Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам № 5 (163) /Май-Июнь 2015/ Пост в Рамадан
26.06.2015

Пост в Рамадан

Как встречали и проводили Рамадан правоверные мусульмане сто лет назад? Судя по публикациям тех лет, так же, как и сейчас, в умме шли дискуссии о датах начала и завершения поста, обсуждали оставление хатма  полного прочтения Корана во время таравиха в летние ночи, возможность женщинам присутствовать на этих молитвах в мечети и многие другие вопросы. Некоторые журналы писали фельетоны и высмеивали тех, кто во время Рамадана уезжал в путешествие, чтобы не поститься. А в некоторых регионах духовенство даже шло на крайние меры. Например, оренбургские имамы взяли у губернатора разрешение приводить в полицию для увещевания тех мусульман, кто открыто ест в дневное время. Но для подавляющего большинства таких мер и не требовалось  российские мусульмане продолжали поститься. Корреспондент газеты «Кояш» из Буинского уезда в 1914 г. сообщал: «В этом году народ постился с радостью, несмотря на страду и жаркие дни. Даже про молодежь не было слышно, чтобы кто-то нарушил пост». А крестьяне Бугурусланского уезда во время Рамадана на жатву уходили с сухуром, а возвращались к обеду и отдыхали до ифтара, как сообщает об этом та же газета.

Многие СМИ того времени критически оценивали то, что начало и конец поста разнилось от села к селу. Например, «Вакыт» пишет: «В Оренбурге первый таравих читали вечером в воскресенье и начали пост в понедельник. В Казани было так же. А в Уфе, Астрахани, Бухаре таравих читали в субботу и начали пост в воскресенье. Таким образом, в этом году мусульмане вновь не смогли объединиться относительно начала Рамадана». Причиной этому было то, что каждый регион сам наблюдал за рождением новой луны, свидетели этого даже телеграфировали об этом в Магометанское Духовное Собрание.

Некоторые газеты во время Рамадана открывали рубрику «имсакия»  время прекращения приема пищи, где писали расписание сухура, ифтара и таравиха. Например, в Казани 3 Рамадана (13.07.14 по ст. стилю) рассвет обозначен в 1 ночи, восход солнца в 3.55, заход в 20.16, а ночная молитва в 22.17.

Не оставались в стороне и предприниматели, используя символику рамадана. Например, кондитерская фабрика «Альфа», выпускавшая конфеты «Тукаев», предлагала свою продукцию для чаепитий на ифтары и после таравихов, а типография «Бр. Каримовы» продавала праздничные открытки с видами Мекки, Медины, Арафата и других священных мест.

Галимджан Баруди:

Обязанность раба Божьего — признание своего рабства перед Создателем. И не просто языком признать, а делами показать, что он раб Божий. Преимущество и святость человека в том, что он знает свое место. Очевидно, что в известном выражении «Кто познал себя — познал своего Господа» заключены очень мудрые слова, хотя оно и не является хадисом. Аллах, не имеющий подобия и сотоварища и являющийся Хозяином человека, его Творцом, Господом и Богом, — Милостив и Мудр. Аллах Милостив ко всем своим созданиям. Он добр ко всем, так как каждый из них — это плод Его творения и произведения. Он одаряет своим милостивым взором и счастьем прямого пути особенно тех, кто признал Его божественность, уверовал в Его единственность, за то, что они признают Его другом и хранят заключенный с Ним договор. Аллах милостив к Своим рабам, желает им вечного счастья и непрестанно показывает им путь к нему. Этот путь заключается в том, чтобы воспитать дух, как учит Аллах, спасти его от телесного плена, раскрыть все возможности праведности и возвышения, скрытые за этим телом. И в целом, это путь спасения души от страстей и сатаны — силков слуг и пособников тела, направления ее на путь Корана.

Только так может человек обрести довольство Аллаха. Только на этом пути найдет он счастье, которое заключается в том, чтобы полностью предаться и покориться своему Господу, истинному хозяину, повелителю, который его бережет и опекает. Если он противопоставит повелениям Аллаха и Его воспитанию свои мысли, плоды своих умозаключений — окажется тем, кто сбился с прямого пути, вступил на путь гибели и несчастья, последовав за злонамеренной душой и сатаной. Да упасет Аллах от этого!

Столпы ислама: единобожие, молитва, пост, милостыня и паломничество, предписанные Аллахом, — это самые священные обязанности человека. Они являются самыми явными и очевидными признаками покорности. Особенно в эти дни, когда месяц рамадан готовится почтить и освятить весь исламский мир, пост — это самое полезное поклонение, обладающее божественной тайной для счастья человека, воспитания и укрепления его души. Воспитание души, чистота и непорочность сердца возможны, если вывести эту душу и сердце из служения телу и возвысить над ним.

Поэтому Аллах по Своей милости предписал пост, чтобы появилась возможность временно взять тело в рамки и воспитывать в это время душу и сердце. Поскольку объять пользы поста для человека невозможно, Аллах всего лишь одной фразой «Пост — для Меня, и подарок за него готовлю Я Сам» привлек внимание обладателей сердец, которые видят себя Его настоящими рабами и считают Его истинным божеством. Как же счастливы те, кто понял это!

Пост — временное оставление ради Аллаха удовольствий души и потребностей тела, как еда и питье. В этом есть некая трудность для тех, чья жизнь и все мысли полностью заняты едой и страстями.

Но если человек признает своего Творца и Господа, он падет на колени перед Его величием и заветами, преклонит свою голову, силу и энергию, данную Аллахом, станет использовать на пути Его довольства и докажет свою покорность.

Пост сейчас приходится на очень длинные дни, и Аллах испытывает своих рабов, ждет от них послушания и подчинения, желает, чтобы люди силу, данную Им, использовали ради Него, и готовит для своих терпеливых, покорных рабов бесконечные награды и таинственные воздаяния, известные лишь Ему одному.

Искренний человек ради своего друга готов переносить тяготы, ради его радости может жертвовать собой, он сам получает удовольствие от этого служения и проявления почтения, обнаруживает в своем сердце умиротворение от исполнения своего человеческого долга.

Все бытие человека, все его важные органы, все необходимое для его жизни созданы Аллахом, человек с ног до головы погружен в божественные блага, каждый час, даже каждое мгновение он нуждается в сотнях и тысячах проявлениях Его взора и милости.

Раз дело обстоит так, то благожелательный и дружественный Господь, помогающий во всех делах Творец и Бог смотрит на этого слабого раба и говорит: «Силы, которые Я дал тебе, трать на Моем пути, стой крепко против врагов Моих — сатаны и страстей, постись один месяц, и с помощью него ты исправишь свои душу и сердце, добьешься вечного счастья».

С каким же лицом человек легкомысленно и беспечно воспринимает это великое повеление? С какой совестью избегает этого священного наказа? Он подвергает себя наущениям сатаны и пустыми фантазиями оправдывает желания своей низменной души. Прислушивается к недоучкам муллам, к грешникам, не получившим настоящего удовольствия от религии, к разрушителям, которые даже и не слышали о связи с Аллахом, попадает в их силки и, таким образом, лишается великого счастья.

Длинные жаркие дни, многочисленность тяжкой работы — не причины для того, чтобы выкинуть на ветер повеление поститься, оставить без внимания приказ Милостивого Аллаха.

Если у человека есть вера, то он сможет выдержать любую трудность, более того, он будет испытывать от этого удовольствие и радоваться, видя у себя следы веры. Верующие деревенские женщины и мужчины в жаркие и длинные дни постятся и при этом заняты уборкой урожая. Если им трудно, то они работают от зари до жары, а потом отдыхают, но не нарушают религию, оправдываясь мирскими делами, не предают один из великих столпов религии.

Разве нет такой веры у подающих надежды и проучившихся хотя бы немного молодых людей, которые любят часто упоминать и нацию, и религию, и у некоторых наших ленивых стариков? Разве нет в них ревностного отношения к религии, хотя бы как у той деревенской женщины? Где устремленность, выдержка и старание сохранить один из важных столпов религии?

Пусть у тебя по причине поста болит голова, появляется слабость, но ради кого это, ради чьего довольства? Подумай об этом и радуйся, будь благодарен за это состояние. Ведь ради довольства Аллаха, ради претворения в жизнь Его приказов и законов болит у тебя голова! Настоящие верующие ради Аллаха жизнью рисковали, души отдавали, имуществом своим жертвовали. А ты, оправдываясь маленькими трудностями, хочешь отвергнуть столп религии, разрушить приказ Аллаха, берешь во внимание всякие наущения ради довольства нафса, службы и оказания почета шайтану, смущаешь мусульман, облекая очевидное положение ислама в туманные сомнения.

Нужно быть мужественным, нужно хранить религию, в которую веришь, нужно усердие, чтобы сберечь повеление своего Господа, в которого веришь.

В этом месяце хозяева должны милостиво относиться к служащим. Необходимо облегчить по мере возможности их работу, улучшить их питание, увеличить им жалование, поддержать их подарками и премиями. Да смилостивится Аллах над теми, кто уважает его религию и помогает в религиозных делах!

Галимжан Баруди

Ад-дин ва аль-адаб.

1916.  № 11.

Вступительная статья  и перевод с татарского

Фатих Хабибуллин

 

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2019 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.