что позволяли себе некоторые делегации перед ним, демонстрируя свои забавы и обычаи. Посланник Аллаха не нашел зазорным принять в доме Аллаха даже делегацию Наджрана от христиан Аравийского полуострова, позволил им, согласно их обычаю, танцевать, бить в барабаны, играть на лютне.

Мечеть — место хранения казны мусульман

Мечеть в начальный период ислама, а затем и в последующие века была для мусульман местом хранения казны — Бейт-уль-маль. В книгах по исламской истории мы находим не одно упоминание того, что в древности называлось Куббат Бейт-уль-маль — купол хранилища казны халифов в мечети. Соборная мечеть Ибн Тулуна, например, построенная в 263 г. хиджры в Каире, закрывалась после вечернего намаза по приказу самого Ибн Тулуна по причине нахождения там Бейт-уль-маль.

* * *

Мечеть — аптека и поликлиника

Когда египетский Султан Ахмад ибн Тулун построил свою мечеть в Каире, он обнаружил, что необходимо учесть возможные случаи неожиданного ухудшения здоровья у некоторых людей, собирающихся на пятничную многолюдную молитву. Пострадавший не должен оставаться без срочной медицинской помощи для его своевременного спасения. Султан приказал, чтобы в мечети работала аптека, в которой должны были быть необходимые лекарства, лечебные снадобья, напитки, настойки и соответственно люди, которые могли оказывать квалифицированную медицинскую помощь, то есть медперсонал. В мечети по пятницам дежурил врач для оказания немедленной помощи участникам пятничной молитвы в случае необходимости.

* * *

Мечеть — это место
обнародования информации

Мечеть в давние исламские века, особенно в эпоху правления Убейдитов, которые называли самих себя Фатимидами, хотя они ими не были, а после них, при Айюбидах, а затем при мамлюках выполняла ту роль, которую сегодня осуществляют средства массовой информации, такие как газеты, радиостанции, телевидение. Все сообщения, объявления, решения, указы правительства провозглашались мусульманам с минбара соборной мечети или других больших мечетей в стране.

Мечеть — научный университет

Не будет преувеличением, если я скажу, что мечеть в прошлом играла ту же роль, которую выполняют сегодня университеты в областях культуры, образования, науки и идеологии. Из стен мечетей из века в век выходили многие поколения ученых, и названия некоторых из мечетей вплоть до наших дней продолжают сиять подобно ярким звездам на небосклоне мировой цивилизации. В этих мечетях и существовавших при них учебных заведениях ежегодно учились тысячи студентов, которые после окончания своего обучения расходились по разным уголкам арабского и исламского мира. Они обладали знаниями, достаточными для того, чтобы внести свой вклад в развитие наук наряду со своими великими предшественниками, пионерами мысли и знания.

В числе таких великих мечетей необходимо упомянуть Карауинскую соборную мечеть в городе Фес, которую основала Фатима аль-Фахрия в месяце рамадан 245 г. хиджры (859 г. от Р. Х.). Мечеть должна была стать еще и местом общественных собраний для приходивших на молитву жителей города и мусульманских богословов. Ей был предопределен огромный успех — она стала научным центром, который распространил свой свет на все страны Магриба и сыграл большую роль в развитии наук. Она и в наши дни продолжает нести миссию ислама в распространении знаний и культуры.

Другой пример — благословенная соборная мечеть аль-Азхар, которую основал Джаухар ас-Сикилли 14 рамадана 259 г. хиджры (971 г. от Р. Х.). Строительство мечети было завершено за два года, и первая молитва в ней была совершена 7 рамадана 261 г. хиджры. Эта мечеть и сегодня, через 1000 лет со дня своего основании, является самым крупным исламским центром в мире. Обучавшиеся в ней мусульманские богословы распространились по всем мусульманским странам, где они выполняют миссию ислама на высочайшем уровне, со всей искренностью и преданностью вере.

Шейх Мухаммад Hyp аль-Хасан, заместитель главы мечети аль-Азхар, в своем выступлении в связи с 1100-летием со дня основания Карауинской мечети, сравнивая ее с мечетью аль-Азхар, говорил: «Есть сходство между мечетью аль-Азхар в Каире и Карауинской мечетью в Фесе в точке отсчета обеих: и та и другая были построены как мечети, то есть для молитвенного богослужения, но уже достаточно скоро каждая из них стала соборной мечетью (аль-джами), то есть местом сбора большого количества людей, а затем и центром исламских и арабских исследований. С той поры в них начались глубокие научные исследования по всем отраслям исламского и арабского культурного знания».

Необходимо упомянуть, что с того времени, как Пророк ислама велел построить мечеть в Лучезарной Медине, превратив ее в центр исследований и дискуссий, все мечети, как обычные, так и соборные, стремились на протяжении 14 веков следовать по тому же пути, чтобы быть центрами образования и просвещения наряду со своей духовной миссией. Некоторые из них сумели распространить свою деятельность и на другие сферы, помимо догматических и шариатских наук, и включить в свои образовательные программы курсы по изучению литературы, истории и других отраслей знания. Для примера можно упомянуть мечети аль-Мустансария в Багдаде, аль-Адилия в Дамаске, Кордовскую и многие другие из тех, что стали подлинными университетами знания. Три из них действуют и поныне: университет аль-Азхар в Каире, университет аз-Зайтуния в Тунисе и университет аль-Карауин в Фесе. Сегодня, когда значительно расширилось знание об их большом влиянии на развитие наук и идейных течений в Европе в средние века, становится еще более отчетливо виден тот осязаемый вклад, который они внесли в становление западных университетов.

Шейх Таха АЛЬ-ВАЛИ.

Публикуется с сокращениями.

Полную версию статьи см. Минарет. —
2010. — № 3–4 (25–26).



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.