Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 6 (164) /Июль-Август 2015/ Оренбургский миллионер и благотворитель Ахмет-бай Хусаинов (1837–1906)
09.09.2015

Оренбургский миллионер  и благотворитель Ахмет-бай Хусаинов (1837–1906)

Ахмет Хусаинов был сыном разорившегося торговца из Сеитова посада (Каргалы) близ Оренбурга Мухамедгали Хусаинова (1804–1854). В двенадцатилетнем возрасте стал главным кормильцем в доме. Он брался за любую работу и сумел скопить 5 руб. Именно с этой суммой старательный юноша начал собственное предприятие по торговле мелочным товаром и сырьем в г. Оренбурге, к которому позднее привлек своих братьев Махмуда (1839–1910) и Гани (1839–1902). Вместе они создали фирму «Ахмет Хусаинов с братьями», которая осуществляла торгово-посреднические операции между европейской Россией и Средней Азией. Причем братья постарались распределить между собой основные направления деятельности. Так, если Габделгани контролировал турке-
станские рынки сбыта, Махмуд распоряжался делами фирмы в Оренбуржье, то Хусинов сбывал скот, сырье, верблюжью и овечью шерсть, приобретенную по самым низким ценам в Туркестане, на крупнейших ярмарках Н. Новгорода, Москвы, Казани и других городов. Здесь же он закупал по оптовым ценам промышленные товары и направлял их братьям для продажи или обмена на продукты животноводства и сырье для текстильного производства. Играя на существенной разнице цен на те или иные товары в разных регионах, предприниматели получали тройную и больше прибыль. К 1873 г. Хусаиновы, заработав капитал в 80 000 руб., перебрались из Сеитовского посада в Оренбург. Еще через пять лет они довели свое состояние до 300 000 руб. В этот период удачливые коммерсанты открыли ряд магазинов и торговых складов в губернском центре. Постепенно им удалось значительно расширить экономическую географию фирмы, выйдя на европейские рынки и заключая сделки с торговцами Берлина и Парижа.

В 1886 г. Хусаиновы были перечислены из сеитовских мещан в оренбургское первой гильдии купечество. За несколько десятилетий совместной деятельности братья, создав преуспевающую фирму с филиалами во многих крупных торговых центрах России, а также за рубежом, заработали почти четыре миллиона рублей. В 1896 г. при разделе имущества каждому из них досталось по одному миллиону 38 тыс. руб.

Наибольшую известность в татарском мире России Хусаиновы приобрели не столько благодаря богатству, сколько щедрой и целенаправленной благотворительности. Будучи глубоко верующими мусульманами, они особое внимание уделяли поддержке конфессиональных институтов татарского общества — мечети и медресе. В то же время оренбургские купцы, как и многие другие представители прогрессистской буржуазии, ясно осознавали насущную необходимость коренных реформ во всех сферах национальной жизни, и в первую очередь в системе народного образования. В них они видели не только строгую гарантию от миссионерских посягательств государства, но и уникальную для мусульман России возможность скорейшего приобщения к достижениям мировой цивилизации без потери национальной и религиозной самобытности.

Ахмет-бай Хусаинов, так и не освоивший в стенах кадимистского мектебе элементарных навыков чтения и письма, но, несмотря на это, сумевший сколотить гигантское состояние, безусловно, главную причину народных бед, нищеты и невежества видел в старозаветных порядках, царивших в тогдашней конфессиональной школе. Он не раз повторял, что достойное образование помогло бы ему добиться еще более громких успехов на коммерческом поприще. Хусаиновы осознанно и целеустремленно финансировали именно джадидистские учебные заведения, оплачивали работу прогрессивно мыслящих мударрисов и мугаллимов по всей стране, не жалели средств на строительство школьных зданий, издание необходимой учебной литературы. По инициативе Ахмет-бая в
1889 г. в Оренбурге появилось медресе «Хусаиния». В 1896 г. Хусаинов переехал на постоянное жительство в Казань, где заявил о своих капиталах по первой гильдии и поселился в великолепном особняке на набережной Кабана (ул. Марджани, 42).

В Казани вплоть до своей кончины в 1906 г. Ахмет-бай продолжал активно заниматься благотворительностью, поддерживая все городские новометодные училища, в особенности медресе «Мухаммадия», и Мусульманское благотворительное общество. Как писал Р. Фахретдин: «В течение 10 лет, проведенных в Казани, он, выделяя с каждого своего дохода 3 000 и более руб., построил 20 зданий мечетей и медресе, оплатил работу мугаллимов в 40 мектебе, обеспечил 200 школ необходимыми учебниками». Так, в 1906 г. он пожертвовал Лаишевское подворье Нижегородской ярмарки в пользу 5-й Соборной мечети Казани. Крупнейшим вакфом Хусаинова на Нижегородчине была «Двухсветная гостиница» на Нижегородской ярмарке (ее вакуфный статус был провозглашен в 1906 г.).

Ахмет-бай Хусаинов являлся гласным Казанской городской Думы. В конце своей жизни он выступил с беспрецедентным благотворительным актом — завещал на нужды национального образования почти полмиллиона рублей, заключенных в вакуфном имуществе. В этом документе, помимо фиксации традиционных для мусульманина воздаяний, фактически сформулирована долгосрочная программа по финансированию и развитию татарского конфессионального и светского образования, предусматривавшая создание солидных вакуфов при крупнейших джадидистских медресе, существование целой системы целевых стипендий на обучение талантливых шакирдов в средних, средних технических и высших учебных заведениях России, в мусульманских образовательных центрах арабского Востока, а также наличие своеобразных «грантов» на написание и издание научно-популярной, учебной и просветительской литературы. Своим завещанием Хусаинов предложил эффективный способ финансовой поддержки дальнейших культурных преобразований в татарском обществе, обозначил действенную альтернативу равнодушию и безразличию государства, не замечавшего насущные проблемы и нужды мусульманского населения.

Ислам на Нижегородчине: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор —
Д. З. Хайретдинов. — Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2007.

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.