Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Минбар Ислама №8 (238) /Сентябрь, 2015/ Заграница нам поможет или навредит?
29.09.2015

К вопросу о религиозном образовании за рубежом

Столько уже сказано и написано о зарубежном религиозном образовании, что даже удивительно: почему мы так далеки, как и много лет назад, от позитивного решения проблемы. Одни предлагают тотально запретить выезд молодых ребят за границу, видя в этом корень всех бед ислама в России, другие, наоборот, отстаивают право учиться в мировых центрах мусульманского знания, то ссылаясь на Конституцию, то отрицая в принципе ценность и важность получения базового образования на Родине.

На мой взгляд, уязвимы обе позиции. И решение даже не где-то посередине между крайностями, как часто бывает. В данном случае речь вообще должна идти не о сугубо внутреннем или зарубежном образовании. Необходима эффективная система интеграции и социализации вчерашних студентов в той модели и системе духовно-религиозной деятельности, которая сложилась в постсоветскую эпоху.

При ее наличии проблема того, где именно учился или проходил практику тот или иной имам, снимается сама собой.

Ничто не ново под луной

В выезде российских мусульман за рубеж для получения религиозного образования нет ничего принципиально нового. Многие крупные и средние фигуры дореволюционного российского исламского сообщества учились за границей. Отличались только страны их выезда. Отметим, что за границей не обучались многие российские муфтии: Г. Габдуссалям, А. Сулейманов, К. — М. Тевкелев, М. Султанов, М. — С. Баязитов. Великий улем, муфтий ЦДУМ в 1921–1936 гг. Р. Фахредин, также получил только российское образование.

Отправлявшиеся в достаточно взрослом возрасте российские шакирды были способны отличить зерна от плевел, истинное знание от привнесенных новшеств. Многие из них отправлялись в Бухару и другие центры Средней Азии. Среди тех, кто получил образование там, — великие улемы А. Курсави и Ш. Марджани, шейх и классик татарской литературы А. Утыз-Имяни. При уважении к среднеазиатской учености они весьма критично оценили бухарское средневековье. Из Бухары и Кабула в Волго-Уральском регионе началось распространение суфийского тариката Накшбандийа-муджаддидийа. Здесь важнейшую роль сыграл шейх Х. Оруви.

Учились в Бухаре и главы Оренбургского магометанского духовного собрания, например, первый муфтий М. Хусаинов (1788–1824) и первый избранный муфтий ОМДС (ЦДУМ) Г. Баруди (1917–1921). А вот бывший чиновник муфтий М. Султанов прошел, как бы сейчас назвали, курсы повышения квалификации в Бейруте.

Образование в Средней Азии было основано на матуридитской акиде, ханафитском мазхабе, суфизме и признанной шариатом народной традиции и обычаях. Характер исповедания ислама, который проникал вместе с возвращавшимися студентами, имел отпечаток торговой культуры Бухары и Хивы.

Между тем среди российских мусульман была тенденция продолжать образование в Медине (входившей тогда в состав Османской империи), то есть в регионе зарождения ислама, ассоциировавшемся с источником истинных знаний. Среди «мединцев» можно назвать такие имена, как шейх Накшбандийи, улем и историк М. Рамзи, Х. Альмушев, политический лидер А. Ибрагим. Великий М. Бигиев продолжил образование также в каирском «аль-Азхаре». В египетской столице три года учился, кстати, и легендарный глава Центрального духовного управления мусульман времен Великой Отечественной войны Г. Расули (муфтий в 1936–1950 гг.). Вместе с Бигиевым и Расули в «аль-Азхаре» учился и будущий основатель уфимского джадидского медресе «Галия» казый ЦДУМ Зия Камали.

К концу XIX в. Стамбул становится все более привлекателен как центр светского и религиозного образования. В османской столице совершенствовался у шейха Накшбандийа Зияуддина Гюмюшханеви шейх З. Расули, которого называли «королем татар». В Стамбуле, а также в Сирии, учился его ученик и соратник на Северном Кавказе Сайпула-кади Башларов. В Стамбуле продолжили образование будущие мударрисы джадидского медресе «Буби» улемы Габдулла и Губайдулла Буби.

Безусловно, можно вспомнить еще массу имен выдающихся деятелей ислама дореволюционной России, получавших образование за рубежом.

Почувствовать вкус

Ничего удивительного в зарубежном образовании нет. Российские мусульмане при всех их особенностях — часть мировой уммы. Президент В. Путин в свое время подчеркнул это, отметив, что последователи ислама в нашей стране имеют все права и возможности поддерживать связь с единоверцами. Это естественно.

Да, нужно выстраивать дальше, развивать и углублять наше российское исламское образование и науку. Ребята должны иметь возможность получить знания на родине. Будущие имамы вначале должны получить как минимум среднее профессиональное образование в России.

Никакое, даже самое качественное, образование дома не заменит такой практики. Есть понятие традиции, духа и культуры. Даже из Турции с ее религиозным образованием высокого качества студенты ездят за границу.

Важен человек, а не география

Проблема, в конце концов, не в том, где именно получил образование имам — в России или за рубежом. Можно и дома в неофициальных полуподпольных квартирах-медресе научиться не так и не тому. Возвращающиеся же домой из-за границы ребята в основном имеют классическое общее исламское образование, не предполагающее экстремизма.

Дело не в географии, не в стране обучения, а в конкретном человеке и в конкретной ситуации. Очень важно, в каких условиях оказывается вчерашний студент по приезду домой. Будет ли он востребован, найдет ли свое место, займется ли практической открытой работой, а не скрытой оппозиционной демагогией? — вот в чем корень вопроса.

Выпускников зарубежных вузов необходимо интегрировать в общую работу, в систему, а не демонизировать и маргинализировать. Зачем самим себе создавать проблему, плодя протестно настроенную молодежь, которая будет сидеть по квартирам и ждать своего «часа Х».

Я не говорю, что имамы старого поколения, все как один, должны встать и освободить кабинеты и минбары для вновь прибывших. Нет. Молодежи надо грамотно определить фронт и направление работы с соответствующим официальным статусом заместителей или руководителей отделов, необходимыми ресурсами и главное — ответственностью.

Реальная работа на земле делает практиками и прагматиками (в самом хорошем смысле) даже самых, мягко говоря, романтично настроенных молодых людей. 95% выпускников иностранных вузов, в том числе саудовских и любых других, и российских исламских учебных заведений, вполне могут быть встроены в систему. Это пойдет, как показывает практика Духовного управления мусульман РФ, ЦДУМ и ДУМов Северного Кавказа, и идет всем на пользу.

Неадекватных, как сейчас говорят, единицы. В основном ребята хотят и могут работать и приносить пользу окружающим, своей общине и всей стране.

Тотально запрещать учебу за рубежом — не только контрпродуктивно, но и вряд ли возможно. Все равно теми или иными способами они будут выезжать, учиться и возвращаться.

Не надо шельмовать. Надо выстраивать систему адаптации на местах.

Дамир Мухетдинов,

канд. полит. наук, ответственный секретарь

Международного мусульманского форума



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.