Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 161 /Март 2015 Коран в жизни наших предков
21.04.2015

Шахар Шараф (1877-1938) - писатель, педагог, историк. Родился в селе Аксу Буинского района Республики Татарстан. В 1897-1919 гг. работал преподавателем философии и арабского языка в медресе "Мухаммадия". Жертва репрессий.

Допустимо ли слушать Коран по граммофону? Удивительный вопрос, не правда ли? Для современного мусульманина подобный вопрос звучит вдвойне странно — прослушивание Корана в аудио и видео форматах обычное ежедневное дело. Еще удивительнее слышать о прослушивании Корана по граммофону. Это же глубокая старина! Так и есть, ведь такой вопрос задал редакции журнала «Шуро» один из читателей из Алматы в далеком 1910 году!

Для любознательного читателя из 10 номера журнала приведем ответ редактора, которым был Ризауддин Фахруддин — будущий муфтий СССР: «Нет причин запрещать чтение Благородного Корана, за исключением мест и случаев проявления неуважения к нему. Чтение Корана с целью поклонения и получения назидания очень желательно. Однако, по нашему мнению, граммофоны не созданы для богоугодных дел и вокруг него собираются не с целью получить наставление и поклоняться Аллаху, а с совершенно другими намерениями. В итоге, мы не из тех, кто считает правильным использование граммофона для прослушивания Корана или других видов поклонений». Какое было сильное уважение к Корану, ведь в то время граммофоны использовали лишь для запретных, с точки зрения ислама, увеселительных мероприятий!

Но тем не менее граммофонные записи с чтением Корана были. До наших дней дошли несколько пластинок, среди которых особое место занимает чтение известного татарского издателя, журналиста, артиста Камиля Мутыги, которую выпустило фирма «Zonophone record». Эта запись хранится в музее Г. Тукая, с которым дружил Мутыги еще с тех пор, как Тукай жил и учился в Уральске.

Впрочем, наши предки не особо нуждались в подобных записях — Коран они читали сами. У татар были известные учителя по преподаванию Корана. Вот как описывает одного из них Ризауддин Фахруддин: «Абу Бакр бин Яхуза в свое время был близким учеником Марджани хазрата. В 1867 году уехал в Аравию и заучил там Коран, а после этого десять лет учился в Египте. В 1878 году он возвратился в свое родное село Шаймурза, где и начал преподавать Коран. Каждый год, как начинали ходить пароходы, к нему приезжали от 30 до 80 шакирдов. Они вначали изучали правила чтения Корана, заучивали рифмованные правила, некоторые принимались за семь видов декламации Корана и прочитывали Коран перед учителем от корки до корки. В летние дни здание мечети, медресе, крыша мечети, минарет, дворы напоминали муравейник от заполонивших село шакирдов, голоса которых из-за чтения на разный лад доходили до самых небес». Да, Коран был любимым предметом у наших предков. Возможно, свой интерес к Корану Абу Бакр хазрат почерпнул от Марджани. Марджани хазрат и сам каждый день читал Коран, и, как говорили его ученики, иногда он шел из дома до мечети или медресе, повторяя про себя Коран и если сура, которую он начинал читать, не заканчивалась, то обходил улицу еще раз. Шихабуддин Марджани исвоим студентампрививал любовь к Корану. «Надо стараться много читать и понимать Коран. Нет ничего полезнее Корана», — говорил он. Однажды к нему пришел его ученик Имран бин Саид и рассказал о своем желании вступить в тарикат и попросил указать ему лучшего муршида в округе.В ответ на это Марджани сказал: «Наилучший муршид — это Коран. Каждый день прочитывайте не менее одной тридцатой части Корана. Старайтесь, по мере возможности, читать, понимая смысл. Если хотите больше, то прочтитехороший тафсир. Вам такого муршида будет достаточно!».

Обо всех этих моментах, относящихся к Корану в истории нашего народа можно рассказывать долгие и многочисленные истории. Сегодня ограничимся статьей преподавателя медресе «Мухаммадия», сотрудника журнала «ад-Дин валь-адаб» Шахара Шарафа, которую он написал ровно сто лет назад — в 1915 г.

Как мы забросили Коран!

Самым святым, самым почитаемым объектом в нашей религии является Коран. Коран наш путеводитель. Коран самая большая и самая полезная книга наставлений. Люди, внявшие этим наставлениям будут счастливы как в этом мире, так и в мире ином. Аллах Всевышний сказал: «Им предназначена радостная весть в этом мире и в Последней жизни. Слова Аллаха не подлежат отмене» (Коран, 10:64). Таково убеждение всех верующих в Коран мусульман. Проповеди Посланника Аллаха, мир ему и благословение, и великих ученых первых двух поколений тоже в своем большинстве были из Корана. Даже в пятничных проповедях они читали аяты Корана и давали некоторые разъяснения про них. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, часто ограничивался чтением в хутбе некоторых сур из Корана. Абу Бакр, да будет Аллах доволен им, своим подчиненным и имамам говорил: «Самая идеальная нравственность в Коране, поэтому свои проповеди чаще рассказывайте из Корана». А Умар, да будет Аллах доволен им, в этом вопросе был еще тверже и, строго призывая имамов ограничиваться проповедями Корана, говорил: «Нам достаточно Корана». Подобно положению сподвижников было и положение последовавших за ними ученых. До сих пор настоящие ученые свои наставления берут из Корана.

Лишь некоторые ученые, далекие от целей ислама и размышляющие поверхностно, рассказывают небылицы древних аскетов сынов Исраиля, добавляя к ней некоторые аяты или вообще не добавляя. Эти люди, которые не получают наслаждения от истины, а довольствуются историями и сказками, учат и народ находиться далеко от истины и получать наслаждение только от выдумок и исраилият. В наш век хоть и редко-редко видны люди, которые опираются в проповедях на хадисы, все же, почему то очень мало тех ученых, извлекающих свои назидания из аятов Корана. Хоть Аллах и сказал, что Он ниспослал Коран для размышления и извлечения пользы, однако у нас пониманию и разъяснению Корана много внимания не уделяется. Даже самые лучшие наши люди не рассказывают свои назидания из Корана. Даже те, кто старается получить звание переводового человека, реформатора, не способны уйти дальше того, чтобы правильно, с таджвидом, научиться читать Коран и применять эти правила при чтении.

Интересно, сколько среди нас тех, кто в месяц рамазан, во время праздничных и пятничных молитв черпает проповеди из Корана, доводит до людей положения и решения Аллаха напрямую Его собственными словами и старается распространить правильное понимание ислама и дух Корана? Наберется ли из ста человек несколько?

В этот рамазан, скорее всего, было очень много мусульман, которые прочли Коран полностью. Сколько среди них было тех, кто старался читать понимая смысл, так же, как обращали внимание на произношение звуков. Почему же наш народ не старается изучить и обучить Корану, ведь он очень чтит и уважает его? Почему же имамы и ученые не усердно распространяют все те сокровища знаний и мудрости, которые содержатся в Коране? Почему же те, кто пишет статьи, о том, что необходима хорошая проповедническая литература, не указывают Коран, как источник проповедей? Разве Коран, который когда то вывел мусульман на прямой путь и дал им правильное восприятие, не годится для этого и в наше время? Разве он не полезнее всех тех книг по хадисам и нравственности, которые были написаны учеными? Аллах Всевышний сказал нам: «О люди! К вам от вашего Господа явилось увещевание, исцеление для того, что в груди, верное руководство и милость для верующих» (Коран, 10:57). Он сообщает, что Коран — это назидание, излечение духовных болезней, прямой путь и огромная ценность, намного лучше того, что собирают люди. Однако мы словно говоря, что собранное нами лучше для проповеди и более подходяще, постоянно обращаемся лишь к ним. А в отношении Корана довольствуемся тем, что читаем его по большей части в меджлисах и на кладбищах, хотя это противоречит самому поучению Корана. Этим мы и сами пользу не берем и других лишаем. Если бы пророк, мир ему и благословение,увиделкак мы относимся к Корану, то у него было бы полное право сказать: «Господи! Мой народ забросил этот Коран» (Коран, 25:30).

Шахар ШАРАФ,

«ад-Дин валь-адаб», 1915. № 10.

Перевод и введение

Фатих ХАБИБУЛЛИН



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.