Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 7 (165) /Сентябрь 2015/ Священный Коран о мечетях
29.09.2015

2: 149–150: «Куда бы ты ни направился, обращай свое лицо в направлении Священной мечети. Такова истина от твоего Господа! И Аллах не невнимателен к тому, что вы делаете. Куда бы ты ни направился, обращай свое лицо в направлении Священной мечети. И где бы и когда бы вы ни были, поворачивайте свое лицо туда. Именно так у людей не будет оснований вступать с вами в спор, кроме тех из них, которые погрязли в беззаконии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня! И так Я исполню Свою милость для вас, и вы сможете (рассчитывать) на то, что вас поведут прямым путем».

Здесь кибла представлена в виде символа добра и справедливости, к которым мы все должны устремляться независимо от наших исходных положений, религиозной или национальной принадлежности — будь то иудеи или христиане, или отдельные личности, имеющие свои особые мнения: кибла может всех объединить как символ цели будущего. В аяте 150 повторяются слова, отражающие смысл принятия символа: во‑первых, для каждого человека, личности на основе общности и устранения любых причин ожесточенного спора и выяснения отношений и, во‑вторых, — для мусульман как общности — на том же основании и в качестве условия необходимой дисциплины. Здесь опять проявляется определенная гармония при повторах.

2: 114: «Кто же более несправедлив, чем те, которые запрещают, чтобы в местах для поклонения Аллаху поминали Его имя? Которые (в действительности) стремятся их разрушить? Что еще надлежит им, кроме как входить туда со страхом? Ничто иное не ждет их, кроме немилости, в этом мире, а в мире, который придет, — неизмеримое мучение».

В те времена в Мекке были язычники, которые пытались не допускать мусульман в Каабу — всеобщую арабскую святыню. Сами язычники называли ее Домом Господним. По какому праву могли они отторгать мусульман, стремившихся в общенациональную святыню, чтобы воздавать хвалу Истинному Богу, а не обожествленным идолам? Если бы язычникам это удалось, то последствием явилась бы чудовищная разобщенность арабов и междоусобная борьба арабских племен. Тогда и Кааба лишилась бы ореола святости и потеряла бы всякое значение как общенациональный и веро­исповедальный центр.

В этом аяте (в общем смысле) утверждается принцип свободы молитвы в общественной мечети или другом месте, предназначенном для богослужения. Этот принцип признан исламским законом. Между отдельными людьми, а также между группами людей могут быть некоторые расхождения во мнениях относительно представлений о Всевышнем, а также о наиболее подобающем образе богослужения. Однако никому не удалось явить несомненные и подтвержденные доказательства в свою пользу, и ни одна группа людей не может с полным правом исключить другую. Если человек приходит в место отправления культа с соответствующими знаками почтения и не ведет себя так, что могло бы оскорбить чувства других верующих, то он имеет право прийти в культовое сооружение или в другое место, отведенное для богослужения.

7: 31: «О сыны Адама! Облекайтесь в ваши украшения при каждом месте молитвы. Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, потому что Он не любит расточительных».

«Ваши украшения» (зинатакум), делающие жизнь приятной, включают в себя не только одежду, украшающую человека, но также гигиену и чистоплотность, внимание к волосам и другим мелочам, которыми не должны пренебрегать уважающие себя мужчины и женщины, идущие в мечеть. Это важно делать даже из простого уважения к духовным лицам. Насколько же важнее уделить всему этому внимание, когда мы с трепетом обращаемся к Аллаху. Но в исламе высказываются предостережения против излишеств: мужчины не должны носить шелковую одежду или украшений, которые вообще приличествуют только женщинам. Подобным же образом скромная пища, праведность и благочестие также являются требованиями религии: предостережение против излишеств высказывается очень строго. Грязный, нечесаный, неряшливый бродяга едва ли достигнет святости в исламе.

9: 17: «Не полагается многобожникам оживлять мечети Аллаха, свидетельствуя о собственном неверии. Тщетны их деяния, и они вечно пребудут в Огне».

Еще в доисламский период язычники построили мечеть, а потом содержали ее, проводя в ней религиозные обряды. Язычники превратили мечеть в источник дохода. Мусульмане воспротивились этому, и тогда язычники изгнали из Мекки Пророка вместе со всей общиной и закрыли им доступ к Каабе. Когда мусульмане окрепли настолько, что смогли отвоевать Мекку (в 8 г. хиджры), они очистили мечеть, и в ней вновь стали молиться Истинному Богу. Но вопрос заключался в следующем: могли ли многобожники посещать мечеть и совершать богопротивные языческие обряды? Очевидно, что это бесчестило бы мечеть, и поэтому было запрещено. В аяте речь идет о конкретном событии, но и общий вывод очевиден. Дом Аллаха — это место искреннего поклонения, а не балаган с вульгарными ритуалами и не источник наживы.

9: 18: «Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто творит молитву и милостыню и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути».

Искренне уверовавшие — те, кто верит в Аллаха и Грядущую жизнь и проникнуты духом преданности и жертвенности — истинным и твердым духом, а не те, кто время от времени принимают участие в ритуалах. Более того, верующие не должны быть подвластны мирской алчности и честолюбию.

Иные могут называть себя как угодно. Истинная вера проверяется указанными здесь испытаниями.

9: 19: «Неужели утоление жажды паломника и содержание Священной мечети вы приравниваете к (деяниям тех), кто уверовал в Аллаха и в Последний день и усердствовал на пути Аллаха? Они не равны перед Аллахом, и Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей».

Напоить водой жаждущего паломника и провести богослужение в мечети похвально, но это лишь внешние проявления веры. Если они не затрагивают душу — их ценность ничтожна. Намного важнее для Аллаха вера, стремление к самопожертвованию ради Него. Только этими людьми доволен Аллах. Свет Аллаха ведет их, а не тех самоуверенных, которые полагают, что показного благочестия будет достаточно.

9: 107: «Те, которые построили мечеть, чтобы нанести вред, поддержать неверие, внести раскол в ряды мусульман (смирившихся с волей Аллаха) и создать заставы для тех, кто издавна ведет войну против Аллаха и Его Посланника, непременно будут клясться: „Мы не хотели ничего, кроме добра“. Аллах свидетельствует, что они точно лжецы».

Здесь же говорится об особом виде вероломных предателей, проявившихся в истории с «мечетью для нанесения вреда» (дырар) в селении Куба. Куба — это пригород Медины примерно в 5 км к юго-востоку (в настоящее время — в границах города). Когда Пророк был вынужден спасаться в Медине во время совершения хиджры, то прежде, чем войти в город, он провел четыре дня в селении Куба. Здесь была построена первая мечеть — «мечеть Богобоязненности», в которую он часто приходил во время своего последующего пребывания в Медине. Воспользовавшись преимуществом этой священной близости, некоторые лицемеры из племени Бани Ганам построили еще одну мечеть в селении Куба, притворившись ревностными сторонниками ислама. В действительности же они были в союзе с закоренелыми врагами ислама, один из которых, Абу Амир, сражался против мусульман в битве при Ухуде, а в то время, после битвы при Хунайне, находился в Сирии. Его соратники желали, чтобы он пришел в мечеть, но это было бы только источником бед и распрей, и этот замысел был разрушен.

9: 108: «Никогда не совершай в ней молитвы. Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней (молитвы). В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся».

Мечеть, «основанная на богобоязненности» (масджид ат-Таква) в селении Куба, была построена самим Пророком (эта мечеть — первая в истории ислама, построенная мусульманами — существует до сих пор [в перестроенном виде]).

Истинный мусульманин должен быть чист душой и сердцем. Его мотивы должны быть всегда искренними, а его вера не должна быть омрачена ни малейшей примесью мирской выгоды.

Перевод смыслов и комментарий Корана Абдулла Юсуф Али. Главный редактор Дамир МУХЕТДИНОВ / Москва: ИД «Медина», 2015 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.