Участники IV Всероссийского мусульманского съезда 1914 года в Санкт-Петербурге. Фото: etoretro.ru
Участники IV Всероссийского мусульманского съезда 1914 года в Санкт-Петербурге. Фото: etoretro.ru
Ключевой фигурой общественного движения мусульман России стал Рашид (Габдеррашид) Ибрагим. В начале сентября 1904 г. в Петербурге Рашид-казый встречается с министром внутренних дел П. Д. Святополк-Мирским, деятелями «Союза Освобождения» и земским деятелем М.А. Стаховичем. В начале октября Р. Ибрагим начинает свои поездки по России с целью подготовки съезда мусульман. Его деятельность концентрируется среди татар Волго-Уральского региона. В конце 1904 г. на имя премьер-министра С.Ю. Витте поступает первое прошение мусульман о даровании им политических и гражданских прав. Представители татар Волго-Уральского региона, татар Крыма и азербайджанцев прибывают с петициями в Петербург, но в разное время. Эти факты ясно показывают отсутствие организационного единства, которое складывается только к лету 1905 г.
Окончательное формирование партии мусульманской элиты «Иттифак» и предвыборной программы мусульманских либералов происходит на II Всероссийском мусульманском съезде в январе 1906 г. в Санкт-Петербурге. Съезд рассмотрел программу «Иттифака». Она предусматривала создание правового конституционного государства при равноправии всех религий и наций. Язык большинства населения области признавался ее официальным языком, однако все другие народы могли свободно вести образовательную и печатную деятельность на своих языках. Экстерриториальная автономия рассматривалась как автономия религиозная, Мусульмане получали право на создание религиозного центра, избрание духовенства, создание мусульманских обществ. В их руки переходили мектебы, медресе, мечети, места поклонения, благотворительные организации и вакфы. В предисловии к программе Муса Биги заявлял, что она соответствует основам шариата. В ходе дискуссии по поводу пунктов программы «Иттифака», провозглашавших широкую децентрализацию и автономию, Исмаил Гаспринский и Юсуф Акчура заявляли о нереальности этих положений в условиях России, подчеркивая, что столь широкая автономия не существует даже в Британской империи. Ю. Акчура предсказывал, что территориальная автономия в будущем уничтожит религиозную. Особое значение носило решение о создании 16 отделений партии по всей России.
Из-за краткости существования I Думы мусульманской фракции не удалось сформировать свои структуры. Но в I Государственной Думе мусульманской фракции удалось выработать общие принципы земельной программы, включая неприкосновенность земель, где ведется скотоводство, и вакуфных земель, конфискацию земель казаков и офицеров. Земельный фонд передавался в собственность губерний и областей, а переселение прекращалось. Для татар здесь было важным восстановление вакуфной собственности как таковой. В мае-июле 1906 г. лидеры «Иттифака» и 25 депутатов от мусульман проводили политику сотрудничества с кадетами, действуя в рамках их думской фракции
Во II Думе в 1907 г. была официально оформлена мусульманская фракция в составе 29 человек, руководство которой оказалось в руках мурз Уфы. Председателем фракции стал К.-М. Тевкелев, а председателем бюро фракции — А. Биглов. Казанец С. Максуди стал секретарем фракции. II Государственная Дума имела радикальное и социалистическое большинство. Хотя среди мусульман в этой Думе большинство составляли члены умеренной мусульманской фракции, но имелось уже 6 депутатов — трудовиков, 5 из них были татарами. Если учесть, что мусульмане Волго-Уральского региона составляли в Думе 16 человек, то «думачылар» имели почти треть мест. Мусульманская фракция просуществовала вплоть до Февральской революции 1917 г.
IV Всероссийский мусульманский съезд стал последним форумом российской мусульманской элиты перед мировой войной.
После этого съезда 1914 г. северная столица больше не видела представительных мусульманских форумов. Будем надеться, что II Бигиевские чтения не станут последними из них.
Профессор АЙДАР ХАБУТДИНОВ,
Член Высшей аттестационной
комиссии, д.и.н.