Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 6 (164) /Июль-Август 2015/ ЗАКЯТ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В КОРАНЕ МЕККАНСКИЙ ПЕРИОД
09.09.2015

Несмотря на то, что выплата закята стала обязательной для мусульман во втором году после переселения из Мекки в Медину (хиджра), с самого начала ниспослания заключительного Божьего послания человечеству Коран призвал людей к социальной поддержке и взаимопомощи. Зякят и другие подобные ему социальные инструменты способствовали сокращению разницы между различными слоями общества, способствуя тем самым укоренению любви и братства между людьми.

Для того чтобы понять какое же место в исламе занимают закят и благотворительность, необходимо проследить появление и развитие данных понятий в Священном Коране. Уместным будет рассмотреть аяты, ниспосланные до хиджры (переселения первых мусульман из Мекки в Медину) и после хиджры, расположив в хронологическом порядке их ниспослания. Изучая аяты мекканского периода, особое внимание нужно уделить основам появления этих понятий, а рассматривая аяты мединского периода — проследить их дальнейшее развитие.

Отчетливо видно, что в сурах мекканского периода раскрыты три основные темы: 1. Единство Аллаха;
2. Чудовищная социально-экономическая дифференциация в мекканском обществе того времени и необходимость её устранения; 3. Личная и социально-общественная ответственность человека.

74-я сура «Завернувшийся» была ниспослана в первые годы ниспослания Корана и в хронологическом порядке занимает четвертое место. В ее 42–44-м аятах называются две причины попадания в Ад — несовершение молитвы и некормление сирот:
«И будут они спрошены: «Что привело вас в Преисподнюю?» Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз. Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с погружавшимися. Мы считали ложью Последний день...»

В 5-м и 7-м аятах 92-й суры «Ночь», занимающей 9-е место в порядке ниспослания, говорится: «Тому, кто отдавал должное (раздавал милостыню) и был богобоязнен, кто признавал наилучшее (свидетельство единобожия или Рай), Мы облегчим путь к легчайшему». То есть Всемогущий Аллах обещает облегчить путь тем, кто раздавал милостыню. В 8-м и 10-м аятах говорится об альтернативе: «А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чем не нуждается, кто счел ложью наилучшее (свидетельство единобожия или Рай), Мы облегчим путь к тягчайшему».
В 18-м аяте этой же суры сообщается о том, что отдален от Ада будет самый богобоязненный, который раздает свое имущество, очищаясь. Примечательно, что отглагольным именем существительным (масдаром) от употребленного в этом аяте глаголе «очищаться» (йатазакка) является слово зякат. Этим подчеркивается, что богобоязненный человек, раздающий определенную часть своего имущества нуждающимся и делающий это искренне, тем самым очищается и по милости Всевышнего отдаляется от пламени Ада.

93-я сура «Утро» является одиннадцатой по порядку ниспослания. В ее 9-м и 10-м аятах Аллах предостерегает: «Посему не притесняй сироту! И не гони просящего!» Далее, в 1–3 аятах семнадцатой ниспосланной суры «Подаяние» (107) говорится: «Видел ли ты того, кто считает ложью воздаяние? Это — тот, кто гонит сироту и не побуждает накормить бедняка». Тем самым подчеркивается, что данные черты больше присущи людям неверующим и нужно сторониться таких качеств. Еще одно подтверждение необходимости не только участия, но и призыва к благотворительности мы находим в 33–34 аятах суры «Неизбежное» (69), занимающей 78-е место в хронологическом порядке ниспослания. В аяте описывается особенность человека неверующего: «Он не веровал в Великого Аллаха и не призывал кормить бедняка».

Необходимо отметить тот факт, что выплата закята-милостыни не являлась чем-то новым и была предписана предыдущим Божьим посланникам. Подтверждение этому имеется
в 31-м аяте ниспосланной сорок четвертой суры «Марьям» (19), в котором говорится о пророке Исе: «Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать молитву и раздавать закят, пока
я буду жив».
В 55-м аяте повествуется о пророке Исмаиле: «Он велел своей семье совершать молитву и выплачивать закят, а его Господь был доволен им». Исходя из данных аятов, можно с уверенностью сказать, что и до прихода Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) пророки и посланники Аллаха своим примером призывали к выплате милостыни-закята. После ниспослания этих аятов уверовавшие мусульмане начали использовать термин закят, наряду с другими, для обозначения выплат в пользу нуждающихся.

В 26-м аяте занимающей по хронологии 50-е место суре «Перенос ночью» (19) говорится: «Отдавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно». Употребленная в данном аяте повелительная форма подчеркивает обязательность данного поступка. 38-й аят ниспосланной 84-й суры «Румы» (30) гласит: «Отдавай родственнику то, что ему полагается по праву, а также бедняку и путнику. Это лучше для тех, кто стремится к Лику Аллаха. Именно они являются преуспевшими». В данном аяте также применена повелительная форма, вместе с этим сказано и о тех, кто в первую очередь достоин социальных выплат. Категории получателей закята упоминаются в различных аятах Корана. В части из них используется слово «хак» — право, указывающее на то, что для получения закята нужно обладать определенными правами. К примеру, в 19-м аяте суры «Рассеивающие», в котором говорится: «Они выделяли известную долю (хак) своего имущества для просящих и обездоленных», упомянуты категории людей, имеющие права на получения закята — «просящие» и «обездоленные», а сама доля получаемого имущества обозначена термином «хак» — «право».

В 141-м аяте 55-й по хронологии суре «Скот» (6) говорится о том, что закят, также названный «хак», выплачивается и с сельскохозяйственных угодий: «Он — Тот, Кто создал сады на трельяжах и без трельяжей, финиковые пальмы и злаки с различным вкусом, оливки и гранаты, имеющие сходства и различия. Вкушайте эти плоды, когда они созревают, и отдавайте должное (хак) в день уборки, но не излишествуйте, ведь Он не любит тех, кто излишествует».

Расставляя таким образом аяты в хронологическом порядке их ниспослания, становится очевидным, что выплата закята — неотъемлемая черта верующего человека. На это указывает и 4-й аят суры «Лукман» (57 по хронологии и 31 по порядку в Корану): «Которые совершают молитву, выплачивают закят и убеждены в Последней жизни». Как видно из данного аята, выплата закята упоминается наравне с совершением молитвы, в свою очередь этот факт свидетельствует в пользу того, что отныне это действие имеет ту же важность, как и совершение молитвы и веры в Последующую жизнь. Данное суждение также находит свое подтверждение в 67-м по хронологии 19-м аяте суры «Пророки» (21): «Мы сделали их вождями, которые по Нашему велению указывали на прямой путь. Мы внушили им вершить добрые дела, совершать молитву и выплачивать закят, и они поклонялись Нам». Речь идет о пророке Ибрахиме (Аврааме), Исмаиле и Якубе (Якове). Всевышним им было внушено вершить добрые дела, совершать молитву, выплачивать милостыню — закят и поклоняться Аллаху.

В противовес этому в 56-м аяте суры «Пчелы» (16) упоминается о финансово-социальных обязательствах язычников в доисламскую эпоху. Тогда было принято жертвовать часть урожая, скота и другого имущества в качестве подношения идолам-истуканам. Данное действие строго осуждается Всевышним, и за него обещано суровое наказание.

В 38–39-м аятах суры «Румы» (30) говорится о таком важном свойстве закята как приумножение имущества и божественное благословение.

Закяту в Коране противопоставляется ростовщичество (риба). Аллах предостерегает о том, что имущество, увеличенное путем лихвы, не будет увеличено у Аллаха, закят же, напротив, служит причиной приумножения имущества и достатка.

Рассмотренные нами мекканские аяты о социально-финансовой ответственности можно условно разделить на три группы. Первая группа аятов содержит указание о страшных последствиях для тех, кто притесняет обездоленных и сирот, вторая — о защите от огня Ада и награде расходующих имущество на благие поступки, наказании тех, кто избегал помощи имуществом. В последней группе говорится о том, что нужно призывать и поощрять других в подобного рода благотворительной деятельности.

Продолжение следует.

Профессор,

доктор Мехмет ЭРКАЛ,

Богословский факультет

университета Мармара

(Стамбул, Турция)

Перевод с турецк.

Ренат Нигматуллин

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.