Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Минбар Ислама №7 (237) /Июль - Август, 2015/ Мозаика
24.08.2015

Диалог цивилизаций

В степи стоит уныл Гирея царский дом...

Вера Александровна Крачковская (1884–1974) была близким и верным спутником жизни и помощником Игнатия Юлиановича Крачковского. Ее перу принадлежат многочисленные работы по искусству Востока и Средней Азии. Среди них — «Арабские надгробия Музея палеографии Академии наук СССР» (1929), «Древнейший арабский документ из Средней Азии» (совместно с И.Ю. Крачковским, 1934), «Задачи арабской эпиграфики в СССР» (1937),
«Изучение арабской эпиграфики в России за первую половину XIX в.» (1945), «Изразцы мавзолея Пир-Хусейна» (1946), «О средневековых текстильных изделиях в Средней Азии. Мервские ткани IX–X вв.» (1957), «Деревянные таблички из мусульманских погребений Западного Памира» (1963), «Материалы к истории ранних Аббасидов по арабским надписям» (1967). В 1925 году журнал «Восток» публикует работу Веры Крачковской «Татарское искусство и быт в Крыму». Мы предлагаем вам вместе с автором совершить путешествие в Крым, каким он был 90 лет назад.

Крымский полуостров, несомненно, одно из привлекательнейших мест Европы... Предпоследние поселенцы Крыма — татары — появились на полуострове с XIII в., сохраняя то вассальное, то независимое положение. За пятивековой период существования крымского ханства было создано немало художественных ценностей...

В настоящее время татары составляют 1/4 населения Крыма, а в городах — значительно меньший процент. Это сильно замечается в Симферополе, где русская часть города, поглотив старые мусульманские кладбища, преобладает над татарской. Восточный характер удержали отчасти лишь кварталы, населенные татарами и цыганами-мусульманами. Однако и здесь надо констатировать внешнюю европеизацию, идущую быстрыми шагами. Выражается это в замене покровов и материала национального костюма, прически, обуви и прочих бытовых особенностей — европейскими. Наряду с этим заметны равнодушные массы татарского народа, не считая отдельных единиц, к судьбе памятников национального искусства. Стоя на развалинах одной старой мечети на площадке у новой синагоги, можно видеть не только базу минарета, остатки поверженного михраба и оригинальные сталатиты из прекрасно вытесанного камня, но и всякого рода отбросы, мусор, до дохлых собак включительно. Пол старейшей из мечетей Симферополя — Джами Кебир, служащей и поныне для собрания мусульман местной общины, истлел и проваливается под ногами. Одной из существенных, но не единственных причин подобного положения вещей является экономический кризис, вызванный жестоким и продолжительным голодом 1920–1921 гг., когда цыгане и татары пострадали особенно и принуждены были за бесценок распродавать свое имущество, часто высокохудожественного достоинства.

Самой характерной из всех местностей Крыма для изучения искусства и быта татар, тесно переплетающихся между собою, является Бахчисарай. Это уголок еще живого Востока. Голод здесь был особенно силен и унес половину населения в общие могилы. Обширные старинные кладбища, со всех сторон разбросанные у города, занимают громадную площадь, и фактически город мертвых населеннее города живых. Грустное дополнение к кладбищам представляют покинутые разрушенные дома по главной улице и боковым. Некоторые кварталы вымерли поголовно. Несмотря на это, живописный характер города вырисовывается с первых шагов.

Продвигаясь от вокзала по главной улице, можно изучать тип и иногда прекрасные детали построек, как, например, дверные украшения с тамгами и узорами. Попутно легко наблюдать характер уличной жизни и работу кустарей, отличных мастеров... Поражает обилие фонтанов с прекрасной горной водой. Татарское население в Бахчисарае преобладает и, к счастью, лучше сохранило свой национальный облик. Дополнением картины служат интересные народные сцены, которые можно наблюдать: национальная свадьба с шумным поездом, живописными костюмами и чисто восточной музыкой, народное гулянье со всякими развлечениями, борьбой, танцами и музыкой, или далляль-глашатай, громко выкликающий жителям о различных событиях. Это все — объекты живого наблюдения, бытового характера...

Другая сторона, историко-художественная, раскрывается с приближением к Ханскому дворцу — центру Бахчисарая, лежащему в сравнительно узкой долине, обставленной крутыми скатами. Внутри стены, отделяющей дворцовую территорию от города, сосредоточен целый комплекс зданий, характерных для мусульманского искусства вообще: дворец с гаремом, своеобразный уник, со множеством дверей, ворот и переходов, очень сложного сплава, с фонтанами и садами, мечетями и кладбищем... Старейшей датированной частью дворца являются «Железные ворота» 1503 г. Дворцовая мечеть Хан Джами тоже дает много интересных деталей: характерные османские, сильно вытянутые минареты, боковые галереи с аркадами, ханскую ложу, где сохранилась облицовка изразцами. Обилие фонтанов и небольших бассейнов подчеркивает характерную для Востока любовь к чистой, прозрачной воде и делает как помещение дворца, так и изолированные друг от друга высокими стенами сады особенно уютными.

Помимо перечисленных громадное значение имеют прочие памятники Бахчисарая. Цикл построек, находящихся на территории дворца, дополняют соседние с ним бани, мост у фонтана Сырлы-Чешме, Зинджирлы-Медресе в предместье Салачик и Текие в Азизе. Существует ряд мечетей. Лучшая из них — Ешиль Джами 1764 г.

Бахчисарай исключительно известен надгробиями различных веков. В наилучшей сохранности — отчасти благодаря большей изоляции, а также благородному материалу — мрамору — памятники ханского кладбища, где и надписи, и скульптура представляют громадный художественный интерес.

Бахчисарай, в котором памятники татарского зодчества находятся в наибольшем количестве и не утратили живой связи с современностью, должен занять подобающее ему место и стать главным музейным центром мусульманского искусства в Крыму.

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.