Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 5 (163) /Май-Июнь 2015/ ЗАПРЕТНОСТЬ ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ О НЕВЕРИИ МУСУЛЬМАН. ТАКФИР
26.06.2015

ЗАПРЕТНОСТЬ ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ О НЕВЕРИИ МУСУЛЬМАН. ТАКФИР

На сегодняшний день можно встретить категорию людей, среди которых есть и мусульмане, относящихся преимущественно к молодому поколению, т. е. возраст которых варьирует от 15 до 30 лет, позволяющих себе обвинять того или иного мусульманина в неверии (куфр) или называть его сошедшим с верного пути. Зачастую знания таких людей в области богословия очень поверхностны и ограничиваются одной или двумя прочитанными брошюрами на русском языке, достоверность которых может быть подвергнута сомнению. Один из ученых прошлых лет подметил: «Невежество — смертельная болезнь, исцеление от которой содержится в двух вещах: Коране и Сунне, и врачом которой является мудрый ученый!» Также ученые мусульманской уммы часто повторяли: «Если бы замолчал тот, кто не обладает знанием, то исчезли бы разногласия!» Удивительно, насколько верны и актуальны эти слова на сегодняшний день. К тому же данная категория людей страдает болезнью бездуховности и отсутствием набожности в сердце. Они не видят и не слышат аят, который гласит: «Посмотрите на себя. Не навредит вам тот, кто сошел с верного пути, если вы будете следовать ему» (Св. Коран, 5: 105). Истинный верующий не станет выискивать недостатки других людей, тем более обвинять кого бы то ни было в неверии. Также к столь гнусному поступку их подталкивает эгоизм и чрезмерная щепетильность в вопросах веры. А ведь Посланник Аллаха предостерегал нас от этого, говоря об исламе следующим образом: «Поистине, религия эта легка. И если кто-нибудь будет осложнять ее, то она непременно одержит над ним верх».

Теперь хотелось бы перейти к священным текстам Корана и высказываниям заключительного Посланника (мир ему и благословение Всевышнего), запрещающим обвинение в неверии. Приведу некоторые из них:

В Священном Коране говорится: «И ни в коем случае не говорите поприветствовавшему вас миром: Ты не являешься верующим“, стремясь тем самым заполучить что-то мирское. А ведь у Аллаха уготовано намного большее. Ведь вы были таковыми ранее, и Всевышний помиловал вас. Будьте же внимательны. Воистину, и нет сомнений в том, что Господь в полной мере осведомлен о том, что вы делаете» (Св. Коран, 4: 94).

Великий сподвижник и толкователь Корана Ибн ‘Аббас так прокомментировал этот аят: «Всевышний Аллах запретил верующим говорить тому, кто свидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха: „Ты неверующий!“, так же, как запретил им мертвечину!» То есть обвинять кого-либо в неверии недозволительно точно так же, как и употребление мертвечины или свинины.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предостерег: «Кто обратится к человеку, делая акцент на его безбожности или используя обращения типа „эй, враг Божий“, а тот на самом деле не является таковым, тогда данная характеристика возвращается обратно к сказавшему». В другом хадисе Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине, боюсь я касательно вас человека, который читает Коран, и красота его отражается на нем, и он становится защитником Ислама. Затем он оставляет Коран, опрокинув его за спину, бросается на своего соседа с мечом и обвиняет его в многобожии». Хузайфа, передатчик данного хадиса, спросил: «О Посланник Всевышнего, кто из них ближе к многобожию: тот, кто обвиняет, или тот, кого обвиняют?!» Он ответил: «Нет, тот, кто обвиняет!»

Один из выдающихся комментаторов хадисов Имам Ибн ‘Асакир относительно хадисов, запрещающих обвинять в неверии мусульман, сказал: «Эти сообщения запрещают мусульманам обвинять в неверии, а тот, кто это совершил, ослушался Господина посланников!»

Также пути пророка в запретности такфира мусульман следовали и его сподвижники, предостерегавшие от этого. Абу Суфьян рассказывал: «Однажды я спросил Джабира: „Вы называли кого-либо из мусульман неверующим (кяфиром)?“ Он ответил: „Нет!“ Я спросил: „А мушриком?“ Он сказал: „Да упасет нас от этого Аллах!“, и испугавшись этого, Джабир спросил: „А разве вы называете кого-то из мусульман неверующим?!“ Я ответил: „Нет“, и он удалился».

Правоведы четырех правовых школ единогласно запрещали такфир.

Известный ученый 20 го столетия, составивший труд, именуемый «Рад мухтар», который вобрал в себя все мнения ученых ханафитского мазхаба прошлых столетий, Ибн Абидин, сказал следующее: «Неверие (куфр) — опасная вещь! И я не обвиняю в неверии верующего, если я нахожу хоть одно оправдание на то, что он не впадает в неверие». Другой ханафитский ученый-правовед Камалюддин Ибн Хумам говорил: «У представителей ханафитского мазхаба в словах есть много обвинений в неверии, однако, это не слова правоведов, которые являются муджтахидами, а слова неправоведов не принимаются».

Что касается маликитского мазхаба, то я ограничусь словами имама Шатыби в книге «Аль-Игтисам»: «Наиболее сильное мнение об обвинении в неверии, соответствующее правовым источникам, является отказ от однозначного такфира, указанием на что служит поведение праведных предков в отношении них». Далее имам Шатыби привел два примера, в которых пояснил, что отклонение некоторых групп из числа мусульман нельзя называть неверием. Он говорит: «Когда появился Ма’бад Аль-Джахний и другие представители кадаритов, праведные предки ограничились лишь отстранением от них и байкотированием, а если бы они обвинили их в неверии, они применили бы к ним наказание, устанавливаемое для вероотступников. Также ‘Умар ибн ‘Абдуль ‘Азиз, когда в его время появились „хариджиты“ в Мавсале, приказал не трогать их и не обращался с ними, как с вероотступниками».

Великий богослов-правовед шафиитского мазхаба имам ан-Навави в комментарии к своду хадисов имама Муслима говорит следующее: «Знай, что путь последователей истины (заключается) в том, что не обвиняется в неверии ни один из мусульман за совершенный грех, а также не обвиняются в неверии следующие страстям и совершающие нововведения, а также кто отрицает общеизвестное в религии. Относительно последних выносится решение о вероотступничестве и неверии только в том случае, если до него дошел призыв, и он продолжал упорствовать в своем неверии».

Очень часто те, кто выносят подобные решения, стараются аргументировать свою точку зрения, опираясь на заключения богословов ханбалитского мазхаба, таких как Ибн Таймия, его ученика Ибн Кайима аль-Джаузи, а также Мухаммада Абдуль Ваххаба и других. Думаю, уместно будет привести их взгляды относительно данной темы. Так Ибн Таймия говорил следующее: «Не является дозволенным обвинение в неверии мусульманина по причине совершенного им греха или допущенной ошибки, как вопросы, в которых у мусульман есть разногласия. Хариджиты, отклонившиеся от пути, с которыми Пророк (мир ему и благословение) приказал сражаться и с которыми сражался повелитель правоверных ‘Али ибн Аби Талиб, один из праведных халифов, и о правильности сражения с которыми согласились имамы религии из сподвижников, их последователей и тех, кто был после них, ‘Али Ибн Аби Талиб и Саъд Ибн Абу Ваккас и другие не обвиняли их в неверии, называли их мусульманами, хотя и сражались с ними. Так же ‘Али не стал сражаться с ними, пока они сами не пролили запретную кровь и не напали на имущество мусульман, тогда он стал сражаться с ними для защиты от их агрессии и противостояния их бунту, а не потому, что считал их неверными, поэтому он не брал в плен их женщин и не захватывал в качестве трофеев их имущество. Если эти люди, заблуждение которых доподлинно известно через религиозные тексты и единогласное решение мусульман, не были названы неверными, несмотря на повеление Аллаха и его Посланника на сражение с ними, то как же с различными группами, для которых истина стала неясной в вопросах, в которых ошиблись те, кто был более знающ, чем они? Также никакой из этих групп не будет дозволенно обвинять в неверии другую, даже если новшество этих людей будет более серьезным».

Его ученик Ибн Кайм аль-Джаузия говорил: «Обвинение в неверии является правом Аллаха, а затем Его Посланника, которое основывается на шариате, а не на словах кого-либо».

Насруддин Альбани относительно такфира говорил следующее: «Меня поражают слова некоторых ученых, сказавших: „Если 99 ученых сошлись во мнении относительно выведения из Ислама некого человека по причине сказанного им слова или совершенного поступка, а 1 ученый посчитает его поступок грехом, а не неверием (куфр), то мы не можем считать его неверующим до тех пор, пока 100 человек не согласятся с этим“. Именно это и есть предосторожность и запрет, о котором говорил Посланник Аллаха в следующем хадисе: „Кто назовет мусульманина неверующим, то это (неверие) вернется к одному из них“».

Другой представитель ханбалитской правовой школы Абдулязиз Ибн Баз говорил: «Мусульмане, следующие Сунне и мнению общины [которое представляют авторитетные богословы и ученые], не обвиняют в неверии мусульманина, утверждающего единственность Творца и верующего в Судный день, из-за большого греха, как прелюбодеяние, распитие спиртных напитков, ростовщичество, ослушание родителей и подобные им грехи, до тех пор, пока он не будет убежден в их дозволенности. Если же он посчитает дозволенным совершение подобных грехов, то он выходит из Ислама, из-за того, что лжет в адрес Аллаха и его Посланника. Не утверждая дозволенность подобных грехов, он считается мусульманином, грешником, у которого слабая вера».

Большинство крайних взглядов, в том числе вопрос обвинения в неверии мусульман, любят приписывать Мухаммаду Абдуль Ваххабу. Он же относительно этого говорил следующее: «Я не обвиняю в неверии никого из мусульман за совершение какого-либо греховного поступка и не вывожу никого из Ислама». В другом месте он говорит следующее: «Что же касается обвинения в неверии, то я считаю неверующим того, кто узнал достоверную информацию о религии Посланника Всевышнего (да благословит его Всевышний и приветствует), а после этого оскорбил, препятствовал тому, чтобы люди следовали ей. Этого я считаю неверующим. Однако, большинство мусульман не таковы, хвала Аллаху (Богу)». Тем, кто всячески приписывает ему обвинение в неверии мусульман, он пишет следующее: «Что же касается того, что сказали обо мне неприятели о том, что я считаю неверующим того, кто имеет ошибочное мнение по какому-либо вопросу, правовому вопросу или того, кто имеет дружественные отношения с неверующими людьми, а также того, кто совершал те или иные неправильные поступки по незнанию, то это великая клевета. Они хотят тем самым отвратить людей от религии Всевышнего, а также его Посланника».

Другой ученый, которого также любят цитировать данная группа мусульман, Салих Ибн Фаузан аль-Фаузан, об обвинении в неверии мусульман говорил следующее: «Мусульмане, следующие Сунне и мнению общины, не обвиняют в неверии того, кто считает себя мусульманином и направляется [к молитве] в сторону киблы из-за совершения любых грехов, не считая придание Всевышнему сотоварища (ширк), а также Его отрицание».

Из всего вышеизложенного следует, что обвинение какого-либо человека является очень серьезным и опасным поступком, так как ведет к чрезвычайно серьезным последствиям.

Ильяс ГАНИЕВ,

преподаватель Московского исламского колледжа,

выпускник шариатского факультета Всемирной исламской академии «Аль-Азхар»

 

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.