Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 6 (164) /Июль-Август 2015/ СВЯЩЕННЫЙ КОРАН О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
09.09.2015

2: 215: «Они спрашивают тебя о том, что следует давать из (пожертвований). Скажи: „Какую бы 

добрую часть своего имущества вы ни дали, она предназначена родителям, другим родственникам, сиротам, пребывающим в нужде
и путникам“. Что бы доброго вы ни сделали — Аллах хорошо знает об этом».

При обсуждении проблем благотворительности и милосердия обычно затрагиваются три вопроса: 1) что мы должны дать? 2) кому мы должны давать? 3) как мы должны давать? Очевидно, правомерен следующий ответ. Давать нужно действительно что-то полезное и ценное, благодатное, способное помочь нуждающимся, поддержать их. Это может быть нужная вещь или деньги, рука помощи в трудную минуту, добрый совет или доброе слово. Все, что вы ни делаете доброго, есть проявление благотворительности и милосердия. С другой стороны, если вы под знаком благотворительности выбрасываете что-либо бесполезное или вам ненужное, то в таких жестах нельзя усмотреть какого-либо милосердия и добродетели. Тем более не может быть и речи о какой-либо добродетели, если вы делаете что-то со зловредными намерениями, например, если даете нож душевнобольному или если вы даете кому-то наркотики либо лекарства, сладости или даже деньги (с целью подкупа или обольщения): такие услуги можно назвать дарами, достойными проклятия. Кому вы прежде всего должны оказывать помощь? Многих искушает возможность заработать мирскую славу и оказать помощь с расчетом на громкую похвалу, имея в виду самоутверждение и корыстную саморекламу. При этом упускается из вида главное: помощь должна оказываться бескорыстно и тем, кто нуждается в ней прежде всего. Здесь опять-таки нельзя говорить о добродетели и милосердии: вы уподобляетесь мошенникам, обманывающим доверие страждущих. О любом благодеянии судят по мере отсутствия корысти. Прежде всего вы должны учитывать действительную степень нужды и потребности в вашей помощи: если отсутствует такое искреннее стремление, то, значит, ваши действия отмечены проявлениями эгоизма. Как должна оказываться помощь? В глазах Всевышнего добродетельной может считаться только помощь, чуждая всякого притворства, показухи и любой неискренности.

2: 261–263: «Примером тех, кто расходует свое богатство на пути Аллаха, является кукурузное зерно: из него произрастает семь початков, а каждый початок дает сотню зерен. Аллах дарует огромный прирост тому, кому пожелает! Аллах следит за всем, и Он знает обо всех вещах! Те, кто тратит свое имущество на пути Аллаха, а потом не напоминает о своей щедрости и не сопровождает подаяние упреком, получат награду у своего Господа! Они не будут бояться и не будут опечалены. Добрые слова и прощение прегрешений лучше, чем по-даяние, сопровождаемое упреком. Аллах же свободен от нужд, и Он сострадателен!»

К проявлениям милосердия и благотворительности предъявляются требования высшего порядка.

1) Истинные проявления милосердия, великодушия и благодетельности неизменно сопровождают правоверных только на пути истинном, пути Господнем, пути искреннего служения Всевышнему и к Нему устремленном.

2) Милосердие и искренняя благотворительность всегда бескорыстны и не нуждаются ни в каких вознаграждениях и воздаяниях в этом мире.

3) Милосердие и истинная добродетельность никогда не запятнают себя какими-либо намеками или напоминаниями о совершенных благодеяниях — эти поистине высокие качества чужды всякому бахвальству и самовосхвалению.

4) Великодушие и непритворные благодеяния не могут иметь ничего общего с какими-либо попреками, несправедливостями или унижениями, которые иные «благодетели» позволяют себе по отношению к «облагодетельствованным» — действительно милосердный и благодетельный человек и в мыслях не допустит возможности делать себе «рекламу» и хвастаться тем, что он кому-то помог в трудное время и хоть в какой-то степени (может быть, даже скорее символично) облегчил бремя нужды, обрушившейся на несчастного человека.

Поистине, доброта, сердечность и великодушие, закрывающие глаза на людские недостатки и прегрешения, составляют саму суть милосердия; милосердие, которое иные могут упрекать в чрезмерных, по их мнению, мягкости, всепрощении и доброжелательности, во всяком случае, неизмеримо выше и благороднее, чем так называемая «благотворительность», сопровождаемая корыстными устремлениями и уловками, а также скрываемыми злонамеренными действиями, влекущими за собой бедствия и страдания для людей «облагодетельствованных», но дающих возможность рекламы и явные выгоды для их эгоистичных и алчных «доброхотов». Однако, если за совершенное благодеяние человек не рассчитывает ни на какие награды и выгоды, то он получит (разумеется, не помышляя об этом) обильное и достойнейшее вознаграждение от Господа — материальное, моральное и духовное — согласно Его замыслу и доброй воле. Если мы жертвуем свои средства, свое достояние, свои способности на пути истинного служения Господу, то вовсе не потому, что Господь нуждается в каких-либо наших благодеяниях и пожертвованиях. Напротив, наши недостатки и грехи так велики, что мы нуждаемся в Его высшей милости и Его величайшем терпении — для того, чтобы добрые дела, которые мы можем совершить, были бы действительно Ему угодны и заслуживали бы Его похвалы и вознаграждения. Мотивы и побуждения, которыми мы руководствуемся, часто до такой степени перемешаны и могут весьма противоречиво переплетаться друг с другом — так, что иные наши свойства и поступки, которые нам самим порой представляются лучшими качествами и проявлениями, на самом деле могут оказаться свойствами и явлениями, не очень достойными, а то и убогими, если судить о них по меркам действительно высоким и весьма строгим.

2: 264: «О вы, которые уверовали! Не делайте тщетными своих подаяний напоминаниями о вашей щедрости или упреками — как те, которые расходуют свое богатство у всех на виду, но не верят ни в Аллаха, ни в Последний день. Они подобны твердой, бесплодной скале, покрытой небольшим слоем земли: когда идет ливень, он смывает землю и оставляет голый камень. Они не смогут сделать ничего с тем, что заработали. Аллах не ведет прямым путем тех, кто отрицает веру».

Фальшивая показная благотворительность, «чтобы люди могли это видеть», — на самом деле и не благотворительность вовсе; разумеется, в таких случаях невозможно предположить и малейшее проявление еще более высокого и благородного свойства человеческой души — милосердия. Фальшивая благотворительность не только омерзительна, но и кощунственна, ибо она растворена в безверии. Вообще любая фальшь всегда сопутствует безверию и отступничеству — от истинной веры во Всевышнего, в будущность и Судный день. «Аллах в совершенстве видит все, что вы творите» (2: 265). Неискреннюю, не идущую от души благотворительность можно сравнить с бесплодной, давно омертвевшей скалой, на которую случайно занесло горстку земли. Обильный дождь, благодаря которому плодородная почва становится еще щедрее и дает богатый урожай, смывает ничтожный слой случайно занесенной земли с этой скалы, полностью обнажая ее безжизненность, ее мертвенный каменистый скелет. Так что же действительно доброго, достойного, благодатного могут извлечь для себя лицемеры из того, что им удалось достичь — при этом что-то припрятав, а что-то, напротив, выставив напоказ?

2: 265: «Те, кто расходует свое богатство, пытаясь удовлетворить Аллаха и усилить свои души, подобны высокому и плодородному саду. Ливень, падая на него, умножает его урожай вдвое, а если ливня нет, то ему достаточно слабого дождика. Аллах видит то, что вы делаете!»

Милосердие и искреннюю благотворительность можно уподобить плодородной пашне или цветущему саду, выгодно расположенным на благодатной возвышенности. Их орошают щедрые дожди, почва впитывает и сохраняет необходимую влагу, но лишняя вода после обильного ливня уходит вниз с цветущих благодатных высот — а там всегда сохраняются здоровые и благоприятные условия, позволяющие выращивать и снимать баснословно богатый урожай. Но если эту плодородную, благодатную возвышенность и не оросит достаточно щедрый дождь, то ее всегда напитает роса, и даже этой сравнительно малой влаги будет достаточно в соответствующих условиях и для поддержания плодородия почвы, и для сохранения необходимого урожая. Так и человек милосердный, искренне благодетельный всегда здоров и надежно укреплен в своей нравственности и духовности: он пребывает в самом выгодном положении и на достаточно высоком уровне перед ликом Аллаха, чтобы снискать Его милость, а также Его дары и щедроты, которые он не пытается скопить, а то и припрятать из эгоистичных соображений, но пускает их в оборот свободно и разумно, используя свои богатства и таланты не бездумно, но широко и великодушно — ради своих ближних и на благо всего общества. В трудное для него время он усердно и добросовестно будет выполнять любую работу, довольствуясь тем, что имеет. Он стремится во всем быть угодным Аллаху и всячески укрепиться в вере; его цель также состоит в том, чтобы укреплять и совершенствовать свою душу, не позволять себе падать духом ни при каких обстоятельствах.

Перевод смыслов и комментарий

Корана Абдулла Юсуф Али

Главный редактор
Дамир МУХЕТДИНОВ / Москва:

ИД «Медина», 2015

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.