Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 5 (163) /Май-Июнь 2015/ Неизвестная фотография Мусы Бигеева
26.06.2015

Неизвестная фотография Мусы Бигеева: из истории московской мусульманской общины 1920-х гг.

В последние годы необычайно возрос интерес к личности и трудам выдающегося татарского теолога и общественного деятеля Мусы Бигеева (1874–1949). Его часто цитируют в своих проповедях современные мусульманские религиозные деятели; публикуются, иногда впервые, его труды, созданные в начале XX века. О Мусе Бигееве появляется все больше исследовательских работ.

Особая роль в изучении биографии и наследия Мусы Бигеева принадлежит петербургскому исследователю Альмире Тагирджановой. Имя глубокого знатока истории мусульманской общины Санкт-Петербурга Альмиры Наимовны Тагирджановой хорошо известно благодаря её многочисленным публикациям, в том числе в энциклопедическом словаре «Ислам в Санкт-Петербурге» (Издательский дом «Медина», М. Н. Новгород, 2009), татарской периодике, краеведческих статьях.

Интерес А. Тагирджановой к личности Мусы Бигеева не случаен: она является женой внука Бигеева. В её распоряжении находятся дневники жены Мусы Бигеева — Асьмы Закировны Бигеевой (1884–1975) и воспоминания его дочери Фатимы Мусовны Бигеевой-Тагирджановой (1918–2006). Фрагменты этих уникальных источников были введены в научный оборот в фундаментальной работе Альмиры Тагирджановой «Книга о Мусе-эфенди, его времени и современниках» (Казань, 2010. — 576 с.) — наиболее полной на сегодняшний день биографии выдающегося татарского мыслителя. В целом в книге А. Тагир­джановой, помимо семейного архива, привлечены документы из фондов Российского государственного исторического архива, Центрального государственного архива Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга. Неординарная личность Мусы Бигеева показана на фоне эпохи: истории джадидизма, складывания татарских идеологических и социально-политических установок начала XX века, политики большевиков к исламу в первые годы советской власти. На всех перечисленных этапах истории российских мусульман Муса Бигеев находился в центре внимания.

Здесь стоит отметить, что нерешенной остается правильность написания фамилии мыслителя (что в целом характерно для передачи татарских фамилий на русском языке). Потомки Мусы Бигеева правильной формой написания его фамилии считают «Бигеев». Именно такую фамилию носили его мать, брат — известный татарский писатель Закир Бигеев (1870–1902), жена. Такая форма зафиксирована в архивных источниках. Форма «Бигиев», по мнению Альмиры Тагирджановой, появлялась при передаче фамилии Биги с татарского языка еще при жизни богослова и закрепилась среди казанских историков после выхода в 1988 году двухтомной работы советского религиоведа И. А. Крывелева «История религий», где теолог именно так и был упомянут.

В биографии Мусы Бигеева еще остается много страниц, требующих детального изучения. Так, важным является анализ особого периода жизни Бигеева — середины 1920-х гг., когда он находился в ссылке в Москве, после ареста и запрета на возвращение в Петроград. Даже обрывочные материалы показывают, какое большое значение имело пребывание Мусы Бигеева в мусульманской общине Москвы, стоявшей на пороге трагических испытаний.

С московскими татарами Муса Бигеев был хорошо знаком, он неоднократно приезжал и подолгу жил в Москве и ранее. Из дневника его жены — Асьмы Бигеевой, известно, что в апреле 1917 года, перед началом Первого Всероссийского мусульманского съезда, Муса Бигеев с семьей проживал на квартире выходца из села Азеева Гарифа Бурнашева. Вероятно, это был широко известный в среде московских мусульман Ариф Хусаинович Бурнашев (1880 — после 1934) — представитель богатой купеческой семьи, специализировавшейся на переработке и продаже козьего пуха, имевший отношение к продаже каракуля. Сам Ариф Бурнашев владел домом в Мещанской части Москвы (ныне д. № 18 по улице Гиляровского), был связан с семьями Ерзиных и Ширинских.

Когда Муса Бигеев тайно уезжал в эмиграцию из Москвы в 1930 году, его провожала Шамсикамар Бурнашева — внучка Салиха Ерзина. В целом, круг касимовских и азеевских татар — образованных выходцев из знатных купеческих семейств, был хорошо знаком Бигееву. Уже после эмиграции Мусы Бигеева его дочь — Марьям (1907–1993), оставшаяся в СССР, выйдет замуж за представителя известного касимовского рода Акбулатовых — Османа (он был репрессирован в 1937 году). Другая дочь Бигеева — Хинд (1911–1962), стала женой Абдулхака Карамышева — сына касимовского меховщика Ибрагима Шамсетдиновича Карамышева.

В ноябре 1923 года Асьма Бигеева жила в Москве на Второй Мещанской улице, близ нынешней Московской Соборной мечети. Когда Муса Бигеев освободился из-под ареста, он поселился в Замоскворечье, на Большой Татарской улице в доме 24 (квартира 10), где его приняла семья Хакимджановых. Глава семьи — Хамид Хакимджанов, был скорняком, тесно связанным с торговыми семьями московских татар-меховщиков, активным прихожанином мечети на Большой Татарской улице. В начале XX века он жил в Кульдже (Западный Туркестан), где тогда существовала богатая татарская община. Примечательно, что имамом в Кульдже являлся Абдулла Шамсутдинов (1878–1937), в 1920-е гг. — имам-хатыб мечети на Большой Татарской улице, покровительствовавший Бигееву в 1920-е гг. У Хамида Хакимджанова была жена Марфуга-ханум, двое сыновей и две дочери.

Кирпичный дом, где жил Бигеев в Замоскворечье, сохранившийся и сейчас, был построен в качестве доходного в 1914 году на средства купчихи Фатихи Ерзиной, невестки знаменитого мецената Салиха Ерзина. После 1917 года Фатиха Ерзина и её дочь Фатима проживали в этом уже национализированном доме. Именно здесь проживал в свой московский период и известный политический деятель Мирсаид Султан-Галиев (1892–1940), женатый на Фатиме Ерзиной. Все они — современники и московские знакомые Мусы Бигеева.

Здесь при реконструкции жизни Мусы Бигеева в Москве 1920-х гг. большое значение имеет обращение к еще одному уникальному источнику — воспоминаниям легендарной Раузы Ахмедовны Кастровой (1911–2012), свидетелю истории московской мусульманской общины, внучке мецената и предпринимателя Салиха Ерзина. В течение ряда лет нам довелось фиксировать устные воспоминания Раузы Кастровой и постепенно вводить в научный оборот многие факты истории ислама в России.

Как рассказывала нам Рауза Кастрова, Муса Бигеев, находясь в Москве в середине 1920-х гг., по приглашению имама Абдуллы Шамсутдинова преподавал в мектебе при мечети. Таким образом, она являлась ученицей Мусы-эфенди. Как она отмечает, Муса Бигеев преподавал в мектебе хадисы, рассказывал о хадже. Он отличался особыми педагогическими и ораторскими способностями.

Московским мусульманам, по словам Раузы Кастровой, надолго запомнился его диспут с татарином-антирелигиозником, проходивший в Доме Асадуллаева, в ходе которого блестящий полемист Бигеев одержал убедительную победу. Подобные диспуты вошли в моду в середине 1920-х гг. после известной публичной дискуссии о религии между наркомом Анатолием Луначарским и обновленческим митрополитом Александром Введенским.

В 1926 году на поезд в Ленинград Бигеева провожала большая группа московской татарской молодежи. Даже за небольшой период пребывания в Москве харизматичный Муса Бигеев смог укрепить свой и так высокий авторитет среди московских мусульман.

Помимо воспоминаний Раузы Кастровой, нам удалось сохранить в оцифрованном виде значительную часть её фотоархива. Уникальные фотографии начала XX века, изображающие представителей предпринимательских династий Ерзиных и Кастровых, помогают не только в изу­чении истории татарского купечества и меценатства, реконструкции генеалогических связей, но и являются редкими артефактами.

Именно в архиве Раузы Кастровой мы обнаружили фотографию Мусы Бигеева и мектеба мечети в Замоскворечье, датируемую 1924–26 гг.

На публикуемой в этой статье фотографии Муса Бигеев находится в центре в очках. Рядом с ним имам Абдулла Шамсутдинов, представители актива мечети и ученики. Рауза Кастрова — первая слева в первом ряду.

Удивительная жизнь Мусы Бигеева, его странствия по миру после вынужденной эмиграции в 1930 году нашли отражение во многих источниках. Вероятно, не будет преувеличением сказать, что биография Мусы Бигеева, в сравнении с другими великими татарскими мыслителями начала века, наиболее полно отражена в фотографиях разных эпох и стран. К примеру, Альмире Тагирджановой удалось собрать и опубликовать несколько фотографий, иллюстрирующих пребывание в 1930-е гг. Мусы Бигеева в Финляндии, его жизнь и деятельность в местной татарской общине. Вероятно, в частных архивах в России и за рубежом возможны новые находки. Особенно в этом смысле интересен последний, наименее исследованный этап жизни мыслителя, проведенный в Египте.

Марат САФАРОВ, кандидат педагогических наук



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.