Вторая (Соборная) мечеть. Почтовая открытка. 1906 г.
Молельный зал Московской Соборной мечети. Почтовая открытка 1913 г.
Курбан-байрам в Московской Соборной мечети в 1945 г. Кадры кинохроники
Хамзя Айсин, Ахметзян Мустафин, Камаритдин Салихов с президентом Индонезии Сукарно. 1956 г.
Имам-хатыб Камаритдин Салихов встречает во дворе Московской Соборной мечети президента Гамаля Абдель-Насера. 1958 г. Кадр кинохроники
Наследный принц Йеменского Мутаваккилийского Королевства Мухаммад ал-Бадр и имам-хатыб Ахметзян Мустафин за торжественным столом в стенах Московской Соборной мечети. 1956 г.
Довоенное фото Московской Соборной мечети
Главный имам мечети Шахиншаха в Тегеране Джавад Захир аль-Ислам (второй слева) и шейх аль-ислам Хаким-заде (третий слева) в Московской Соборной мечети. Третий справа — имам-хатыб Ахметзян Мустафин. Октябрь 1964 г.
Муфтий САДУМ Зияутдин Бабаханов и имам-хатыб Московской Соборной мечети Ахметзян Мустафин сопровождают делегацию богословов из Египта. 1968 г.
Делегация индийских мусульман в Московской Соборной мечети. 1963 г. В центре — муфтий САДУМ З. Бабаханов, имам-хатыб А. Мустафин
Ризаутдин Басыров представил прихожанам нового имам-хатыба Равиля Гайнутдина. 1987 г.
Московская Соборная мечеть была построена в 1904 г. по инициативе муллы второго мусульманского прихода Москвы Бедретдина Алимова на средства московского купца |
3 Проектные чертежи мечети в Выползовом переулке. Июнь 1904 г. ЦИАМ
4 Разрешение Строительного отделения на возведение мечети в Выползовом переулке. 16 июня 1904 г. ЦИАМ
5 Телеграмма в Уфу муфтию ОМДС М. Султанову от 11 ноября 1904 г.
«Сего числа Комиссия, осмотрев построенную мечеть Второго прихода, разрешила совершать моленье. Радостно донося вашему вниманию, покорно просим дозволить ответной телеграммой временно исполнять обязанности имама мулле Бадретдину Алимову. Салих Ерзин. Попечитель Вагапов. Байбеков, Кашаев, мулла Галимов».
6 Эмир Фейсал Аль Сауд с официальным визитом в Москве. 1932 г.
2 декабря 1902 г. Х. Акбулатов и С. Бакиров подали московскому обер-полицмейстеру ходатайство о передаче участка со всеми строениями («два строения жилых двухэтажных, низ каменный, верх деревянный, и шестнадцать построек и пристроек нежилых») в пользу Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС). После того как официальным собственником участка сделалось ОМДС, вопрос о строительстве новой мечети фактически был предрешен, хотя понадобилось еще несколько лет для легализации этого вопроса.
Прошение о разрешении открытия молитвенного дома для мусульман было подано Московским магометанским обществом в мае 1904 г., в июне уже был утвержден проект, сделанный техником архитектуры Н.А. Жуковым, а в октябре того же года каменное здание мечети уже было построено. В конце ноября 1904 г. временный имам-хатыб новой мечети Бедретдин Алимов подал прошение совершить в ней первый намаз. Сохранилась переписка активных прихожан мечети с муфтием ОМДС Мухамедьяром Султановым с просьбой разрешить возглавить новый приход вышеназванному имаму.
Вторая (Соборная) мечеть. Почтовая открытка. 1906 г.
Молельный зал Московской Соборной мечети. Почтовая открытка 1913 г.
Уже спустя месяц община обрела официально утвержденного имам-хатыба в лице старшего сына муллы Бедретдина — Мухаммед-Сафы Алимова. Именно под его руководством произошло становление данного прихода, а также расширение его функций. В
В отличие от многих других мечетей, Московская Соборная мечеть в Выползовом переулке никогда не закрывалась. Даже в годы жесточайших репрессий, направленных против служителей культа, когда по всей стране были репрессированы тысячи имамов, эта мечеть продолжала собирать верующих на пятничные и праздничные молитвы, таравихи, мавлиды.
В годы войны община Московской Соборной мечети действовала в тесной координации с муфтием Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Абдурахманом Расули.
Несмотря на многочисленные лишения и трудности военного времени, московские мусульмане вели сбор средств на танковую колонну для Красной Армии; в общей сложности прихожанами было собрано 55 тыс. рублей наличными и 20 тыс. рублей облигациями. В 1944 г. в адрес «мухтасиба имама мечети» Халила Насретдинова и председателя приходского совета Закера Алимова были направлены телеграммы: И. Сталина — «...прошу передать верующим мусульманам Москвы... мой привет и благодарность Красной Армии»; и генерал-майора танковых войск Липодаева — «...сообщаю, что на средства, внесенные верующими мусульманами гор. Москвы, построены танки и переданы частям генерал-лейтенанта... Лазарева. Прошу сообщить об этом всем, кто принимал участие в сборе средств».
На пике установления нормальных рабочих отношений между властями и исламскими общинами в середине
Таким образом, произошло изменение государственной политики в отношении религии и частичная нормализация отношений властей к мусульманам Москвы. Соборная мечеть в годы войны стабильно действовала и собирала по пятницам по
К началу
Со второй половины
В те годы РОМ г. Москвы неоднократно ставило перед властями вопрос о передаче в пользование прихода одного из трех домов-флигелей, находящихся во дворе мечети и возведенных на средства мусульман еще в дореволюционный период (ныне на их месте административное здание муфтията). Общество намеревалось переоборудовать возвращенный дом под служебные и представительские функции. Пытаясь поддержать реноме Советского государства в глазах многочисленных иностранных гостей из дружественных стран Востока, отдельные чиновники-прагматики поддержали этот запрос, и в августе 1958 г. Обществу было разрешено построить на старом фундаменте новое кирпичное здание площадью в 250 кв. м.
Несмотря на идеологический диктат, РОМ удалось упрочить положение мечети, которая получила статус центра мухтасибата Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) по Московской и Горьковской областям, Чувашской и Мордовской АССР. Чиновники-прагматики проявляли повышенный интерес в привлечении имамов Соборной мечети к работе по укреплению международных связей СССР. В этих условиях административно-идеологический диктат государства в отношении мечети стал неизбежно ослабевать, хотя властные структуры, которые отвечали за идеологию, были крайне враждебно настроены по отношению к столичным мусульманам.
В конце
Хамзя Айсин, Ахметзян Мустафин, Камаритдин Салихов с президентом Индонезии Сукарно. 1956 г.
Имам-хатыб Камаритдин Салихов встречает во дворе Московской Соборной мечети президента Гамаля Абдель-Насера. 1958 г. Кадр кинохроники
Наследный принц Йеменского Мутаваккилийского Королевства Мухаммад ал-Бадр и имам-хатыб Ахметзян Мустафин за торжественным столом в стенах Московской Соборной мечети. 1956 г.
Московская Соборная мечеть оставалась центром притяжения для всех мусульман города независимо от их национальности. Стоит учитывать, что в
Довоенное фото Московской Соборной мечети
В последние годы жизни Р. Басыров содействовал возрождению религиозной жизни мусульман Москвы. В 1987 г. он, самый уважаемый из имамов Москвы, представил прихожанам Московской Соборной мечети нового предстоятеля — Равиля Гайнутдина. Назначение молодого выпускника Бухарского медресе «Мир-и-Араб» новым имам-хатыбом совпало с качественно новым этапом в жизни Соборной мечети Москвы и всей мусульманской уммы страны, что было связано с изменением всей общественно-политической обстановки.
Для восстановления попранных позиций религиозного образования уже в первый сезон своей работы, в октябре 1987 г., Р. Гайнутдин открыл для всех желающих — от школьников до докторов наук — медресе по обучению основам ислама при Соборной мечети. Он же стал главным преподавателем, взяв на себя ключевой идеологический и богословский курс по основам ислама. Многие московские мусульмане первые сведения о своей религии почерпнули именно там.
Делегация индийских мусульман в Московской Соборной мечети. 1963 г. В центре — муфтий САДУМ З. Бабаханов, имам-хатыб А. Мустафин
Муфтий САДУМ Зияутдин Бабаханов и имам-хатыб Московской Соборной мечети
Ахметзян Мустафин сопровождают делегацию богословов из Египта. 1968 г.
Делегация индийских мусульман в Московской Соборной мечети. 1963 г. В центре — муфтий САДУМ З. Бабаханов, имам-хатыб А. Мустафин
Ризаутдин Басыров представил прихожанам нового имам-хатыба Равиля Гайнутдина. 1987 г.
Московской Соборной мечети суждено было стать стартовой площадкой для множества необходимых российской умме начинаний и инициатив в области образования, просвещения, воспитания подрастающего поколения, книгоиздания, государственно-конфессионального взаимодействия, организации религиозной жизни и консолидации мусульманских общин.
В 1994 г. по инициативе Р. Гайнутдина был учрежден Московский высший духовный исламский колледж для подготовки специалистов по исламу на регулярной основе, а в 1995 г. — Московский исламский университет, перерегистрированный в 2012 г. в качестве аккредитованного теологического вуза — Московского исламского института.
Как по статусу (являясь главной мечетью столицы), так и по масштабу выполняемых задач, за считанные годы Московская Соборная мечеть была признана главным мусульманским храмом Российской Федерации.
С новейшей эпохой связано возникновение на базе Соборной мечети значимых в жизни российских мусульман религиозных организаций, поскольку именно эта мечеть исполняла роль координатора и главного центра мусульманских общин, официальных и нелегальных, на огромных пространствах Центральной России. В 1994 г. на учредительном съезде мусульманских религиозных объединений и общин Европейской части России Р. Гайнутдин был избран муфтием — председателем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России. В 1998 г. оно было переименовано в Духовное управление мусульман Европейской части России, а в 2014 г. перерегистрировано Министерством юстиции РФ в качестве Духовного управления мусульман Российской Федерации.
В 1996 г. в условиях административного кризиса и хаоса в среде российских религиозных мусульманских учреждений по инициативе муфтия Р. Гайнутдина был учрежден Совет муфтиев России (СМР), в который в качестве сопредседателей входят руководители крупнейших Духовных управлений мусульман страны. За короткий период ДУМ РФ и СМР стали авторитетными органами, представляющими интересы мусульман страны.