Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам № 7 (165) /Сентябрь 2015/ Богословско-правовое исследование
29.09.2015

Мечети в сочинении «Ханафитский фикх»

Установления относительно мечетей

Мечети являются домами Аллаха Всевышнего и принадлежат Ему. В знак уважения к мечетям, находясь там, необходимо соблюдать известные правила поведения согласно особым установлениям. Аллах Всевышний сказал: «(Славят Господа) в домах, которые Аллах позволил возвести и в которых поминается Его имя. Славят Его в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения молитвы и выплаты закята и которые страшатся Дня, когда заколеблются сердца и глаза, (желая) чтобы Аллах воздал им за лучшее из того, что они делали, и добавил им по милости Своей, ведь Аллах дарует, кому пожелает, без счёта!» (Св. Коран, 24: 36–38).

Таким образом, уважение к мечетям должно находить своё выражение в поклонении Аллаху Всевышнему, очищении их от грязи, всего нечистого и дурно пахнущего, а также в отказе от сквернословия и занятости любыми мирскими делами, например, торговлей.

Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что Пророк сказал: «(Пусть человек) поевший лука, чеснока, ни в коем случае не приближается к нашей мечети, ибо, поистине, ангелам причиняет страдания то же, что и сынам Адама» (Муслим).

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха велел нам устраивать мечети в домах, поддерживать чистоту таких мечетей и использовать благовония, чтобы там приятно пахло» (Ахмад; ат-Тирмизи).

* * *

Аль-Мунзири приводит хадис, в котором сообщается, что Пророк сказал: «Не пускайте в ваши мечети ваших малых детей и безумцев, не занимайтесь в мечетях торговлей, не повышайте там голос, не обнажайте мечи и не подвергайте в них наказанию (виновных), но окуривайте их благовониями и ставьте у дверей (мечетей) сосуды с водой для очищения». Каждому приходящему в мечеть необходимо следить за чистотой своего тела и одежды, ведь Аллах Всевышний сказал: «О сыны Адама! Украшайтесь у каждого места совершения земных поклонов; ешьте и пейте, но не впадайте в крайности, ибо, поистине, Он не любит впадающих в крайности» (Св. Коран, 7: 31).

Согласно сунне, входя в мечеть, желательно сказать: «С именем Аллаха! О Аллах, прости мне мои грехи и открой для меня врата Твоего милосердия! /Бисми-Ллях! Аллахумма-гфир ли зунуби ва-фтах ли абваба рахматикя!/» и призвать благословения на Пророка. Покидая мечеть, желательно сказать: «С именем Аллаха! О Аллах, прости мне мои грехи и открой для меня врата Твоей милости! /Бисми-Ллях! Аллахумма-гфир ли зунуби ва-фтах ли абваба фадликя!/», а потом призвать благословения на Пророка. Входя в мечеть, следует переступать через порог сначала правой ногой, а выходя из неё — левой.

Наиболее достойными мечетями являются: мечеть в Мекке (аль-масджид аль-Харам), мечеть Пророка в Медине (масджид ан-Набий), мечеть в Иеру­салиме (аль-масджид аль-Акса), мечеть Куба. Достоинство прочих мечетей тем выше, чем раньше они были построены. Из числа этих мечетей наиболее достойными являются соборные мечети, достоинство которых тем выше, чем они древнее.

* * *

Приветствие мечети

К числу добровольных молитв принадлежит молитва «приветствия мечети» (тахийат аль-мас­джид) в два или четыре ракаата, которую всегда желательно совершать вошедшему в мечеть, прежде чем он сядет, за исключением таких периодов времени, когда молиться порицается. Пророк сказал: «Если кто-нибудь из вас зайдет в мечеть, пусть совершит молитву в два ракаата, прежде чем сесть» (Аль-Бухари).

Если человек, войдя в мечеть с намерением совершить предписанную молитву или коллективную, сразу же приступает к такой молитве, то это служит заменой молитве, совершаемой в знак приветствия мечети.

Если кто-нибудь будет входить в мечеть неоднократно, молитву в знак приветствия мечети достаточно совершить один раз в день.

Если человек не сможет совершить такую молитву из-за осквернения или занятости срочным делом, желательно, чтобы он сказал: «Свят Аллах; хвала Аллаху; нет бога, кроме Аллаха; Аллах Велик /СубханаЛлах; валь-хамду лиЛлях; ва ля иляха илляЛлах; ваЛлаху акбар/».

Пятничная молитва (салят аль-джума)

Участие в пятничной молитве является безусловной обязанностью каждого постоянного жителя города или большого селения, если он может присутствовать на этой молитве. Эта обязанность снимается с путников, женщин и больных, которые не могут явиться на молитву, а также с жителей таких селений, где в силу разных причин возможность прочитать коллективную молитву отсутствует.

Участие в пятничной молитве является отдельной обязанностью, выполнять которую требуется даже в большей степени, чем совершать предписанную полуденную молитву (зухр).

В Коране сказано: «О те, кто уверовал! Когда раздастся призыв на пятничную молитву, устремитесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас, если бы вы (только) знали» (62: 9).

Пятничные молитвы следует проводить в таких местах, доступ в которые будет открыт для всех, поскольку такие молитвы относятся к числу религиозных обрядов ислама. Другими словами, их проведение должно носить публичный характер. Если же имам закроет людям доступ туда, где он будет проводить пятничную молитву вместе со своими приверженцами, такая молитва будет недействительной. Не разрешается также закрывать двери соборной мечети для проведения пятничной молитвы отдельной группой лиц.

Согласно сунне по пятницам следует совершать полное омовение, умащаться благовониями и, насколько возможно, являться в мечеть пораньше.

Пророк сказал: «Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится (так тщательно), как только сможет, смажет (волосы) или умастит (тело) благовониями, (которые найдутся у него) дома, после чего отправится (на пятничную молитву), не будет расталкивать людей, сидящих рядом (в мечети), и помолится столько, сколько будет (угодно Аллаху), а потом станет хранить молчание, внимательно слушая слова имама, ему обязательно простятся (малые грехи, совершенные им) между этой и предыдущей пятницей» (Аль-Бухари).

Праздничные молитвы

(салят аль-ид)

Проведение особых молитв в день праздника разговения (ид аль-Фитр или Ураза-байрам) и в день праздника жертвоприношения (ид аль-Адха или Курбан-байрам) было вменено в обязанность мусульманам сразу же после хиджры.

В день разговения и в день жертвоприношения Пророк всегда выходил к месту молитвы, и первое, с чего он начинал, была молитва, по завершении которой он становился перед сидевшими рядами людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления и веления (Аль-Бухари).

Участие в праздничных молитвах обязательно для каждого, кому предписано участвовать в пятничных молитвах, поскольку Пророк сам принимал участие в этих молитвах и повелевал людям являться на них. В день праздника сподвижникам всегда велели являться (на молитву), и на нее приходили даже девушки, сидевшие за занавесками, и женщины. Они стояли позади всех, произнося слова «Аллаху акбар» и обращаясь к Аллаху с мольбами, подобно другим, ибо надеялись на благодать этого дня и очищение от грехов (Аль-Бухари).

В день праздника необходимо совершить полное омовение, очистить полость рта, умаститься благовониями, надеть свою лучшую одежду и направиться в мечеть, повторяя про себя слова «Аллах Велик» и проявляя радость. Передают, что в дни праздников Ибн Умар всегда надевал свои лучшие одежды (Аль-Байхаки).

Разное

Тому, кто придет в мечеть и увидит, что люди уже совершают предписанную молитву, следует присоединиться к ним и повторять действия имама, не отвлекаясь на совершение сунны за счет предписанной молитвы.

Крайне порицается покидать мечеть после возглашения азана или наступления времени предписанной молитвы, не совершив эту молитву, на это указывает хадис, в котором сообщается: «Однажды муэдзин возгласил призыв на молитву, а один человек встал и пошел (к выходу). Абу Хурайра провожал его взглядом, пока он не вышел, а потом сказал: „Что касается этого, то он ослушался Пророка!“» (Муслим).

Это не относится к тем случаям, когда человек покидает мечеть по необходимости: если он является имамом или муэдзином другой мечети, или покидает мечеть для того, чтобы присутствовать на уроке, или выходит из мечети во время ожидания начала коллективной молитвы, а потом возвращается и принимает участие в молитве вместе с другими, или выходит из мечети, уже совершив предписанную молитву индивидуально.

Шейх Абдальхамид Махмуд ТАХМАЗ

Публикацию подготовил Д. З. Хайретдинов. Публикуется с сокращениями. Полную версию
статьи см. Минарет. — 2010. — № 3–4 (25–26).



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.