Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам № 6 (164) /Июль-Август 2015/ ЗАКЯТ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В КОРАНЕ МЕККАНСКИЙ ПЕРИОД
09.09.2015

Несмотря на то, что выплата закята стала обязательной для мусульман во втором году после переселения из Мекки в Медину (хиджра), с самого начала ниспослания заключительного Божьего послания человечеству Коран призвал людей к социальной поддержке и взаимопомощи. Зякят и другие подобные ему социальные инструменты способствовали сокращению разницы между различными слоями общества, способствуя тем самым укоренению любви и братства между людьми.

Для того чтобы понять какое же место в исламе занимают закят и благотворительность, необходимо проследить появление и развитие данных понятий в Священном Коране. Уместным будет рассмотреть аяты, ниспосланные до хиджры (переселения первых мусульман из Мекки в Медину) и после хиджры, расположив в хронологическом порядке их ниспослания. Изучая аяты мекканского периода, особое внимание нужно уделить основам появления этих понятий, а рассматривая аяты мединского периода — проследить их дальнейшее развитие.

Отчетливо видно, что в сурах мекканского периода раскрыты три основные темы: 1. Единство Аллаха;
2. Чудовищная социально-экономическая дифференциация в мекканском обществе того времени и необходимость её устранения; 3. Личная и социально-общественная ответственность человека.

74-я сура «Завернувшийся» была ниспослана в первые годы ниспослания Корана и в хронологическом порядке занимает четвертое место. В ее 42–44-м аятах называются две причины попадания в Ад — несовершение молитвы и некормление сирот:
«И будут они спрошены: «Что привело вас в Преисподнюю?» Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз. Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с погружавшимися. Мы считали ложью Последний день...»

В 5-м и 7-м аятах 92-й суры «Ночь», занимающей 9-е место в порядке ниспослания, говорится: «Тому, кто отдавал должное (раздавал милостыню) и был богобоязнен, кто признавал наилучшее (свидетельство единобожия или Рай), Мы облегчим путь к легчайшему». То есть Всемогущий Аллах обещает облегчить путь тем, кто раздавал милостыню. В 8-м и 10-м аятах говорится об альтернативе: «А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чем не нуждается, кто счел ложью наилучшее (свидетельство единобожия или Рай), Мы облегчим путь к тягчайшему».
В 18-м аяте этой же суры сообщается о том, что отдален от Ада будет самый богобоязненный, который раздает свое имущество, очищаясь. Примечательно, что отглагольным именем существительным (масдаром) от употребленного в этом аяте глаголе «очищаться» (йатазакка) является слово зякат. Этим подчеркивается, что богобоязненный человек, раздающий определенную часть своего имущества нуждающимся и делающий это искренне, тем самым очищается и по милости Всевышнего отдаляется от пламени Ада.

93-я сура «Утро» является одиннадцатой по порядку ниспослания. В ее 9-м и 10-м аятах Аллах предостерегает: «Посему не притесняй сироту! И не гони просящего!» Далее, в 1–3 аятах семнадцатой ниспосланной суры «Подаяние» (107) говорится: «Видел ли ты того, кто считает ложью воздаяние? Это — тот, кто гонит сироту и не побуждает накормить бедняка». Тем самым подчеркивается, что данные черты больше присущи людям неверующим и нужно сторониться таких качеств. Еще одно подтверждение необходимости не только участия, но и призыва к благотворительности мы находим в 33–34 аятах суры «Неизбежное» (69), занимающей 78-е место в хронологическом порядке ниспослания. В аяте описывается особенность человека неверующего: «Он не веровал в Великого Аллаха и не призывал кормить бедняка».

Необходимо отметить тот факт, что выплата закята-милостыни не являлась чем-то новым и была предписана предыдущим Божьим посланникам. Подтверждение этому имеется
в 31-м аяте ниспосланной сорок четвертой суры «Марьям» (19), в котором говорится о пророке Исе: «Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать молитву и раздавать закят, пока
я буду жив».
В 55-м аяте повествуется о пророке Исмаиле: «Он велел своей семье совершать молитву и выплачивать закят, а его Господь был доволен им». Исходя из данных аятов, можно с уверенностью сказать, что и до прихода Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) пророки и посланники Аллаха своим примером призывали к выплате милостыни-закята. После ниспослания этих аятов уверовавшие мусульмане начали использовать термин закят, наряду с другими, для обозначения выплат в пользу нуждающихся.

В 26-м аяте занимающей по хронологии 50-е место суре «Перенос ночью» (19) говорится: «Отдавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно». Употребленная в данном аяте повелительная форма подчеркивает обязательность данного поступка. 38-й аят ниспосланной 84-й суры «Румы» (30) гласит: «Отдавай родственнику то, что ему полагается по праву, а также бедняку и путнику. Это лучше для тех, кто стремится к Лику Аллаха. Именно они являются преуспевшими». В данном аяте также применена повелительная форма, вместе с этим сказано и о тех, кто в первую очередь достоин социальных выплат. Категории получателей закята упоминаются в различных аятах Корана. В части из них используется слово «хак» — право, указывающее на то, что для получения закята нужно обладать определенными правами. К примеру, в 19-м аяте суры «Рассеивающие», в котором говорится: «Они выделяли известную долю (хак) своего имущества для просящих и обездоленных», упомянуты категории людей, имеющие права на получения закята — «просящие» и «обездоленные», а сама доля получаемого имущества обозначена термином «хак» — «право».

В 141-м аяте 55-й по хронологии суре «Скот» (6) говорится о том, что закят, также названный «хак», выплачивается и с сельскохозяйственных угодий: «Он — Тот, Кто создал сады на трельяжах и без трельяжей, финиковые пальмы и злаки с различным вкусом, оливки и гранаты, имеющие сходства и различия. Вкушайте эти плоды, когда они созревают, и отдавайте должное (хак) в день уборки, но не излишествуйте, ведь Он не любит тех, кто излишествует».

Расставляя таким образом аяты в хронологическом порядке их ниспослания, становится очевидным, что выплата закята — неотъемлемая черта верующего человека. На это указывает и 4-й аят суры «Лукман» (57 по хронологии и 31 по порядку в Корану): «Которые совершают молитву, выплачивают закят и убеждены в Последней жизни». Как видно из данного аята, выплата закята упоминается наравне с совершением молитвы, в свою очередь этот факт свидетельствует в пользу того, что отныне это действие имеет ту же важность, как и совершение молитвы и веры в Последующую жизнь. Данное суждение также находит свое подтверждение в 67-м по хронологии 19-м аяте суры «Пророки» (21): «Мы сделали их вождями, которые по Нашему велению указывали на прямой путь. Мы внушили им вершить добрые дела, совершать молитву и выплачивать закят, и они поклонялись Нам». Речь идет о пророке Ибрахиме (Аврааме), Исмаиле и Якубе (Якове). Всевышним им было внушено вершить добрые дела, совершать молитву, выплачивать милостыню — закят и поклоняться Аллаху.

В противовес этому в 56-м аяте суры «Пчелы» (16) упоминается о финансово-социальных обязательствах язычников в доисламскую эпоху. Тогда было принято жертвовать часть урожая, скота и другого имущества в качестве подношения идолам-истуканам. Данное действие строго осуждается Всевышним, и за него обещано суровое наказание.

В 38–39-м аятах суры «Румы» (30) говорится о таком важном свойстве закята как приумножение имущества и божественное благословение.

Закяту в Коране противопоставляется ростовщичество (риба). Аллах предостерегает о том, что имущество, увеличенное путем лихвы, не будет увеличено у Аллаха, закят же, напротив, служит причиной приумножения имущества и достатка.

Рассмотренные нами мекканские аяты о социально-финансовой ответственности можно условно разделить на три группы. Первая группа аятов содержит указание о страшных последствиях для тех, кто притесняет обездоленных и сирот, вторая — о защите от огня Ада и награде расходующих имущество на благие поступки, наказании тех, кто избегал помощи имуществом. В последней группе говорится о том, что нужно призывать и поощрять других в подобного рода благотворительной деятельности.

Продолжение следует.

Профессор,

доктор Мехмет ЭРКАЛ,

Богословский факультет

университета Мармара

(Стамбул, Турция)

Перевод с турецк.

Ренат Нигматуллин

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2020 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.