Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Минбар Ислама № 239 Спецвыпуск / Сентябрь 2015 Имамы Московской Соборной мечети
25.09.2015

 

Первыми имамами Московской мечети в Выползовом переулке были отец и сыновья Алимовы. Они происходили из рода известных абызов и ишанов Нижегородчины. Инициатор строительства мечети, Бедретдин Алимов, доводился двоюродным братом известному целителю и ишану Садеку Абдулзямилову, родовой дом которого в с. Овечий Овраг (татар. Куй Суы) до сих пор является объектом зиярата местных татар. 3 февраля 1910 г. Б. Алимов во главе делегации московских мусульман участвовал в закладке первого камня будущей Соборной мечети в Санкт-Петербурге по приглашению другого своего родственника, местного имама главы первого прихода Мухаммед-Зарифа Юнусова. Б. Алимов имел пять сыновей, которым он дал религиозное образование; двое из них были соответственно имамом и муэдзином основанной отцом мечети.

Абдурахман Алимов

Абдулвадуд Фаттахетдинов

Абдулла Сулеймани

Муса Вахитов

Халил-Рахман Насретдинов

Исмаил Рахматуллин

Исмаил Муштари

Фактически имам-хатыбом и мударрисом в мечети в Выползовом переулке с момента ее открытия являлся Мухаммед-Сафа Алимов (1866–1913). Уже в ноябре 1904 г. он был избран на эту должность прихожанами и далее утвержден в ней городскими властями, одновременно выполняя функции «заведующего недвижимым доходным имением Магометанского духовного собрания» в Выползовом переулке, то есть администратора здания мечети. При нем же началось строительство двухэтажного деревянного дома во владении мечети, которое использовалось частично для жилых помещений, а частично в качестве религиозного училища — медресе. Это строительство было инициировано М.-С. Алимовым в августе 1912 г. (тогда он уже имел статус ахуна), но закончилось лишь после его смерти, которая случилась весной 1913 г.

Муэдзином Соборной мечети Москвы все эти годы являлся второй сын Бедретдина — Абдурахман Алимов (1873–1928). После смерти М.-С. Алимова он был назначен временно исполняющим обязанности имам-хатыба, а с 1914 г. — временным попечителем мечети.

Московская Соборная мечеть. 1950-е гг.

В январе 1914 г. новым имам-хатыбом мечети стал Абдулвадуд Фаттахетдинов (1882–1954), выходец из с. Красный Остров (ныне Нижегородской области), любимый ученик крупного отечественного богослова, муфтия Галимджана Баруди. Благодаря стараниям имама, в начале Первой мировой войны каждую пятницу среди мусульман-москвичей проходил сбор средств в пользу раненых российских воинов и их семей; только с сентября по октябрь 1914 г. было собрано более 300 рублей. «Как духовное лицо, благонадежное и отличающееся усердием к своим служебным обязанностям... в деле сбора добровольных пожертвований на нужды войны», Фаттахетдинов был удостоен почетного звания ахуна.

В 1927–1928 гг. А. Фаттахетдинов был арестован и оказался на Соловках, где содержались политические заключенные. После освобождения он уехал к семье в Ташкент.

Московскую мечеть в эти годы возглавил бывший имам Нижегородской ярмарочной мечети и кадий (судья) Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Абдулла Сулеймани (1886–1937), автор ряда книг и статей по мусульманской догматике. С конца 1920-х гг. он стал вторым имамом Московской Соборной мечети и попеременно с А. Фаттахетдиновым читал пятничные проповеди. После ареста последнего Сулеймани возглавил мечеть и осуществлял руководство ею в течение 1929–1930 гг. В начале 1930-х гг. он был задержан.

Муэдзином при нем был Муса Вахитов (1895–1938), происходивший из рода имамов с. Медяна (ныне Нижегородской области) и получивший образование в одном из медресе Казани. В 1930 г. он сменил на посту имама Московской мечети А. Сулеймани, однако его деятельность пришлась на период все возраставшей борьбы государства со служителями культа. В 1936–1937 гг. вся семья М. Вахитова была арестована в рамках фальсифицированного «дела о заговоре руководителей ЦДУМ». В Москве по этому делу под следствие попали десятки мусульман, в том числе имам мечети в Замоскворечье Абдулла Шамсутдинов (1878–1937), Абдулла Сулеймани, Муса Вахитов, который скончался в заключении.

Московскую столичную общину в 1936–1953 гг. возглавлял Халил-Рахман Насретдинов (1890–1964) из семьи потомственных имамов с. Параньга (ныне Республики Марий Эл). Он окончил Апанаевское медресе в Казани, учился также в Бухаре, в 1914–1920 гг. преподавал в медресе, затем 10 лет был имамом в Красной мечети Параньги. В 1932 г. Х. Насретдинов уехал в Москву, где с 1935 г. стал активным прихожанином Соборной мечети. По воспоминаниям посла Ирана в СССР Ансари, даже в период тотальной антирелигиозной пропаганды 1930-х гг. Х.Ф. Насретдинов регулярно рассылал в посольства всех мусульманских стран приглашения на праздничные богослужения.

В мае 1942 г. Х. Насретдинов принял участие в совещании членов ЦДУМ, которое выступило с «Обращением представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии». Тогда же он был избран кадием ЦДУМ. В ноябре 1945 г. с группой паломников из СССР Х. Насретдинов совершил хадж, во время которого советские мусульмане встречались с королем Абдель-Азизом Аль Саудом, верховным кадием Абдуррахманом Аль Шейхом и имамом Мекканской мечети Мухаммадом Абдуззахиром.

В начале 1953 г. Х. Насретдинов под давлением властей заявил о готовности уйти в отставку и затем был лишен регистрации как священнослужитель; до конца своей жизни он проживал в частном доме в Подмосковье. В ответ на ходатайство РОМ Москвы, поддержанное новым муфтием Шакиром Хиялетдиновым, о восстановлении имама в прежней должности последовала резолюция: «удовлетворить ходатайство не представляется возможным».

11 мая 1953 г. к обязанностям имама приступил срочно вызванный в Москву из Челябинской области имам-мухтасиб г. Троицка Исмаил Рахматуллин (1891—?). Однако в те годы началось новое наступление властей на религию. Прихожанам Московской Соборной мечети не разрешали собираться для молитв во дворе мечети, даже по крупным праздникам. В последние дни месяца Рамадан 1953 г. власти вызвали имама И. Рахматуллина «для разъяснений» с наложением резолюции: «молитвенные собрания проводятся только в молитвенном здании». И. Рахматуллин продержался в Москве ровно год; он вернулся в Троицк, в дальнейшем служил имамом в мечети «Марджани» в Казани.

В мае 1954 г. власти срочно вызвали в столицу имама казанской мечети «Марджани», уроженца г. Чистополя Исмаила Муштари (1888–1962). Но на него по-прежнему оказывался прессинг властей, которые тщательно отслеживали повседневную жизнь мусульманской общины, разрешая или запрещая любые мелочи в жизни Соборной мечети Москвы. В августе 1955 г. имам отъехал в Казань по семейным делам. Это создало прецедент отсутствия имама в мечети, которая все больше привлекала к себе внимание иностранных гостей. В итоге власти пришли к мнению о необходимости закончить с кадровой чехардой в главной мечети СССР. Что касается Муштари, он в 1956 г. вернулся в мечеть «Марджани» в Казани.

Неформальным лидером прихода все эти годы являлся муэдзин Шейхль­ислям Салямов (1883–1965), начавший работу в Соборной мечети в 1927 г. Он закончил медресе в родном с. Пица (ныне Нижегородской области), с 1933 г. являлся муэдзином Московской мечети. Он застал имамов довоенного времени и стал хранителем традиций московских мусульман. Воевал на фронтах советско-финской и Великой Отечественной войн, после возвращения в 1946 г. вернулся на работу в мечеть. Снова став муэдзином и, оставаясь на этом посту до самой смерти, вводил в курс дела новых имамов — выходцев из далеких от Москвы регионов, неофициально выполнял обязанности второго имама. Совершил хадж.

Уроженец с. Альшик (ныне Буинского района Татарстана) Камаритдин Салихов (1891–1963) в ранние годы преподавал в Буинском медресе, являлся имам-хатыбом в с. Утямишево (Тетюшского района Татарстана). После войны он служил в мечетях Казани и Астрахани. Наряду со свободным владением арабским языком, широкой образованностью и ораторским даром, его отличали также блестящие организаторские и дипломатические способности. Благодаря им московская мусульманская община в трудные годы хрущевской антирелигиозной кампании сумела не только сохранить мечеть, но и существенно расширить свою религиозную деятельность.

В 1957 г. имам Московской мечети выступал по-арабски на радиопередачах, которые транслировались в страны арабского мира; посещал посольства мусульманских стран, встречался в мечети с многочисленными гостями из стран Востока. Самыми известными и особо значимыми стали визиты президентов Индонезии — Сукарно в 1956 г. и Египта — Гамаля Абдель-Насера в 1958 г. В 1961 г. К. Салихов вторично посетил Мекку, где был принят королем Фейсалом ибн Абдель-Азизом и муфтием Саудовской Аравии; в том же году побывал в Марокко, где его принимал король Хасан II. Имам Салихов встречался и с маршалом Г.К. Жуковым, посетовавшим ему: «Молитесь за нас Богу, а то всех сажают, снимают, отправляют, жизнь становится страшной».

Шейхльислям Салямов

Камаритдин Салихов

Ахметзян Мустафин

Ризаутдин Басыров

Равиль Гайнутдин

В течение 30 лет проработал в Соборной мечети Москвы ее следующий предстоятель — уроженец с. Шубино (ныне Нижегородской области) Ахметзян Мустафин (1902–1986). Сын сельского имама, он прошел обучение в казанском медресе «Мухаммадия», после революции продолжил обучение у богослова Х. Альмушева, работал и учился в педагогическом институте Казани. С 1940 г. являлся неофициальным муллой в Москве. В 1956 г. по рекомендации муфтия Ш. Хиялетдинова стал вторым имамом Московской Соборной мечети. В начале 1960-х гг. он стал имам-хатыбом мечети, показав себя мудрым человеком, способным оградить прихожан от конфликтов с нетерпимой к религии власти, и талантливым проповедником. Накануне московской Олимпиады-80 А. Мустафин вместе со всеми прихожанами отстоял здание Соборной мечети, которая по планам властей предназначалась к сносу.

А. Мустафин выделялся своими обширными познаниями в знании и толковании Корана, владении арабским языком, умении вести богослужения и выступать с проповедями. Во время встреч с зарубежными гостями он свободно говорил без переводчика, используя отличное знание арабского языка. Сам Мустафин посещал Марокко, Афганистан, Финляндию.

В Московской Соборной мечети всегда было многолюдно. Фотография 1960-х гг.

С 1964 г. вторым имам-хатыбом Московской Соборной мечети был Ризаутдин Басыров (1907–1994), уроженец с. Ключищи (ныне Нижегородской области) из рода потомственных имамов. В годы войны он был тяжело ранен, затем учился в бухарском медресе «Мир-и-Араб», шесть лет служил имамом в Астрахани. Р. Басыров обладал большим авторитетом среди верующих, что позволяло ему прочно сохранять свои позиции на протяжении многих лет.

В 1987 г. Р. Басыров представил прихожанам нового имам-хатыба Московской Соборной мечети. Будущий муфтий шейх Равиль Гайнутдин с отличием окончил бухарское медресе «Мир-и-Араб». Уже с первых дней его службы на посту имама верующие осознали огромную разницу между былыми временами работы Соборной мечети и новой эпохой. Р. Гайнутдину принадлежит ведущая роль в деле расширения штата действующих имамов Соборной мечети. Начиная с 1990-х гг., имамы Раис Билялов, Ильдар Аляутдинов, Ислам Зарипов и др. успешно продолжат дело своих предшественников в мечети. На фоне колоссального роста религиозного и национального самосознания российских мусульман перед духовенством встала важная задача по их религиозному просвещению, созданию религиозной инфраструктуры, возрождению духовности на основе истинных исламских ценностей.

В своей повседневной религиозной деятельности муфтий шейх Р. Гайнутдин последовательно отстаивает идеи цивилизованного межконфессионального диалога, выступает с активной миротворческой позицией за установление гражданского мира и согласия в обществе. Его проповеди, произнесенные в главной мечети страны, в течение многих лет неизменно транслируются по центральным каналам российского телевидения и привлекают миллионы зрителей не только в России, но и в странах СНГ.



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.