Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Минбар Ислама №7 (237) /Июль - Август, 2015/ Мозаика
24.08.2015

Диалог цивилизаций

В степи стоит уныл Гирея царский дом...

Вера Александровна Крачковская (1884–1974) была близким и верным спутником жизни и помощником Игнатия Юлиановича Крачковского. Ее перу принадлежат многочисленные работы по искусству Востока и Средней Азии. Среди них — «Арабские надгробия Музея палеографии Академии наук СССР» (1929), «Древнейший арабский документ из Средней Азии» (совместно с И.Ю. Крачковским, 1934), «Задачи арабской эпиграфики в СССР» (1937),
«Изучение арабской эпиграфики в России за первую половину XIX в.» (1945), «Изразцы мавзолея Пир-Хусейна» (1946), «О средневековых текстильных изделиях в Средней Азии. Мервские ткани IX–X вв.» (1957), «Деревянные таблички из мусульманских погребений Западного Памира» (1963), «Материалы к истории ранних Аббасидов по арабским надписям» (1967). В 1925 году журнал «Восток» публикует работу Веры Крачковской «Татарское искусство и быт в Крыму». Мы предлагаем вам вместе с автором совершить путешествие в Крым, каким он был 90 лет назад.

Крымский полуостров, несомненно, одно из привлекательнейших мест Европы... Предпоследние поселенцы Крыма — татары — появились на полуострове с XIII в., сохраняя то вассальное, то независимое положение. За пятивековой период существования крымского ханства было создано немало художественных ценностей...

В настоящее время татары составляют 1/4 населения Крыма, а в городах — значительно меньший процент. Это сильно замечается в Симферополе, где русская часть города, поглотив старые мусульманские кладбища, преобладает над татарской. Восточный характер удержали отчасти лишь кварталы, населенные татарами и цыганами-мусульманами. Однако и здесь надо констатировать внешнюю европеизацию, идущую быстрыми шагами. Выражается это в замене покровов и материала национального костюма, прически, обуви и прочих бытовых особенностей — европейскими. Наряду с этим заметны равнодушные массы татарского народа, не считая отдельных единиц, к судьбе памятников национального искусства. Стоя на развалинах одной старой мечети на площадке у новой синагоги, можно видеть не только базу минарета, остатки поверженного михраба и оригинальные сталатиты из прекрасно вытесанного камня, но и всякого рода отбросы, мусор, до дохлых собак включительно. Пол старейшей из мечетей Симферополя — Джами Кебир, служащей и поныне для собрания мусульман местной общины, истлел и проваливается под ногами. Одной из существенных, но не единственных причин подобного положения вещей является экономический кризис, вызванный жестоким и продолжительным голодом 1920–1921 гг., когда цыгане и татары пострадали особенно и принуждены были за бесценок распродавать свое имущество, часто высокохудожественного достоинства.

Самой характерной из всех местностей Крыма для изучения искусства и быта татар, тесно переплетающихся между собою, является Бахчисарай. Это уголок еще живого Востока. Голод здесь был особенно силен и унес половину населения в общие могилы. Обширные старинные кладбища, со всех сторон разбросанные у города, занимают громадную площадь, и фактически город мертвых населеннее города живых. Грустное дополнение к кладбищам представляют покинутые разрушенные дома по главной улице и боковым. Некоторые кварталы вымерли поголовно. Несмотря на это, живописный характер города вырисовывается с первых шагов.

Продвигаясь от вокзала по главной улице, можно изучать тип и иногда прекрасные детали построек, как, например, дверные украшения с тамгами и узорами. Попутно легко наблюдать характер уличной жизни и работу кустарей, отличных мастеров... Поражает обилие фонтанов с прекрасной горной водой. Татарское население в Бахчисарае преобладает и, к счастью, лучше сохранило свой национальный облик. Дополнением картины служат интересные народные сцены, которые можно наблюдать: национальная свадьба с шумным поездом, живописными костюмами и чисто восточной музыкой, народное гулянье со всякими развлечениями, борьбой, танцами и музыкой, или далляль-глашатай, громко выкликающий жителям о различных событиях. Это все — объекты живого наблюдения, бытового характера...

Другая сторона, историко-художественная, раскрывается с приближением к Ханскому дворцу — центру Бахчисарая, лежащему в сравнительно узкой долине, обставленной крутыми скатами. Внутри стены, отделяющей дворцовую территорию от города, сосредоточен целый комплекс зданий, характерных для мусульманского искусства вообще: дворец с гаремом, своеобразный уник, со множеством дверей, ворот и переходов, очень сложного сплава, с фонтанами и садами, мечетями и кладбищем... Старейшей датированной частью дворца являются «Железные ворота» 1503 г. Дворцовая мечеть Хан Джами тоже дает много интересных деталей: характерные османские, сильно вытянутые минареты, боковые галереи с аркадами, ханскую ложу, где сохранилась облицовка изразцами. Обилие фонтанов и небольших бассейнов подчеркивает характерную для Востока любовь к чистой, прозрачной воде и делает как помещение дворца, так и изолированные друг от друга высокими стенами сады особенно уютными.

Помимо перечисленных громадное значение имеют прочие памятники Бахчисарая. Цикл построек, находящихся на территории дворца, дополняют соседние с ним бани, мост у фонтана Сырлы-Чешме, Зинджирлы-Медресе в предместье Салачик и Текие в Азизе. Существует ряд мечетей. Лучшая из них — Ешиль Джами 1764 г.

Бахчисарай исключительно известен надгробиями различных веков. В наилучшей сохранности — отчасти благодаря большей изоляции, а также благородному материалу — мрамору — памятники ханского кладбища, где и надписи, и скульптура представляют громадный художественный интерес.

Бахчисарай, в котором памятники татарского зодчества находятся в наибольшем количестве и не утратили живой связи с современностью, должен занять подобающее ему место и стать главным музейным центром мусульманского искусства в Крыму.

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.