Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 5 (163) /Май-Июнь 2015/ Пост в Рамадан
26.06.2015

Пост в Рамадан

Как встречали и проводили Рамадан правоверные мусульмане сто лет назад? Судя по публикациям тех лет, так же, как и сейчас, в умме шли дискуссии о датах начала и завершения поста, обсуждали оставление хатма  полного прочтения Корана во время таравиха в летние ночи, возможность женщинам присутствовать на этих молитвах в мечети и многие другие вопросы. Некоторые журналы писали фельетоны и высмеивали тех, кто во время Рамадана уезжал в путешествие, чтобы не поститься. А в некоторых регионах духовенство даже шло на крайние меры. Например, оренбургские имамы взяли у губернатора разрешение приводить в полицию для увещевания тех мусульман, кто открыто ест в дневное время. Но для подавляющего большинства таких мер и не требовалось  российские мусульмане продолжали поститься. Корреспондент газеты «Кояш» из Буинского уезда в 1914 г. сообщал: «В этом году народ постился с радостью, несмотря на страду и жаркие дни. Даже про молодежь не было слышно, чтобы кто-то нарушил пост». А крестьяне Бугурусланского уезда во время Рамадана на жатву уходили с сухуром, а возвращались к обеду и отдыхали до ифтара, как сообщает об этом та же газета.

Многие СМИ того времени критически оценивали то, что начало и конец поста разнилось от села к селу. Например, «Вакыт» пишет: «В Оренбурге первый таравих читали вечером в воскресенье и начали пост в понедельник. В Казани было так же. А в Уфе, Астрахани, Бухаре таравих читали в субботу и начали пост в воскресенье. Таким образом, в этом году мусульмане вновь не смогли объединиться относительно начала Рамадана». Причиной этому было то, что каждый регион сам наблюдал за рождением новой луны, свидетели этого даже телеграфировали об этом в Магометанское Духовное Собрание.

Некоторые газеты во время Рамадана открывали рубрику «имсакия»  время прекращения приема пищи, где писали расписание сухура, ифтара и таравиха. Например, в Казани 3 Рамадана (13.07.14 по ст. стилю) рассвет обозначен в 1 ночи, восход солнца в 3.55, заход в 20.16, а ночная молитва в 22.17.

Не оставались в стороне и предприниматели, используя символику рамадана. Например, кондитерская фабрика «Альфа», выпускавшая конфеты «Тукаев», предлагала свою продукцию для чаепитий на ифтары и после таравихов, а типография «Бр. Каримовы» продавала праздничные открытки с видами Мекки, Медины, Арафата и других священных мест.

Галимджан Баруди:

Обязанность раба Божьего — признание своего рабства перед Создателем. И не просто языком признать, а делами показать, что он раб Божий. Преимущество и святость человека в том, что он знает свое место. Очевидно, что в известном выражении «Кто познал себя — познал своего Господа» заключены очень мудрые слова, хотя оно и не является хадисом. Аллах, не имеющий подобия и сотоварища и являющийся Хозяином человека, его Творцом, Господом и Богом, — Милостив и Мудр. Аллах Милостив ко всем своим созданиям. Он добр ко всем, так как каждый из них — это плод Его творения и произведения. Он одаряет своим милостивым взором и счастьем прямого пути особенно тех, кто признал Его божественность, уверовал в Его единственность, за то, что они признают Его другом и хранят заключенный с Ним договор. Аллах милостив к Своим рабам, желает им вечного счастья и непрестанно показывает им путь к нему. Этот путь заключается в том, чтобы воспитать дух, как учит Аллах, спасти его от телесного плена, раскрыть все возможности праведности и возвышения, скрытые за этим телом. И в целом, это путь спасения души от страстей и сатаны — силков слуг и пособников тела, направления ее на путь Корана.

Только так может человек обрести довольство Аллаха. Только на этом пути найдет он счастье, которое заключается в том, чтобы полностью предаться и покориться своему Господу, истинному хозяину, повелителю, который его бережет и опекает. Если он противопоставит повелениям Аллаха и Его воспитанию свои мысли, плоды своих умозаключений — окажется тем, кто сбился с прямого пути, вступил на путь гибели и несчастья, последовав за злонамеренной душой и сатаной. Да упасет Аллах от этого!

Столпы ислама: единобожие, молитва, пост, милостыня и паломничество, предписанные Аллахом, — это самые священные обязанности человека. Они являются самыми явными и очевидными признаками покорности. Особенно в эти дни, когда месяц рамадан готовится почтить и освятить весь исламский мир, пост — это самое полезное поклонение, обладающее божественной тайной для счастья человека, воспитания и укрепления его души. Воспитание души, чистота и непорочность сердца возможны, если вывести эту душу и сердце из служения телу и возвысить над ним.

Поэтому Аллах по Своей милости предписал пост, чтобы появилась возможность временно взять тело в рамки и воспитывать в это время душу и сердце. Поскольку объять пользы поста для человека невозможно, Аллах всего лишь одной фразой «Пост — для Меня, и подарок за него готовлю Я Сам» привлек внимание обладателей сердец, которые видят себя Его настоящими рабами и считают Его истинным божеством. Как же счастливы те, кто понял это!

Пост — временное оставление ради Аллаха удовольствий души и потребностей тела, как еда и питье. В этом есть некая трудность для тех, чья жизнь и все мысли полностью заняты едой и страстями.

Но если человек признает своего Творца и Господа, он падет на колени перед Его величием и заветами, преклонит свою голову, силу и энергию, данную Аллахом, станет использовать на пути Его довольства и докажет свою покорность.

Пост сейчас приходится на очень длинные дни, и Аллах испытывает своих рабов, ждет от них послушания и подчинения, желает, чтобы люди силу, данную Им, использовали ради Него, и готовит для своих терпеливых, покорных рабов бесконечные награды и таинственные воздаяния, известные лишь Ему одному.

Искренний человек ради своего друга готов переносить тяготы, ради его радости может жертвовать собой, он сам получает удовольствие от этого служения и проявления почтения, обнаруживает в своем сердце умиротворение от исполнения своего человеческого долга.

Все бытие человека, все его важные органы, все необходимое для его жизни созданы Аллахом, человек с ног до головы погружен в божественные блага, каждый час, даже каждое мгновение он нуждается в сотнях и тысячах проявлениях Его взора и милости.

Раз дело обстоит так, то благожелательный и дружественный Господь, помогающий во всех делах Творец и Бог смотрит на этого слабого раба и говорит: «Силы, которые Я дал тебе, трать на Моем пути, стой крепко против врагов Моих — сатаны и страстей, постись один месяц, и с помощью него ты исправишь свои душу и сердце, добьешься вечного счастья».

С каким же лицом человек легкомысленно и беспечно воспринимает это великое повеление? С какой совестью избегает этого священного наказа? Он подвергает себя наущениям сатаны и пустыми фантазиями оправдывает желания своей низменной души. Прислушивается к недоучкам муллам, к грешникам, не получившим настоящего удовольствия от религии, к разрушителям, которые даже и не слышали о связи с Аллахом, попадает в их силки и, таким образом, лишается великого счастья.

Длинные жаркие дни, многочисленность тяжкой работы — не причины для того, чтобы выкинуть на ветер повеление поститься, оставить без внимания приказ Милостивого Аллаха.

Если у человека есть вера, то он сможет выдержать любую трудность, более того, он будет испытывать от этого удовольствие и радоваться, видя у себя следы веры. Верующие деревенские женщины и мужчины в жаркие и длинные дни постятся и при этом заняты уборкой урожая. Если им трудно, то они работают от зари до жары, а потом отдыхают, но не нарушают религию, оправдываясь мирскими делами, не предают один из великих столпов религии.

Разве нет такой веры у подающих надежды и проучившихся хотя бы немного молодых людей, которые любят часто упоминать и нацию, и религию, и у некоторых наших ленивых стариков? Разве нет в них ревностного отношения к религии, хотя бы как у той деревенской женщины? Где устремленность, выдержка и старание сохранить один из важных столпов религии?

Пусть у тебя по причине поста болит голова, появляется слабость, но ради кого это, ради чьего довольства? Подумай об этом и радуйся, будь благодарен за это состояние. Ведь ради довольства Аллаха, ради претворения в жизнь Его приказов и законов болит у тебя голова! Настоящие верующие ради Аллаха жизнью рисковали, души отдавали, имуществом своим жертвовали. А ты, оправдываясь маленькими трудностями, хочешь отвергнуть столп религии, разрушить приказ Аллаха, берешь во внимание всякие наущения ради довольства нафса, службы и оказания почета шайтану, смущаешь мусульман, облекая очевидное положение ислама в туманные сомнения.

Нужно быть мужественным, нужно хранить религию, в которую веришь, нужно усердие, чтобы сберечь повеление своего Господа, в которого веришь.

В этом месяце хозяева должны милостиво относиться к служащим. Необходимо облегчить по мере возможности их работу, улучшить их питание, увеличить им жалование, поддержать их подарками и премиями. Да смилостивится Аллах над теми, кто уважает его религию и помогает в религиозных делах!

Галимжан Баруди

Ад-дин ва аль-адаб.

1916.  № 11.

Вступительная статья  и перевод с татарского

Фатих Хабибуллин

 

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.