Диалог цивилизаций
В степи стоит уныл Гирея царский дом...
Вера Александровна Крачковская
«Изучение арабской эпиграфики в России за первую половину XIX в.» (1945), «Изразцы мавзолея Пир-Хусейна» (1946), «О средневековых текстильных изделиях в Средней Азии. Мервские ткани
Крымский полуостров, несомненно, одно из привлекательнейших мест Европы... Предпоследние поселенцы Крыма — татары — появились на полуострове с XIII в., сохраняя то вассальное, то независимое положение. За пятивековой период существования крымского ханства было создано немало художественных ценностей...
В настоящее время татары составляют 1/4 населения Крыма, а в городах — значительно меньший процент. Это сильно замечается в Симферополе, где русская часть города, поглотив старые мусульманские кладбища, преобладает над татарской. Восточный характер удержали отчасти лишь кварталы, населенные татарами и цыганами-мусульманами. Однако и здесь надо констатировать внешнюю европеизацию, идущую быстрыми шагами. Выражается это в замене покровов и материала национального костюма, прически, обуви и прочих бытовых особенностей — европейскими. Наряду с этим заметны равнодушные массы татарского народа, не считая отдельных единиц, к судьбе памятников национального искусства. Стоя на развалинах одной старой мечети на площадке у новой синагоги, можно видеть не только базу минарета, остатки поверженного михраба и оригинальные сталатиты из прекрасно вытесанного камня, но и всякого рода отбросы, мусор, до дохлых собак включительно. Пол старейшей из мечетей Симферополя — Джами Кебир, служащей и поныне для собрания мусульман местной общины, истлел и проваливается под ногами. Одной из существенных, но не единственных причин подобного положения вещей является экономический кризис, вызванный жестоким и продолжительным голодом
Самой характерной из всех местностей Крыма для изучения искусства и быта татар, тесно переплетающихся между собою, является Бахчисарай. Это уголок еще живого Востока. Голод здесь был особенно силен и унес половину населения в общие могилы. Обширные старинные кладбища, со всех сторон разбросанные у города, занимают громадную площадь, и фактически город мертвых населеннее города живых. Грустное дополнение к кладбищам представляют покинутые разрушенные дома по главной улице и боковым. Некоторые кварталы вымерли поголовно. Несмотря на это, живописный характер города вырисовывается с первых шагов.
Продвигаясь от вокзала по главной улице, можно изучать тип и иногда прекрасные детали построек, как, например, дверные украшения с тамгами и узорами. Попутно легко наблюдать характер уличной жизни и работу кустарей, отличных мастеров... Поражает обилие фонтанов с прекрасной горной водой. Татарское население в Бахчисарае преобладает и, к счастью, лучше сохранило свой национальный облик. Дополнением картины служат интересные народные сцены, которые можно наблюдать: национальная свадьба с шумным поездом, живописными костюмами и чисто восточной музыкой, народное гулянье со всякими развлечениями, борьбой, танцами и музыкой, или далляль-глашатай, громко выкликающий жителям о различных событиях. Это все — объекты живого наблюдения, бытового характера...
Другая сторона, историко-художественная, раскрывается с приближением к Ханскому дворцу — центру Бахчисарая, лежащему в сравнительно узкой долине, обставленной крутыми скатами. Внутри стены, отделяющей дворцовую территорию от города, сосредоточен целый комплекс зданий, характерных для мусульманского искусства вообще: дворец с гаремом, своеобразный уник, со множеством дверей, ворот и переходов, очень сложного сплава, с фонтанами и садами, мечетями и кладбищем... Старейшей датированной частью дворца являются «Железные ворота» 1503 г. Дворцовая мечеть Хан Джами тоже дает много интересных деталей: характерные османские, сильно вытянутые минареты, боковые галереи с аркадами, ханскую ложу, где сохранилась облицовка изразцами. Обилие фонтанов и небольших бассейнов подчеркивает характерную для Востока любовь к чистой, прозрачной воде и делает как помещение дворца, так и изолированные друг от друга высокими стенами сады особенно уютными.
Помимо перечисленных громадное значение имеют прочие памятники Бахчисарая. Цикл построек, находящихся на территории дворца, дополняют соседние с ним бани, мост у фонтана Сырлы-Чешме, Зинджирлы-Медресе в предместье Салачик и Текие в Азизе. Существует ряд мечетей. Лучшая из них — Ешиль Джами 1764 г.
Бахчисарай исключительно известен надгробиями различных веков. В наилучшей сохранности — отчасти благодаря большей изоляции, а также благородному материалу — мрамору — памятники ханского кладбища, где и надписи, и скульптура представляют громадный художественный интерес.
Бахчисарай, в котором памятники татарского зодчества находятся в наибольшем количестве и не утратили живой связи с современностью, должен занять подобающее ему место и стать главным музейным центром мусульманского искусства в Крыму.