Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам № 5 (163) /Май-Июнь 2015/ Коран — вечное чудо
26.06.2015

Коран  вечное чудо

Продолжение.

Начало см. в № 161-162

Есть еще одно важное обстоятельство, а именно: достоверно установлено, что наш Пророк Мухаммад (мир ему) бы неграмотным. Он не умел ни писать, ни читать. Он никогда не обучался ни тому, ни другому: «Ты не читал до него никакого Писания и не чертил его своей десницей; иначе пришли бы в сомнение считающие это пустым» (Коран, 10: 16). Вдохновлял его на чтение Корана сам Всевышний: «Скажи: «Если бы Аллах пожелал, я не читал бы его вам, и Он не дал бы вам знания о нем. Я ведь целую жизнь провел среди вас до этого. Разве вы не уразумеете?» (Коран, 10: 16).

Действительно, Посланник Аллаха (мир ему), живя со своими соплеменниками, до 40 лет не сочинил ни одного стиха, ни разу не выступил перед ними с какой-либо яркой памятной речью, никогда публично не объяснял им ничего, не высказывал каких-либо впечатляющих идей, не участвовал в традиционных арабских праздниках, ярмарках в Указе, Зу-ль-Маджне, на которых происходили различные поэтические турниры и состязания. Он (мир ему) не бывал на них, ни с кем не соревновался, ни с кем не состязался в красноречии. Люди знали о нем лишь как о верном, правдивом, мужественном, благородном и добром человеке. Он (мир ему) не был известен им ни как поэт, ни как красноречивый оратор, ни как человек, любящий поговорить вообще или увлеченный какой-то целенаправленной учебой, общающийся с кем-либо, кто обучал бы его, о чем впоследствии начали много говорить. Например, утверждали, что он учился у некоторых монахов во время своей поездки в аш-Шам. Однако если посмотреть с точки зрения исторической достоверности, то нетрудно обнаружить, что наш Пророк (мир ему) действительно совершил поездку в Сирию со своим дядей, но... когда ему не исполнилось еще и десяти лет. Более того, в своем путешествии он находился всего лишь несколько дней, поскольку дядя быстро вернул мальчика назад. И трудно допустить, что за столь короткое время он (мир ему) мог учиться у какого-то монаха или еще кого-либо. Будучи уже взрослым, он (мир ему) ездил вместе со своим слугой Майсарой по торговым делам Хадиджы в Курад. Однако же он не выходил за пределы города, а продав все товары, вернулся обратно. В той поездке он находился всего несколько дней, причем тогда ему было 25 лет от роду. Если учесть этот факт, а также чрезвычайную краткость его торгового путешествия, невозможно представить, как он (мир ему) мог бы учиться во время его у каких-то людей.

* * *

Чудотворность Корана доказана тем, что он ниспосылался и читался последовательно, отрывочно, по частям, и что он вышел из уст Пророка (мир ему). Нет сомнений в том, что Коран есть Писание, ниспосланное от Аллаха. Это устанавливается приводившимися выше доказательствами, среди которых на первом месте оказывается факт неграмотности Пророка. Сам по себе такой факт был вызовом его современникам, что зафиксировано в самом Коране: «Пусть же они приведут подобный Корану рассказ, если они говорят правду!» (Коран, 52: 34). Противники Пророка (мир ему), естественно, в ответ ничего привести не могли в принципе, что опять-таки подчеркнуто в Коране: «Приведите же десять измышленных вами сур, что были бы подобны его сурам, и призовите, кого вы можете еще, помимо Аллаха, если говорите вы правду!» (Коран, 11: 13).

Вдумайтесь в слова Всевышнего Аллаха «... Если говорите вы правду!», а также: «Но если же вы в сомнении относительно того, что Мы ниспослали...» (Коран, 2: 23).

В данном фрагменте использован союз малореального условия «ин» — «если», а не союз реального условия «иза» — «если», в чем опять-таки снова и снова проявляется неподражаемость риторической красоты Корана: с помощью тончайших языковых средств в Коране убедительно подчеркивается явная сомнительность попыток оппонентов Пророка (мир ему) оспаривать его. Более того, подчеркивается и зыбкость той почвы, на которой они стоят, отвергая его призыв: «... Если говорите вы правду!», «... Если же вы в сомнении...» Здесь же уместно обратить внимание и на то, как, например, шейх Мухаммад Абдо понимает аят из суры «Йунус», тематически связанный с рассмотренными выше: «Приведите же суру, подобную ему» (Коран, 10: 38). Местоимение «ему» он рассматривает как относящееся к Посланнику Аллаха (мир ему), а не к Корану, то есть понимает весь аят как «приведите же суру, подобную тем, что передаются от него — Пророка Мухаммада (мир ему)».

Если мы рассмотрим Книгу Аллаха Достославного, Всевышнего с точки зрения доказательств ее неподражаемости, то мы обнаружим их в ней во множестве. Ее изучали алимы в прежние века. Во главе их стоит имам аль-Бакиллани, книга которого о неподражаемости Корана по своей обширной доказательной базе и аргументации до сих пор считается самой лучшей книгой, написанной по данному сюжету. Напомним некоторые из рассматривавшихся им тем.

Книга Аллаха содержит обильную информацию о неизвестном, неизведанном, невидимом, потустороннем. Часть ее касается прошлого, другая — эпохи Пророка (мир ему), а часть — предсказания о будущем. С прошлым связаны повествования Священного Корана о пророках, о людском противодействии им. Это — истории Нуха (Ноя), Ибрахима (Авраама), Мусы (Моисея), Исы (Иисуса), Йусуфа (Иосифа) и других.

Представление о невидимом, потустороннем мире дается в повествованиях о Божественном Троне, о Рае, Аде, Судном дне, ангелах и других чудесных феноменах, которые человеку не дано постигать иначе, чем через Откровение от Всевышнего Создателя Всемогущего. Из числа предсказаний упомянем, например, следующее: «Аллах защитит тебя от людей» (Коран, 5: 67). У нашего Господина пророка Мухаммада (мир ему) была охрана, которой он, когда был ниспослан данный аят, сказал: «О люди! Идите по своим делам! Аллах обещал мне защиту — Он будет теперь меня защищать!» И действительно, Аллах помог ему одержать победу, и никто из многобожников не смог одолеть его.

* * *

Остается вопрос, связанный с наукой, с наукой в Коране. Многие прежние ученые, включая и ученых-реформаторов во главе с шейхами Мухаммадом Абдо и Рашидом Рида и другими, настойчиво подчеркивали, что Коран — это Книга, служащая руководством и наставлением для следования по пути праведности, а не какой-то научный труд. Подобное подчеркивание унаследовано от прошлых веков, когда были сильны голоса тех, кто опасался, что научное знание, по мере своего развития, может приходить в противоречие с Кораном, что между религией и наукой возникнет разногласие, что, кстати, произошло с христианами и заметно повлияло на мусульман.

Например, в прежние времена существовало убеждение, опирающееся на аристотелевское учение о неподвижности, постоянстве и неизменности земли, о том, что земля — неподвижный центр мироздания. Всякий, кто говорил обратное, объявлялся еретиком. Ошибка заключалась в принципиальном восприятии идей и философии Аристотеля как чего-то завершенного и единого, что можно брать лишь целиком, без каких-либо изъятий или добавлений, полагая, что из несостоятельности доказательства вытекает и несостоятельность доказуемого.

Мусульмане исправили это заблуждение. Имам Двух Святынь показал несостоятельность подобной идеи: да, доказательство может отвергаться при сохранении истинности доказуемого, для которого просто нужно искать другой аргумент. Нет никакой необходимости пенять какому-нибудь теоретику или философу за тот или иной его аргумент в отношении религии на том лишь основании, что он затрагивает нечто святое, запретное для размышления. Отнюдь нет! Имам Двух Святынь освободил мусульманскую мысль от такого подхода. Общеизвестно, например, какой исторический путь прошел вопрос о земле, о ее вращении, о небесных телах. Когда Галилей выступил со своими идеями, аристотелевская научная школа, поддерживаемая католической церковью, выступила против него, и его даже приговорили к смерти за его идеи. И это происходило в эпоху, задолго до которой Коран не­двусмысленно разъяснил: «Он сотворил небеса и землю воистину. Он обвивает ночью день и днем обвивает ночь» (Коран, 39: 5) — подтверждая округлость Земли. Правда, в те времена и мусульманские ученые также были склонны истолковывать данный аят в русле популярного тогда мнения представителей науки о том, что Земля — не шар, что она неподвижна, статична.

Ислам никогда не утверждал, что наука является частью религии, но говорил, что религия не противоречит науке. Коран всегда по достоинству относился к знанию, отчего столь часты в нем рефрены типа: «Разве не знаете вы?..», «Разве не уразумеете вы?..», «Разве не размышляете вы?..» Вот где благодатные причины образования целых научных школ ученых-мусульман, заложивших основы таких современных наук, как химия, естествознание, различные отрасли точных наук. Толчком же к их научному поиску был Коран, исследование которого открывало перед ними возможность извлечения огромных интеллектуальных богатств. Подобный факт уже сам по себе свидетельствует в очередной раз о неподражаемости, Божественной сотворенности Корана, который был ниспослан людям через необучавшегося религии человека более тринадцати веков тому назад и опроверг представления, господствовавшие в те далекие времена. Новые открытия современной науки еще и еще раз доказывают истинность тех данных, которые приводятся в Коране.

Или возьмем другой пример из Корана: «И послали мы ветры оплодотворяющими» (Коран, 15: 22). В этом фрагменте говорится о ветрах, переносящих пыльцу от мужского растения к женскому, в чем отразилось знание древних арабов о таком виде бесконтактного оплодотворения в растительном мире. Европейцами же это было открыто и понято лишь в XIX в. Английский ученый Канн, профессор арабского языка в Оксфордской школе Эджерри, сказал: «Арабские пастухи верблюдов знали о данном опылении еще тринадцать веков тому назад». Да, это действительно так. Известно, что они переносили своими руками пыльцу от мужских финиковых пальм к женским пальмовым деревьям.

Мы находим в Коране также высказывания о небе: «Разве не видели те, которые не веровали, что небеса и земля были соединены, а Мы их разделили и сделали из воды всякую вещь живую» (Коран, 21: 22).

Эти два чудесных явления не поддавались научным объяснениям древних ученых. Мусульмане объясняли этот аят следующим образом: в самом начале небо и земля представляли собой парообразный туман. Затем произошел геологический катаклизм, и небо оторвалось от земли. Также представлялось как чистое чудо утверждение «... И сделали из воды всякую вещь живую». Во времена Пророка Мухаммада (мир ему) из научного знания еще не следовало, что вода есть первопричина витальности каждой вещи. Лишь в современную эпоху ученые смогли научно подтвердить этот факт, вольно или невольно подтвердив неподражаемость, Божественную чудесность Корана, которая, в частности, проявляется в приведенном благородном аяте.

Всевышний Аллах также говорит: «И из всяких плодов устроил там пары по двое» (Коран, 13: 3); «И взрастили соразмерно всякие творения на ней» (Коран, 15: 19). Слово «маузун» в значении «в меру, соразмерно, взвешенно» мы не найдем ни в стихах поэтов, ни в речах древних ученых, ни в трудах исследователей или писателей, будь то арабы или неарабы. Читаем ли мы стихи Гомера, поэзию Древней Греции, стихи европейцев или поэзию арабов, мы не сможем найти никого, кто описывал бы в своих стихах растение как «взвешенный» комплекс, как соразмерное единство. Но Коран сделал это: «И взрастили соразмерно...» Наука сегодня в состоянии объяснить, что имеется в виду: каждое творение, каждый его росточек, любая вещь представляет собой комплекс многих строго взаимоуравновешенных элементов. И опять подтверждается неподражаемость Корана, его божественное происхождение, ибо невозможно представить, чтобы человек времен Пророка (мир ему) мог бы утверждать такое от себя, опираясь на свой опыт и знание, какими бы они ни были. И сказанное тем более справедливо по отношению к выходцу из арабской среды, специально не обучавшемуся какому-либо знанию или ремеслу.

Подытоживая, подчеркнем еще раз, как много в Коране подобных богатств, которые столь тщательно осваивали и пытались понять наши благородные предшественники. И сегодня мы не можем пренебречь добытыми ими знаниями, если хотим и дальше постигать содержание Священного Корана, который обращен ко всем — к простолюдинам и знати. Ученые и богословы должны изучать Коран, исследовать вопросы, подобные поднятым выше, устанавливая, в том числе и те, что напрямую связаны с наукой, не забывая, однако, что Коран по своему существу не является неким научным трудом. Это не научное сочинение, посвященное изучению какой-либо отрасли науки или искусства. Однако он, когда говорит о Вселенной, бытие или о чем-либо еще, говорит научным языком, приводит доводы, соответствующие действительности.

Наши предшественники-алимы показали нам тот путь, по которому нам следует идти: брать от науки то, что соответствует Корану, перепроверять те научные открытия, которые не соответствуют Книге Аллаха. Мы верим в Коран, мы верим и в науку. Такова исламская точка зрения. Мы доверяем тому, что говорят ученые, помня, вместе с тем, что наука не может быть категоричной и безапелляционной, поскольку по природе своей она связана с мышлением, т. е. тем, что a priori может быть только чем-то относительным, что постоянно меняется и видоизменяется.

Мы верим в науку, следуем ей, верим в Коран и повторяем сказанное Аллахом: «Одержу победу Я и мои Посланники! Поистине, силен Аллах, могуч!» (Коран, 58: 21).

Вот тот путь, который начертили предшественники-улемы. Коран действительно не научный труд. Однако он обеспечивает для науки почву, задает методику, которой необходимо следовать в науке.

В заключение приведем высказывание Священного Корана, которое приходит на ум в связи с современными космическими исследованиями: «Из Его знамений  творение небес и земли и тех животных, что Он там рассеял. Он мощен собрать их, если пожелает!» (Коран, 42: 29).

Из данного речения Всевышнего Аллаха можно сделать вывод о том, что Он указывает на существование живого в сотворенных Им небесных, космических сферах. Таков смысл благородного аята: жизнь допускается и на других планетах, в других мирах. Другой вопрос: какого она рода, сходни человеческому, или других видов, «... И тех животных, что Он там рассеял. Он мощен собрать их, если пожелает!» Пока же они разделены: «Разве не видели те, которые не веровали, что небеса и земля были соединены, а Мы их разделили» (Коран, 21: 30). Однако земные живые существа и те, что находятся в других сферах, могут быть собраны вместе, если этого пожелает Всевышний Аллах Всемогущий: «Он мощен собрать их, если пожелает!» Мы обращаемся к этим Божественным словам Всевышнего, когда встречаем неизвестное нам живое существо или нечто, подобное ему. Но смысл аята глубже. Из него следует, что Коран предполагает для нас путь к исследованиям, к познавательной активности, не являясь, однако, ни книгой предсказаний или гаданий, ни научным трудом, сходным с теми или иными исследовательскими книгами. Но в нем наставление для всех, включая и ученых. Им не могут пренебречь те, кто занимается наукой, ибо в нем — свет для умов, наставление и кладезь добрых плодов.

(Публикуется с сокращениями)

Профессор Аляль аль-Фаси (Марокко)

Источник:

Хасанийские Чтения в Священный месяц Рамадан.

 

2003. Москва. Институт исламской цивилизации.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.