Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Минбар Ислама № 239 Спецвыпуск / Сентябрь 2015 История Московской Соборной мечети
25.09.2015

Вторая (Соборная) мечеть. Почтовая открытка. 1906 г.

Молельный зал Московской Соборной мечети. Почтовая открытка 1913 г.

Курбан-байрам в Московской Соборной мечети в 1945 г. Кадры кинохроники

Хамзя Айсин, Ахметзян Мустафин, Камаритдин Салихов с президентом Индонезии Сукарно. 1956 г.

Имам-хатыб Камаритдин Салихов встречает во дворе Московской Соборной мечети президента Гамаля Абдель-Насера. 1958 г. Кадр кинохроники

Наследный принц Йеменского Мутаваккилийского Королевства Мухаммад ал-Бадр и имам-хатыб Ахметзян Мустафин за торжественным столом в стенах Московской Соборной мечети. 1956 г.

Довоенное фото Московской Соборной мечети

Главный имам мечети Шахиншаха в Тегеране Джавад Захир аль-Ислам (второй слева) и шейх аль-ислам Хаким-заде (третий слева) в Московской Соборной мечети. Третий справа — имам-хатыб Ахметзян Мустафин. Октябрь 1964 г.

Муфтий САДУМ Зияутдин Бабаханов и имам-хатыб Московской Соборной мечети Ахметзян Мустафин сопровождают делегацию богословов из Египта. 1968 г.

Делегация индийских мусульман в Московской Соборной мечети. 1963 г. В центре — муфтий САДУМ З. Бабаханов, имам-хатыб А. Мустафин

Ризаутдин Басыров представил прихожанам нового имам-хатыба Равиля Гайнутдина. 1987 г.

Московская Соборная мечеть была построена в 1904 г. по инициативе муллы второго мусульманского прихода Москвы Бедретдина Алимова на средства московского купца 2-й гильдии Салиха Юсуповича Ерзина на земле в Выползовом переулке, которую в конце 1901 г. выкупили касимовский купец Хабибулла Акбулатов и малмыжский мещанин Сабирзян Бакиров.

 

 

 

1–2 Прошение Бедретдина Алимова на имя московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича с просьбой разрешить открытие постоянной молельни в частном доме. 1894 г. ЦИАМ

3 Проектные чертежи мечети в Выползовом переулке. Июнь 1904 г. ЦИАМ

4 Разрешение Строительного отделения на возведение мечети в Выползовом переулке. 16 июня 1904 г. ЦИАМ

5 Телеграмма в Уфу муфтию ОМДС М. Султанову от 11 ноября 1904 г.
«Сего числа Комиссия, осмотрев построенную мечеть Второго прихода, разрешила совершать моленье. Радостно донося вашему вниманию, покорно просим дозволить ответной телеграммой временно исполнять обязанности имама мулле Бадретдину Алимову. Салих Ерзин. Попечитель Вагапов. Байбеков, Кашаев, мулла Галимов».

6 Эмир Фейсал Аль Сауд с официальным визитом в Москве. 1932 г. 

2 декабря 1902 г. Х. Акбулатов и С. Бакиров подали московскому обер-полицмейстеру ходатайство о передаче участка со всеми строениями («два строения жилых двухэтажных, низ каменный, верх деревянный, и шестнадцать построек и пристроек нежилых») в пользу Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС). После того как официальным собственником участка сделалось ОМДС, вопрос о строительстве новой мечети фактически был предрешен, хотя понадобилось еще несколько лет для легализации этого вопроса.

Прошение о разрешении открытия молитвенного дома для мусульман было подано Московским магометанским обществом в мае 1904 г., в июне уже был утвержден проект, сделанный техником архитектуры Н.А. Жуковым, а в октябре того же года каменное здание мечети уже было построено. В конце ноября 1904 г. временный имам-хатыб новой мечети Бедретдин Алимов подал прошение совершить в ней первый намаз. Сохранилась переписка активных прихожан мечети с муфтием ОМДС Мухамедьяром Султановым с просьбой разрешить возглавить новый приход вышеназванному имаму.

Вторая (Соборная) мечеть. Почтовая открытка. 1906 г.

Молельный зал Московской Соборной мечети. Почтовая открытка 1913 г.

Уже спустя месяц община обрела официально утвержденного имам-хатыба в лице старшего сына муллы Бедретдина — Мухаммед-Сафы Алимова. Именно под его руководством произошло становление данного прихода, а также расширение его функций. В 1912–1913 гг. община мечети просила разрешения властей построить во дворе мусульманского храма двухэтажное деревянное здание «под квартиры»; в действительности же в новом здании, помимо жилых помещений, начало работу и религиозное училище (после Революции 1917 года именно здесь расположилась одна из светских татарских школ столицы).

В отличие от многих других мечетей, Московская Соборная мечеть в Выползовом переулке никогда не закрывалась. Даже в годы жесточайших репрессий, направленных против служителей культа, когда по всей стране были репрессированы тысячи имамов, эта мечеть продолжала собирать верующих на пятничные и праздничные молитвы, таравихи, мавлиды.

В годы войны община Московской Соборной мечети действовала в тесной координации с муфтием Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Абдурахманом Расули. 15–17 мая 1942 г. имам-хатыб Халил-Рахман Насретдинов в качестве «имама города Москвы, мухтасиба и члена Духовного совета ЦДУМ» принял участие в совещании членов ЦДУМ под руководством А. Расули, принявших известное «Обращение представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии». Московский имам наряду с муфтием А. Расули участвовал в подготовке первого съезда улемов Средней Азии и Казахстана, проходившего в 1943 г. в Ташкенте, когда было создано Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана.

  

 

 

  

Курбан-байрам в Московской Соборной мечети в 1945 г. Кадры кинохроники

Несмотря на многочисленные лишения и трудности военного времени, московские мусульмане вели сбор средств на танковую колонну для Красной Армии; в общей сложности прихожанами было собрано 55 тыс. рублей наличными и 20 тыс. рублей облигациями. В 1944 г. в адрес «мухтасиба имама мечети» Халила Насретдинова и председателя приходского совета Закера Алимова были направлены телеграммы: И. Сталина — «...прошу передать верующим мусульманам Москвы... мой привет и благодарность Красной Армии»; и генерал-майора танковых войск Липодаева — «...сообщаю, что на средства, внесенные верующими мусульманами гор. Москвы, построены танки и переданы частям генерал-лейтенанта... Лазарева. Прошу сообщить об этом всем, кто принимал участие в сборе средств».

На пике установления нормальных рабочих отношений между властями и исламскими общинами в середине 1940-х гг., что было связано с активной прогосударственной позицией мусульманских религиозных деятелей во главе с муфтием ЦДУМ А. Расулевым в годы войны, были созданы муфтияты в Ташкенте, Баку и Буйнакске. Более того, к началу 1946 г. Совет по делам религиозных культов поддержал проект «создания единого административно-консультативного религиозного центра мусульман СССР с местопребыванием его в Москве», с которым выступили руководители новосозданных муфтиятов — Среднеазиатского духовного управления мусульман (САДУМ), ДУМ Закавказья и ДУМ Северного Кавказа.

Таким образом, произошло изменение государственной политики в отношении религии и частичная нормализация отношений властей к мусульманам Москвы. Соборная мечеть в годы войны стабильно действовала и собирала по пятницам по 900–1200 человек, а в праздничные дни — до 5–6 тыс. верующих. Стабильное положение сохранялось и в первые послевоенные годы. В 1946–1947 гг. число прихожан мечети по пятницам составляло более 1 тыс. человек, по праздникам — около 13 тыс. (10 тыс. мужчин и около 2–3 тыс. женщин) — рабочих, служащих, работников торговых сетей, а также и группу молодых прихожан. В 1949 г. было образовано Религиозное общество мусульман (РОМ) г. Москвы, которое сразу же заключило договор с властями о бессрочном и бесплатном пользовании зданием мечети.

К началу 1950-х гг. благожелательное отношение властей вновь сменилось на идеологический и политико-административный диктат. В те годы отчетливо проявилось негласное противостояние двух тенденций в советской политике — идеологической и прагматической. Прагматические подходы во внешней политике, возобладавшие после смерти Сталина, оказывались все сильнее идеологических догм. Это обстоятельство впоследствии обеспечило выживание московской мусульманской общины и Соборной мечети Москвы как религиозного и социального института в условиях хрущевской антирелигиозной кампании конца 1950-х — начала1960-х гг.

Со второй половины 1950-х гг. огромную роль приобрела международная деятельность Соборной мечети Москвы. Начало работы имам-хатыбом Камаритдина Салихова (1956 г.) совпало с визитами в Москву глав мусульманских государств: шахиншаха Ирана Реза-шаха Пехлеви, президента Индонезии А. Сукарно, президента Сирии Ш. Куатли, наследного принца Йемена Мухаммада аль-Бадра, которые в том числе посещали для богослужения Соборную мечеть. Об интенсивности международных встреч конца 1950-х — начала 1960-х гг. может свидетельствовать то, что только в 1961 г. Московскую Соборную мечеть посетили представители Йемена, Индонезии, Ливии, делегаты Всемирного форума молодежи из Цейлона, Индонезии, Ямайки, Китая. Нередко в один день мечеть посещало несколько делегаций.

В те годы РОМ г. Москвы неоднократно ставило перед властями вопрос о передаче в пользование прихода одного из трех домов-флигелей, находящихся во дворе мечети и возведенных на средства мусульман еще в дореволюционный период (ныне на их месте административное здание муфтията). Общество намеревалось переоборудовать возвращенный дом под служебные и представительские функции. Пытаясь поддержать реноме Советского государства в глазах многочисленных иностранных гостей из дружественных стран Востока, отдельные чиновники-прагматики поддержали этот запрос, и в августе 1958 г. Обществу было разрешено построить на старом фундаменте новое кирпичное здание площадью в 250 кв. м.

Несмотря на идеологический диктат, РОМ удалось упрочить положение мечети, которая получила статус центра мухтасибата Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) по Московской и Горьковской областям, Чувашской и Мордовской АССР. Чиновники-прагматики проявляли повышенный интерес в привлечении имамов Соборной мечети к работе по укреплению международных связей СССР. В этих условиях административно-идеологический диктат государства в отношении мечети стал неизбежно ослабевать, хотя властные структуры, которые отвечали за идеологию, были крайне враждебно настроены по отношению к столичным мусульманам.

В конце 1970-х гг., накануне московской Олимпиады-80, вместе с председателем «двадцатки» мечети Абдулкадыром Валитовым имам-хатыб Ахметзян Мустафин спас здание Московской Соборной мечети, которое власти намеревались снести в связи со строительством олимпийского спортивного комплекса. Согласно планам реконструкции города, в 1979 г. Московская Соборная мечеть — единственная в Центральной России, должна была быть снесена как мешающая строительству спорткомплекса «Олимпийский». Кроме того, идеологическое наполнение Олимпиады-80 не допускало наличия мусульманской мечети бок о бок с объектом международного значения в стране победившего социализма. Она была даже исключена из планов города и не отмечалась на картах до 1985–1987 гг. Мобилизовав мусульманский дипломатический корпус и пожилых мусульман — ветеранов войны и труда, духовенство отстояло мечеть.

Хамзя Айсин, Ахметзян Мустафин, Камаритдин Салихов с президентом Индонезии Сукарно. 1956 г.

Имам-хатыб Камаритдин Салихов встречает во дворе Московской Соборной мечети президента Гамаля Абдель-Насера. 1958 г. Кадр кинохроники

Наследный принц Йеменского Мутаваккилийского Королевства Мухаммад ал-Бадр и имам-хатыб Ахметзян Мустафин за торжественным столом в стенах Московской Соборной мечети. 1956 г.

Московская Соборная мечеть оставалась центром притяжения для всех мусульман города независимо от их национальности. Стоит учитывать, что в 1970-е гг. среди прихожан мечети было большое количество студентов московских вузов, прибывших на учебу в СССР из стран мусульманского мира. Однако в целом мечеть имела особое, не только культовое, но и институциональное значение для татарской общины города. Как и у всех мусульман, у московских татар этническая и конфессиональная идентичность были взаимосвязаны, и татарское самосознание одновременно означало принадлежность к мусульманской религии. В значительной мере именно Московская Соборная мечеть способствовала сохранению этнического самосознания у татар столицы. К примеру, торжественные проповеди имамов Ахметзяна Мустафина и Ризаутдина Басырова в Московской Соборной мечети были для прихожан образцами владения татарским языком. Во дворе мечети в Выползовом переулке звучала татарская речь, здесь встречались земляки и знакомые.

Довоенное фото Московской Соборной мечети

В последние годы жизни Р. Басыров содействовал возрождению религиозной жизни мусульман Москвы. В 1987 г. он, самый уважаемый из имамов Москвы, представил прихожанам Московской Соборной мечети нового предстоятеля — Равиля Гайнутдина. Назначение молодого выпускника Бухарского медресе «Мир-и-Араб» новым имам-хатыбом совпало с качественно новым этапом в жизни Соборной мечети Москвы и всей мусульманской уммы страны, что было связано с изменением всей общественно-политической обстановки.

Для восстановления попранных позиций религиозного образования уже в первый сезон своей работы, в октябре 1987 г., Р. Гайнутдин открыл для всех желающих — от школьников до докторов наук — медресе по обучению основам ислама при Соборной мечети. Он же стал главным преподавателем, взяв на себя ключевой идеологический и богословский курс по основам ислама. Многие московские мусульмане первые сведения о своей религии почерпнули именно там.

   

Делегация индийских мусульман в Московской Соборной мечети. 1963 г. В центре — муфтий САДУМ З. Бабаханов, имам-хатыб А. Мустафин

   

Муфтий САДУМ Зияутдин Бабаханов и имам-хатыб Московской Соборной мечети  

Ахметзян Мустафин сопровождают делегацию богословов из Египта. 1968 г. 

      

Делегация индийских мусульман в Московской Соборной мечети. 1963 г. В центре — муфтий САДУМ З. Бабаханов, имам-хатыб А. Мустафин

 

Ризаутдин Басыров представил прихожанам нового имам-хатыба Равиля Гайнутдина. 1987 г.

Московской Соборной мечети суждено было стать стартовой площадкой для множества необходимых российской умме начинаний и инициатив в области образования, просвещения, воспитания подрастающего поколения, книгоиздания, государственно-конфессионального взаимодействия, организации религиозной жизни и консолидации мусульманских общин.

В 1994 г. по инициативе Р. Гайнутдина был учрежден Московский высший духовный исламский колледж для подготовки специалистов по исламу на регулярной основе, а в 1995 г. — Московский исламский университет, перерегистрированный в 2012 г. в качестве аккредитованного теологического вуза — Московского исламского института.

Как по статусу (являясь главной мечетью столицы), так и по масштабу выполняемых задач, за считанные годы Московская Соборная мечеть была признана главным мусульманским храмом Российской Федерации.

С новейшей эпохой связано возникновение на базе Соборной мечети значимых в жизни российских мусульман религиозных организаций, поскольку именно эта мечеть исполняла роль координатора и главного центра мусульманских общин, официальных и нелегальных, на огромных пространствах Центральной России. В 1994 г. на учредительном съезде мусульманских религиозных объединений и общин Европейской части России Р. Гайнутдин был избран муфтием — председателем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России. В 1998 г. оно было переименовано в Духовное управление мусульман Европейской части России, а в 2014 г. перерегистрировано Министерством юстиции РФ в качестве Духовного управления мусульман Российской Федерации.

В 1996 г. в условиях административного кризиса и хаоса в среде российских религиозных мусульманских учреждений по инициативе муфтия Р. Гайнутдина был учрежден Совет муфтиев России (СМР), в который в качестве сопредседателей входят руководители крупнейших Духовных управлений мусульман страны. За короткий период ДУМ РФ и СМР стали авторитетными органами, представляющими интересы мусульман страны.



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.