Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам № 5 (163) /Май-Июнь 2015/ ЗАПРЕТНОСТЬ ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ О НЕВЕРИИ МУСУЛЬМАН. ТАКФИР
26.06.2015

ЗАПРЕТНОСТЬ ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ О НЕВЕРИИ МУСУЛЬМАН. ТАКФИР

На сегодняшний день можно встретить категорию людей, среди которых есть и мусульмане, относящихся преимущественно к молодому поколению, т. е. возраст которых варьирует от 15 до 30 лет, позволяющих себе обвинять того или иного мусульманина в неверии (куфр) или называть его сошедшим с верного пути. Зачастую знания таких людей в области богословия очень поверхностны и ограничиваются одной или двумя прочитанными брошюрами на русском языке, достоверность которых может быть подвергнута сомнению. Один из ученых прошлых лет подметил: «Невежество — смертельная болезнь, исцеление от которой содержится в двух вещах: Коране и Сунне, и врачом которой является мудрый ученый!» Также ученые мусульманской уммы часто повторяли: «Если бы замолчал тот, кто не обладает знанием, то исчезли бы разногласия!» Удивительно, насколько верны и актуальны эти слова на сегодняшний день. К тому же данная категория людей страдает болезнью бездуховности и отсутствием набожности в сердце. Они не видят и не слышат аят, который гласит: «Посмотрите на себя. Не навредит вам тот, кто сошел с верного пути, если вы будете следовать ему» (Св. Коран, 5: 105). Истинный верующий не станет выискивать недостатки других людей, тем более обвинять кого бы то ни было в неверии. Также к столь гнусному поступку их подталкивает эгоизм и чрезмерная щепетильность в вопросах веры. А ведь Посланник Аллаха предостерегал нас от этого, говоря об исламе следующим образом: «Поистине, религия эта легка. И если кто-нибудь будет осложнять ее, то она непременно одержит над ним верх».

Теперь хотелось бы перейти к священным текстам Корана и высказываниям заключительного Посланника (мир ему и благословение Всевышнего), запрещающим обвинение в неверии. Приведу некоторые из них:

В Священном Коране говорится: «И ни в коем случае не говорите поприветствовавшему вас миром: Ты не являешься верующим“, стремясь тем самым заполучить что-то мирское. А ведь у Аллаха уготовано намного большее. Ведь вы были таковыми ранее, и Всевышний помиловал вас. Будьте же внимательны. Воистину, и нет сомнений в том, что Господь в полной мере осведомлен о том, что вы делаете» (Св. Коран, 4: 94).

Великий сподвижник и толкователь Корана Ибн ‘Аббас так прокомментировал этот аят: «Всевышний Аллах запретил верующим говорить тому, кто свидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха: „Ты неверующий!“, так же, как запретил им мертвечину!» То есть обвинять кого-либо в неверии недозволительно точно так же, как и употребление мертвечины или свинины.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предостерег: «Кто обратится к человеку, делая акцент на его безбожности или используя обращения типа „эй, враг Божий“, а тот на самом деле не является таковым, тогда данная характеристика возвращается обратно к сказавшему». В другом хадисе Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине, боюсь я касательно вас человека, который читает Коран, и красота его отражается на нем, и он становится защитником Ислама. Затем он оставляет Коран, опрокинув его за спину, бросается на своего соседа с мечом и обвиняет его в многобожии». Хузайфа, передатчик данного хадиса, спросил: «О Посланник Всевышнего, кто из них ближе к многобожию: тот, кто обвиняет, или тот, кого обвиняют?!» Он ответил: «Нет, тот, кто обвиняет!»

Один из выдающихся комментаторов хадисов Имам Ибн ‘Асакир относительно хадисов, запрещающих обвинять в неверии мусульман, сказал: «Эти сообщения запрещают мусульманам обвинять в неверии, а тот, кто это совершил, ослушался Господина посланников!»

Также пути пророка в запретности такфира мусульман следовали и его сподвижники, предостерегавшие от этого. Абу Суфьян рассказывал: «Однажды я спросил Джабира: „Вы называли кого-либо из мусульман неверующим (кяфиром)?“ Он ответил: „Нет!“ Я спросил: „А мушриком?“ Он сказал: „Да упасет нас от этого Аллах!“, и испугавшись этого, Джабир спросил: „А разве вы называете кого-то из мусульман неверующим?!“ Я ответил: „Нет“, и он удалился».

Правоведы четырех правовых школ единогласно запрещали такфир.

Известный ученый 20 го столетия, составивший труд, именуемый «Рад мухтар», который вобрал в себя все мнения ученых ханафитского мазхаба прошлых столетий, Ибн Абидин, сказал следующее: «Неверие (куфр) — опасная вещь! И я не обвиняю в неверии верующего, если я нахожу хоть одно оправдание на то, что он не впадает в неверие». Другой ханафитский ученый-правовед Камалюддин Ибн Хумам говорил: «У представителей ханафитского мазхаба в словах есть много обвинений в неверии, однако, это не слова правоведов, которые являются муджтахидами, а слова неправоведов не принимаются».

Что касается маликитского мазхаба, то я ограничусь словами имама Шатыби в книге «Аль-Игтисам»: «Наиболее сильное мнение об обвинении в неверии, соответствующее правовым источникам, является отказ от однозначного такфира, указанием на что служит поведение праведных предков в отношении них». Далее имам Шатыби привел два примера, в которых пояснил, что отклонение некоторых групп из числа мусульман нельзя называть неверием. Он говорит: «Когда появился Ма’бад Аль-Джахний и другие представители кадаритов, праведные предки ограничились лишь отстранением от них и байкотированием, а если бы они обвинили их в неверии, они применили бы к ним наказание, устанавливаемое для вероотступников. Также ‘Умар ибн ‘Абдуль ‘Азиз, когда в его время появились „хариджиты“ в Мавсале, приказал не трогать их и не обращался с ними, как с вероотступниками».

Великий богослов-правовед шафиитского мазхаба имам ан-Навави в комментарии к своду хадисов имама Муслима говорит следующее: «Знай, что путь последователей истины (заключается) в том, что не обвиняется в неверии ни один из мусульман за совершенный грех, а также не обвиняются в неверии следующие страстям и совершающие нововведения, а также кто отрицает общеизвестное в религии. Относительно последних выносится решение о вероотступничестве и неверии только в том случае, если до него дошел призыв, и он продолжал упорствовать в своем неверии».

Очень часто те, кто выносят подобные решения, стараются аргументировать свою точку зрения, опираясь на заключения богословов ханбалитского мазхаба, таких как Ибн Таймия, его ученика Ибн Кайима аль-Джаузи, а также Мухаммада Абдуль Ваххаба и других. Думаю, уместно будет привести их взгляды относительно данной темы. Так Ибн Таймия говорил следующее: «Не является дозволенным обвинение в неверии мусульманина по причине совершенного им греха или допущенной ошибки, как вопросы, в которых у мусульман есть разногласия. Хариджиты, отклонившиеся от пути, с которыми Пророк (мир ему и благословение) приказал сражаться и с которыми сражался повелитель правоверных ‘Али ибн Аби Талиб, один из праведных халифов, и о правильности сражения с которыми согласились имамы религии из сподвижников, их последователей и тех, кто был после них, ‘Али Ибн Аби Талиб и Саъд Ибн Абу Ваккас и другие не обвиняли их в неверии, называли их мусульманами, хотя и сражались с ними. Так же ‘Али не стал сражаться с ними, пока они сами не пролили запретную кровь и не напали на имущество мусульман, тогда он стал сражаться с ними для защиты от их агрессии и противостояния их бунту, а не потому, что считал их неверными, поэтому он не брал в плен их женщин и не захватывал в качестве трофеев их имущество. Если эти люди, заблуждение которых доподлинно известно через религиозные тексты и единогласное решение мусульман, не были названы неверными, несмотря на повеление Аллаха и его Посланника на сражение с ними, то как же с различными группами, для которых истина стала неясной в вопросах, в которых ошиблись те, кто был более знающ, чем они? Также никакой из этих групп не будет дозволенно обвинять в неверии другую, даже если новшество этих людей будет более серьезным».

Его ученик Ибн Кайм аль-Джаузия говорил: «Обвинение в неверии является правом Аллаха, а затем Его Посланника, которое основывается на шариате, а не на словах кого-либо».

Насруддин Альбани относительно такфира говорил следующее: «Меня поражают слова некоторых ученых, сказавших: „Если 99 ученых сошлись во мнении относительно выведения из Ислама некого человека по причине сказанного им слова или совершенного поступка, а 1 ученый посчитает его поступок грехом, а не неверием (куфр), то мы не можем считать его неверующим до тех пор, пока 100 человек не согласятся с этим“. Именно это и есть предосторожность и запрет, о котором говорил Посланник Аллаха в следующем хадисе: „Кто назовет мусульманина неверующим, то это (неверие) вернется к одному из них“».

Другой представитель ханбалитской правовой школы Абдулязиз Ибн Баз говорил: «Мусульмане, следующие Сунне и мнению общины [которое представляют авторитетные богословы и ученые], не обвиняют в неверии мусульманина, утверждающего единственность Творца и верующего в Судный день, из-за большого греха, как прелюбодеяние, распитие спиртных напитков, ростовщичество, ослушание родителей и подобные им грехи, до тех пор, пока он не будет убежден в их дозволенности. Если же он посчитает дозволенным совершение подобных грехов, то он выходит из Ислама, из-за того, что лжет в адрес Аллаха и его Посланника. Не утверждая дозволенность подобных грехов, он считается мусульманином, грешником, у которого слабая вера».

Большинство крайних взглядов, в том числе вопрос обвинения в неверии мусульман, любят приписывать Мухаммаду Абдуль Ваххабу. Он же относительно этого говорил следующее: «Я не обвиняю в неверии никого из мусульман за совершение какого-либо греховного поступка и не вывожу никого из Ислама». В другом месте он говорит следующее: «Что же касается обвинения в неверии, то я считаю неверующим того, кто узнал достоверную информацию о религии Посланника Всевышнего (да благословит его Всевышний и приветствует), а после этого оскорбил, препятствовал тому, чтобы люди следовали ей. Этого я считаю неверующим. Однако, большинство мусульман не таковы, хвала Аллаху (Богу)». Тем, кто всячески приписывает ему обвинение в неверии мусульман, он пишет следующее: «Что же касается того, что сказали обо мне неприятели о том, что я считаю неверующим того, кто имеет ошибочное мнение по какому-либо вопросу, правовому вопросу или того, кто имеет дружественные отношения с неверующими людьми, а также того, кто совершал те или иные неправильные поступки по незнанию, то это великая клевета. Они хотят тем самым отвратить людей от религии Всевышнего, а также его Посланника».

Другой ученый, которого также любят цитировать данная группа мусульман, Салих Ибн Фаузан аль-Фаузан, об обвинении в неверии мусульман говорил следующее: «Мусульмане, следующие Сунне и мнению общины, не обвиняют в неверии того, кто считает себя мусульманином и направляется [к молитве] в сторону киблы из-за совершения любых грехов, не считая придание Всевышнему сотоварища (ширк), а также Его отрицание».

Из всего вышеизложенного следует, что обвинение какого-либо человека является очень серьезным и опасным поступком, так как ведет к чрезвычайно серьезным последствиям.

Ильяс ГАНИЕВ,

преподаватель Московского исламского колледжа,

выпускник шариатского факультета Всемирной исламской академии «Аль-Азхар»

 

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2019 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.