Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Минбар Ислама №8 (238) /Сентябрь, 2015/ ИСТОРИЯ
29.09.2015

Московская соборная мечеть: возникновение и первые годы деятельности

Мусульмане издавна селились в Москве. До начала XIX в. в городе было несколько мест, где проживали мусульмане и существовали мечети. К числу их относилось, к примеру, Замоскворечье — здесь с раннего средневековья сложились такие местности компактного проживания мусульман, как Татарская слобода, квартал Старые Толмачи, Ногайский и Крымский посольский дворы и др. Кроме того, в качестве мест концентрации мусульман выступали отдельные урочища и усадьбы москвичей в Белом городе. Среди таковых можно назвать местность Дербентское (ныне Уланский переулок), двор хивинского султана Афган-Мухаммеда (позднее — Малороссийское подворье, ныне охраняемый памятник по адресу: ул. Маросейка, 11), Дворец касимовских царевичей (ул. Мясницкая, 7), дом купцов Хошаловых-Измайловых в Сретенском переулке и дом купца Хусаина Байбекова (Цветной бульвар, 20).

К концу XIX в. в связи с возросшим количеством мусульман возникла необходимость, наряду с существовавшим приходом вокруг мечети в Замоскворечье, в создании второго мусульманского прихода. Впервые он документально был зафиксирован в 1894 г., территориально охватывал жителей северных районов тогдашней Москвы. Хотя его основу составляли вчерашние малообеспеченные крестьяне — выходцы из Нижегородской и Симбирской губерний, в количественном отношении он был гораздо более многочисленным по сравнению с замоскворецким. Движущей силой второго прихода были состоятельные купцы из числа касимовских татар во главе с Хусаином Байбековым (1857—?) — одной из ключевых фигур в мусульманской общине Москвы, который в 1906–1916 гг. вместе со своим зятем Захидом Шамилем (1868–1920) возглавлял Московское мусульманское благотворительное общество.

Возможности для строительства новой мечети члены второго мусульманского прихода стали искать вскоре после начала своей деятельности, как это следует из прошения имама этого прихода Бедретдина Алимова от 1894 г. Результатом 10-летней переписки и переговоров стало возведение здания нынешней Соборной мечети в Мещанской части Москвы, в Выползовом переулке.

Ключевую роль в приобретении участка и возведении мечети сыграли обеспеченные лица, так или иначе связанные с Б. Алимовым. Хабибулла Акбулатов (1847—?) и Сабирзян Бакиров, оба выходцы из села Джавбаш (Болотце) Касимовского уезда, проживали в самой престижной Городской части Москвы. В октябре 1901 г. они выкупили участок земли со всеми строениями в Выползовом переулке за 35 тыс. золотых царских рублей и спустя два года подали московским властям ходатайство о его передаче мусульманам. После того как официальным собственником участка сделалось Мусульманское общество, вопрос о строительстве новой мечети фактически был предрешен. Строительство мечети финансировал Салих Ерзин (1833–1911) — известный московский купец и предприниматель, миллионер-меценат, выходец из села Азеево (ныне Рязанской области). Стоимость работ он не афишировал, но позже стало известно, что в общей сложности он затратил на это 40 тыс. рублей.

Строительство каменной двухэтажной мечети по проекту архитектора Н. А. Жукова завершилось в невероятно короткие сроки: работы начались в первых числах августа 1904 г., а здание было построено уже к середине октября того же года. Лишь спустя десятилетия выяснилось, что у здания практически отсутствовал фундамент, который удалось подвести только в 1960-х гг. (разумеется, он был довольно легким). Почему наши предки так спешили с постройкой? Вероятно, сказалось сразу много факторов. Во-первых, разрешения на строительство добивались ровно 10 лет и, вероятно, мусульмане опасались, что власть может передумать. Во-вторых, люди тогда жили в ожидании политических потрясений, которые также могли повлиять на судьбу стройки. Действительно, уже в самом начале 1905 г. произошло Кровавое воскресенье, а спустя месяц террористы-эсеры взорвали московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича (именно он выдал разрешение на строительство мечети).

18 ноября 1904 г., на празднике Курбан-байрам, с минарета новой мечети прозвучал первый азан, однако внутренние и уличные работы продолжались еще некоторое время, и фактическим началом работы мечети следует признать 1905 г. Первыми имамами мечети были отец и сыновья Алимовы из рода известных абызов и ишанов нижегородского села Овечий Овраг (татар. Куй Суы); из этого семейства происходят целые рода имамов Санкт-Петербурга, Курска, Калуги, Башкирии и др. Бедретдин Алимов доводился двоюродным братом известному целителю и ишану Садеку Абдулзямилову, родовой дом которого до сих пор является объектом зиярата.

Фактически муллой в Московской мечети в Выползовом переулке с момента ее открытия являлся сын Бедретдина — Мухаммед-Сафа Алимов (1866–1913). Уже в декабре 1904 г. он выполнял функции администратора мечети и отчитывался перед прихожанами по финансовым вопросам ее функционирования. Под прошением в Московскую городскую управу с «разрешением на постройку двухэтажного деревянного дома во владении» мечети от августа 1912 г. также стоит подпись ахуна Сафы Алимова. Данное здание, построенное в 1913 г., использовалось частично для жилых помещений, а частично в качестве религиозного училища — медресе. После революции, в 1920-х гг., именно здесь расположилась одна из шести новообразованных светских татарских школ Москвы.

Муэдзином Соборной мечети Москвы все эти годы являлся второй сын Бедретдина — Абдурахман Алимов (1873–1928). После смерти Сафы весной 1913 г. Абдурахман Алимов был назначен временно исполняющим обязанности имам-хатыба, а также с 1914 г. — временным попечителем мечети.

В январе 1914 г. новым имам-хатыбом мечети стал Абдулвадуд Фаттахетдинов (1882–1954), выходец из села Красный Остров (ныне Нижегородской области), любимый ученик крупного отечественного богослова, муфтия Центрального духовного управления мусульман в 1917–1921 гг. Галимджана Баруди. Благодаря стараниям имама, в начале Первой мировой войны каждую пятницу среди мусульман-москвичей проходил сбор средств в пользу раненых российских воинов и их семей; только с сентября по октябрь 1914 г. было собрано более 300 рублей. «Как духовное лицо, благонадежное и отличающееся усердием к своим служебным обязанностям... в деле сбора добровольных пожертвований на нужды войны», Фаттахетдинов был удостоен почетного звания ахуна.

В годы гражданской войны обе московские мечети продолжали функционировать, главным образом, при поддержке богатых единоверцев, в том числе касимовских купцов Карамышевых, которые были членами второго мусульманского прихода еще до постройки мечети, и бухарских купцов Касым-Ходжаевых. В начале 1920-х гг. московские мусульмане играли значительную роль в организации помощи голодающим Поволжья, и эта работа координировалась властями. 29 марта 1922 г. правительственная Комиссия помощи голодающим утвердила Особую комиссию уполномоченных ЦДУМ в Москве в составе заместителя муфтия Кашшафа Тарджемани, имамов двух московских мечетей Абдулвадуда Фаттахетдинова и Абдуллы Шамсутдинова. Эта группа не просто участвовала в сборе средств для голодающих в Поволжье, но также инструктировала и проверяла отчетность по этому вопросу от всех мухтасибов и ахунов ЦДУМ, а затем представляла ежемесячный отчет в ЦДУМ и правительственную Комиссию. В общей сложности им удалось собрать пять миллионов рублей в пользу голодающих.

(Продолжение следует)

Дамир Хайретдинов



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.