Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 5 (163) /Май-Июнь 2015/ Пост во времена Пророка
26.06.2015

Пост во времена Пророка

Рамаданский пост (араб. сыйам, саум; татар. ураза) был предписан в месяце шабане второго года хиджры. Но по некоторым рассказам, этому посту предшествовал другой пост, которым Пророк с мусульманами отмечали десятый день месяца мухаррама, известный как Ашура.

Ашура

Об установлении поста в день Ашуры сохранились различные свидетельства. Согласно одному из них, переселившись в Медину, мусульмане увидели, как иудеи постятся в Ашуру.

— Что за день сегодня? — полюбопытствовал Пророк.

— В сей благословенный день Всевышний избавил израильтян от врагов — Фараона с войском, а Моисей впоследствии предписал в этот день пост.

— У меня больше причин числиться среди приверженцев Моисея, — заметил Пророк.

И стал соблюдать пост в Ашуре, призвав мединских соратников последовать за собой. В ту первую Ашуру, сообщают, Пророк велел поститься и тем, кто уже успел принять пищу, и тем, кто еще не ел в этот день.

По другому же свидетельству, пост в день Ашуры курайшиты держали еще во времена язычества. И сам Посланник Божий соблюдал его. После хиджры Пророк продолжал следовать сложившейся традиции, склоняя к ней и товарищей.

Как передают, в этот день курайшиты одевали Каабу в новое покрывало — кисва. Возможно, означенный пост курайшиты-язычники восприняли от предшественников, исповедовавших одну из религий Божьих, прежде всего религию Авраама. Или в Ашуру они стали поститься во искупление совершения ими некоего греха.

Согласно мусульманской традиции, Ашура, кроме чудесного преодоления Моисеем моря, ознаменована и другими радостными событиями, в том числе первой встречей Адама и Евы после их изгнания из Рая, а также выходом Ноя из Ковчега по завершении Потопа. Позже, однако, Ашуру стали отмечать, особенно в шиитской среде, как день траура, в память о мученической гибели аль-Хусайна (внука Пророка), убитого под Кербелой (Ирак) 10 мухаррама 61 года по хиджре (10 октября 680 года).

Как бы там ни было, после учреждения рамаданского поста пост в день Ашуры сохранился только в качестве добровольного благодеяния.

Правда, богословы расходятся во мнениях относительно статуса поста в Ашуру, соблюдавшегося до предписания поста в рамадане. Ханафиты и некоторые шафииты считают, что он был обязательным, тогда как большинство шафиитов полагают его только одобряемым (мустахабб). Но все суннитские мазхабы учат о посте в Ашуре как о рекомендуемой для мусульман практике (сунна) Пророка. Среди представителей первых поколений мусульман были и такие, кто объявлял данный пост обязательным для мусульман. С другой стороны, некоторые суннитские богословы не одобряли выделение Ашуры днем поста. Шиитская традиция не рекомендует поститься в этот трагический день.

ПЕРВЫЙ ЭТАП РАМАДАНСКОГО ПОСТА

Об обязательном для мусульман посте возвестили айаты 183–184 суры 2:

О верующие,

Для благочестия вашего

Предписывается пост,

Как предписан он был прежним [народам],

На считанные дни.

По мнению ряда богословов, здесь подразумеваются дни рамадана. Другие же понимают под «считанными днями» трое суток каждого месяца, в течение которых, согласно одному из свидетельств, Посланник Божий держал пост по прибытии в Медину. В толкованиях к словам «Как предписан он был прежним народам» сообщают, что этот трехдневный пост был учрежден во времена Ноя, а затем вместо трехдневного был введен рамаданский пост. Иные полагают, что пост в рамадане (вариант: месячный пост и еще несколько дней) соблюдался и прежними народами. Наконец, ряд толкователей считает, что в данных айатах указывается лишь на предписание поста «людям Писания», т.е. иудеям и христианам.

В айате 2: 184 далее говорится:

Больной иль путник да постится позже

По количеству дней [пропущенных].

Кто же в состоянии поститься,

[Но этого не делает],

Пусть внесет выкуп

Накормит одного бедняка

За каждый день поста.

А кто прибавит [выкупа],

Сие [зачтется] ему во благо.

Однако лучше соблюдать пост,

Знайте же это.

Как передают, на первых порах, когда мусульмане еще не привыкли поститься и пост их утомлял, им предоставлялось право выбора между постом и выкупом. Поэтому, кто хотел, постился, но, кто не хотел, тот ограничивался выкупом. Позже данный айат был «отменен» (мансух) последующим, по которому пост в рамадане стал обязательным, а за больными и путниками сохранялась возможность возместить пропущенные дни в будущем. Правда, некоторые богословы полагают, что в третьей строке приведенного фрагмента пропущена частица «не», а посему третью и четвертую строки следует понимать так:

Кто же не в состоянии поститься,

На того налагается выкуп.

Тогда этот айат, а вместе с ним и дозволение выкупа не считаются отмененными, т.е. утратившими силу откровениями.

ВТОРОЙ ЭТАП

Второй этап учреждения рамаданского поста связывают с последующим айатом 185 той же суры 2:

[Время поста]  месяц рамадан,

Когда был ниспослан Коран

Путеводством для людей,

Разъяснением Божьего наставления и закона.

Кто увидит новолуние,

Пусть [начнет] поститься.

Больному ж иль путнику  поститься позже,

По количеству пропущенных дней

Бог желает вам облегчения,

А не хочет отягощения,

Чтоб вы исполняли назначенный срок поста,

Прославляли Его за водительство

И были бы признательны.

На этом этапе пост стал обязателен для всех взрослых мусульман, кроме больных и путников, которым полагалось возмещать пропущенные дни. Позже к последним категориям лиц стали относить также престарелых людей, беременных женщин, кормящих грудью матерей и вообще всех, кому пост может причинить хоть какой-то вред.

ТРЕТИЙ ЭТАП

Вначале пост, предусматривающий воздержание от пищи, питья и половых связей, держали не только в светлое время суток. После разговения на закате или с наступлением темноты такое самоограничение соблюдали вплоть до следующего заката. Случалось, однако, что некоторые постящиеся пропускали момент разговения и на другой день падали в обморок от голода. Были и такие, кто ночью имел близость с женами, в чем они потом признавались Пророку и взывали о прощении.

И на сей счет сошел айат 2: 187, по которому

Ночью [в месяц] поста

Разрешено вам сближаться с женами,

Кои суть одеяние для вас,

А вы  для них.

Богу ведомо, что вы обманывали,

[Хоть только и] самих себя.

Но Он отпускает покаяние ваше

И прощает вам.

[Отныне] соединяйтесь с ними,

Добиваясь дозволенного вам Богом.

Ешьте и пейте,

Покуда не станете различать две нити,

Белую  [зарю] и черную  [ночь],

И тогда соблюдайте пост до заката.

Однако не сближайтесь с женами,

Коли уединяетесь вы в мечетях.

Таковы назначенные Богом пределы,

Не преступайте их.

Вот как Бог разъясняет людям

наставление Свое,

Дабы блюли они благочестие.

Это ознаменовало третий, и окончательный, этап развития предписаний о посте.

Сахур и фатур

Отныне воздержание следовало соблюдать от зари и до заката. После захода солнца пост прерывается, чтобы вкусить фатур — «пищу разговения». Утром же, перед возобновлением поста, рекомендуется сахур — «пища на заре».

Пророк призывал постящихся не откладывать разговения-фатур, а приступать к трапезе сразу же с заходом солнца: «Людям будет сопутствовать благо, раз они торопятся с разговением»; «Религия восторжествует, раз люди устремляются к разговению»; «Поспешающий к разговению ближе всех к Богу».

Сам Пророк принимал фатур до закатной молитвы, разговляясь финиками (свежими, а если таковых не оказывалось, то сушеными), или, в отсутствие таковых, делая несколько глотков воды. Остальным он также рекомендовал разговляться финиками, называя их благословенными (барака), а воду — благоочищающей (тахур).

Во время разговения подобает поминать Господа, благохваля и славословя Его. Принимая пищу, Пророк говорил: «Боже, ради Тебя я постился, дарами Твоими разговляюсь» или: «Прошла жажда, жилы размякли, награда утвердилась — да будет на то воля Божья!» Как благовестил Пророк, на молитвы разговляющихся Бог особенно отзывчив.

Посланник Божий советовал не пропускать сахур, ибо эта пища благословенна и это то, что отличает мусульман от «людей Библии» (по-видимому, под последними здесь подразумеваются, прежде всего, иудеи). Прием сахура он рекомендовал приближать к рассвету.

К практике висал (т.е. соблюдение непрерывного поста в течение нескольких дней и ночей, без фатура и сахура) Пророк относился неодобрительно. Правда, по одному из свидетельств, сам он висал совершал. Некоторые мусульмане начали было ему подражать, но, щадя их, он предостерег от следования ему.

— Но ты же соблюдаешь висал! — заметил Пророку некто.

— Я не такой, как вы, — меня кормит и поит Сам Господь.

Рассказывают также, что те мусульмане не вняли Посланнику Божьему, и тогда он стал совершать висал вместе с ними. Так продолжалось день, другой, но затем наступило новолуние (означавшее окончание месяца поста). «Кабы не новолуние, вам бы от меня не отвертеться!» — произнес Пророк, словно укоряя их.

Вместе с тем, согласно одному из хадисов, Пророк как-то сказал: «Избегайте висал, а если кто пожелает, пусть вершит его, но только до [сахура на] заре», т. е. с обязательным сахуром. На этом основании впоследствии такой висал допускали Ибн-Ханбаль, некоторые маликиты и шииты. Абу-Ханифа же, аш-Шафии и Малик считали висал недозволенным. По мнению ряда шафиитов, висал не запрещается, но и не одобряется.

О достоинствах рамадана

Рамаданский пост, предписанный айатами 2: 183–185, Пророк причислял к «пяти столпам» ислама. В отличие от всех прочих благочестивых деяний, за которые определена награда (от десятикратной до семисоткратной), пост в рамадане, как благовествовал Бог, будет отмечен Его особой милостью. Более того, надлежащее соблюдение рамаданского поста искупает прежние грехи человека, оберегает его от нечестивых деяний на этом свете, а на том служит защитой от Ада. В Судный день постившиеся войдут в Рай через предуготованные для них врата Раййан.

Месяц поста рамадан — самый благословенный из всех лунных месяцев. В одну из его ночей — Ляйлят-аль-кадр (Ночь величественную или Ночь предопределения) — Пророк обрел первое откровение Корана. Сей ночью, впоследствии утвердившейся за 27-м рамадана, Всевышний особенно благосклонен к просьбам верующих.

В рамадане был ниспослан не только Коран, но даны также Тора, Евангелие и прочие Писания. С наступлением этого месяца отверзаются небесные врата, а Адовы — замыкаются, демоны же заковываются в цепи.

Кроме поста, рамадан отмечен и умножением добрых дел людей. В этом месяце Посланник Божий был наиболее щедр и великодушен, особенно после еженощных свиданий с архангелом Гавриилом, когда тот обучал его Корану, сличая с небесным оригиналом прежде запечатлевшиеся в сердце Пророка откровения.

Итикаф и таравих

В последнюю декаду месяца рамадана Посланник Божий рекомендовал предаваться благочестивому уединению в мечети — итикаф. И, по свидетельству Айши, он ежегодно, вплоть до своей кончины, соблюдал итикаф. С этой целью в углу Мечети для него обычно натягивали шатер.

Наряду с итикафом рамаданский пост сопровождается ночным бдением, которое со временем стало именоваться таравих. Оно включает в себя обрядовую молитву-салят, состоящую из многочисленных коленопреклонений-ракатов.

При жизни Пророка такое бдение мусульмане исполняли индивидуально. Однако в правление халифа Умара таравих начали совершать сообща в мечети.

Пост в другие месяцы

Посланник Божий имел обыкновение держать пост и в другие месяцы и дни. Такие посты стали рекомендуемыми для мусульман, но только в добровольном порядке.

По воспоминаниям Айши, Пророк мог соблюдать пост (вне рамадана) столь долго, что люди начинали поговаривать, будто из поста он не выйдет вообще; а случалось, он совсем не держал пост, так что думали, будто он вообще отказался от пощения. Посланник Божий не одобрял пожизненный пост и наилучшим полагал «Давидов пост» — через день на протяжении всей жизни.

Вместе с тем сказывают о разрешении Пророка некоему мусульманину совершить продолжительный пост, на основе чего ряд богословов дозволяет пожизненный пост, но при условии, что он не причинит вреда и не распространится на запретные для поста дни (о таких днях будет сказано ниже).

За исключением рамадана, Пророк в течение целого месяца не постился ни в одном другом месяце, однако, по хадисам от Айши, самый продолжительный пост он держал в шабане — почти целый месяц.

«После рамадана наилучший пост — в мухарраме», — сказал как-то Пророк. Но, судя по свидетельствам, сам он нечасто постился в мухарраме.

Касательно же раджаба свидетельства расходятся. По некоторым воспоминаниям, Пророк чтил его и соблюдал в нем пост и даже благовестил о замке в Раю, предназначенном для постившихся в раджабе. Другие же возводят к Пророку предостережение от соблюдения поста в этом месяце.

Дни, рекомендуемые для дополнительного поста

По некоторым рассказам, в каждом месяце Пророк постился по три дня, приравнивая такой пост к пожизненному. При этом он не придавал особого значения тому, в какие именно три дня данного месяца будет поститься. Однако некоторые свидетельства указывают на определенные дни его поста: первые три дня месяца; понедельник и четверг первой недели, четверг следующей; в одном месяце — первая суббота и последующие два дня, в другом — первый вторник и последующие два дня; «белые дни», т. е. дни полнолуния — 13, 14, 15; по одному дню из каждой декады.

Пророк имел обыкновение соблюдать пост в определенные дни года. Прежде всего, это пост в Ашуре (10 мухаррама), который он, как уже говорилось, держал до введения поста в рамадане, после чего ашурский пост сохранился как добровольный.

Посланник Божий призвал поститься днем 15 шабана, а ночь на 15-е провести в бдениях, ибо она особенно благословенна для испрашивания милостей Господних.

Если к рамаданскому посту присоединить пост в первые шесть дней шавваля, то такой пост, как гласит один хадис, равен годичному посту. Поскольку Пророк запрещал пост в «праздничные дни» (т. е. 1 шавваля и 10 зу ль-хиджжи), то, полагают, речь шла о посте 2–7 шавваля.

О посте Пророка в первой декаде зу ль-хиджжи (а точнее, в первые девять дней этого месяца) свидетельствуют различно. По словам Айши, она никогда не видела его постящимся в эту декаду. Хафса же и другие жены, наоборот, утверждали, что Пророк ни разу не пропускал данного поста. В пользу поста в означенной декаде обычно ссылаются на слова Посланника Божьего: «Никогда, как в эти дни, [благие] деяния не бывают столь предпочтительны».

Пророк возвестил, что пост в День Арафата (девятый день зу ль-хиджжи, когда паломники исполняют обряд предстояния-вукуф в долине/на горе Арафат) искупает прегрешения нынешнего и минувшего годов. Последнее наставление, однако, относится к тем из мусульман, кто находится дома, а не в паломничестве: пребывая в Арафате паломником, Пророк не соблюдал в этот день поста и запрещал держать его там остальным паломникам.

Из дней недели Посланник Божий особенно старался соблюдать пост по понедельникам и четвергам, ибо в эти дни деяния человека за всю неделю предстают Господу; или в сию пору Он дарует прощение людям. Кроме того, Пророк родился в понедельник и в понедельник же получил первое откровение.

Как уже отмечалось по поводу трехдневного поста в каждом месяце, первую неделю месяца Посланник Божий постился в понедельник и четверг, вторую — в понедельник; а по другому свидетельству — в субботу, воскресенье и понедельник одного месяца, затем — во вторник, среду и четверг другого месяца.

Свидетельства относительно поста по пятницам разнятся. Согласно некоторым хадисам, Пророк не одобрял пощения в этот день, поскольку он праздничный для мусульман, и запрещал поститься по пятницам отдельно, не охватывая предыдущий или последующий день. С другой стороны, передают, что Пророк редко пропускал пятничный пост.

По одному из хадисов, Пророк запрещал добровольный пост по субботам. Однако некоторые богословы (в том числе имам Малик) оспаривают достоверность этого хадиса. Другие считают его отмененным (мансух) последующей практикой самого Пророка.

Что касается дней года, то не дозволен пост в дни Двух праздников — разговения (1 шавваля) и жертвоприношения (10 зу ль-хиджжи); в дни Ташрика (11–13 зу ль-хиджжи; исключение допускается для паломников, которые не в состоянии принести надлежащую жертву-хади); за один-два дня до начала рамадана (таким постом обычно подстраховывались, чтобы не пропустить начало месяца).

Возместительные и искупительные посты

Коран предусматривают индивидуальные посты иного рода. В частности, возместительные посты полагаются, как было отмечено, за пропуск поста в рамадане по болезни или из-за путешествия. Согласно айату 2: 196, паломник, который не в силах принести надлежащую жертву, может заменить ее трехдневным постом в паломничество и семидневным по возвращении домой — всего, таким образом, ему полагается поститься десять дней.

Паломник, нарушивший состояние священноприятия-ихрама охотой (на диких животных или птиц), искупает грех принесением в жертву равноценного домашнего животного или накормлением бедных, или постом (5: 95). Продолжительность такого поста богословы определяют в три — десять дней, в зависимости от ценности убитого животного.

Клятвопреступление искупается накормлением десяти бедных или отпущением одного раба на волю, или трехдневным постом (5: 89).

Верующий, неумышленно убивший другого верующего, если не имеет средств отпустить на волю раба или уплатить виру, должен поститься два месяца кряду (4: 92).

Двухмесячным постом искупается и грех мужчины, который произнес языческую формулу развода, а потом передумал (58: 3-4). При таком расторжении брака муж объявляет жене: «Ты для меня запретна, как моя мать» (букв.: «... как спина (захр) моей матери»; отсюда образовано слово, означающее этот вид развода, — зыхар).

Сунна сообщает, как Пророк повелел человеку, нарушившему запрет на половые сношения в рамадане в дневное время, искупить вину освобождением раба, а при отсутствии таковой возможности — непрерывным двухмесячным постом или накормлением шести бедняков. Однако в одной из версий этого хадиса говорится и о возместительном однодневном посте. Впоследствии в случае такого преднамеренного нарушения богословами предписывалось возмещение с искуплением.

По книге Н.В. Ефремовой и Т.К. Ибрагима

«Жизнь пророка Мухаммада»

 

(М.: Ладомир, 20092010)



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.