Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 161 /Март 2015 Коран — вечное чудо
21.04.2015

«Каждому пророку дается, как и другим пророкам, нечто, что становится той или иной верой для людей. Но то, что было получено мной в Откровении, внушенном Аллахом, дает мне надежду иметь за собой в День Светопреставления больше последователей, чем у них.»(Передано вль-Бухари)

Тема сегодняшнего урока — Коран — вечное чудо. Именно такое название наилучшим образом вытекает из положенного в основу нашего урока благородного хадиса, который передал имам аль-Бухари — да будет милостив к нему Аллах! — в своем Сборнике достоверных хадисов «Сахих». Этот богатейший по своему содержанию хадис — самый сильный в плане свидетельства о Божественной аутентичности Корана, которая не ограничивается лишь Первым временем, но остается общей и для всех времен, вплоть до Последнего.

Хадис толковался по-разному. Вместе с тем суть всех толкований сводится к одному главному — к тому, что все чудеса, совершавшиеся предшествовавшими пророками, носили, так сказать, осязательный характер (то есть были связаны с органами чувств, через которые шло их восприятие: их можно было видеть, слышать и т. п.). Между тем чудо, которое было дано нашему Пророку (мир ему) явилось откровением, связанным в первую и главную очередь с его интеллектом. Всякое чудо первого рода жестко привязано к определенному времени и по его прошествии становится традиционно передаваемой вестью. Чудо же второго рода будет продолжаться, пока будет существовать разум человека. И именно таковым оказывается чудо Пророка Мухаммада (мир ему) — вечным настолько, насколько будет вечен этот мир.

Говоря о чудесной неповторимости Корана, мы имеем в виду его абсолютную неподражаемость, обусловленную тем, что Коран сотворен таким образом, что люди не в состоянии создать что-либо подобное тому, с чем обратился к ним Пророк (мир ему). И всякий человек, убеждаясь в своем бессилии создать что-либо подобное Корану, признает его Божественную чудесность и следует ему, зная, что ни он, никто другой до него не был способен на такое.

Становление мусульманской Уммы оказалось приуроченным к эпохе начала расцвета человечества, связанной в первую очередь с развитием интеллекта человека, а потому подлинным чудом для него могло стать лишь нечто, что могло воздействовать именно на его интеллект. Сказанное, однако, отнюдь не означает, что все чудеса, связанные с нашим Пророком (мир ему), лежали в одной только интеллектуальной области. Наряду с ними были и те, что связаны с чувствами, о чем речь еще впереди.

Итак, как мы уже отметили, чудо бывает осязательным и умственным. К образцам первого можно отнести те, что происходили с прежними пророками, например, с Салихом и его верблюдицей или с нашим Господином Мусой , когда его посох превращался в змею или когда расступилось море при его бегстве со своим народом от фараона. Аллах — всемогущ и велик Он — спас их и утопил фараона. Были также чудеса, происходившие с нашим Господином Исой (мир ему!): излечение слепого и прокаженного, оживление мертвых — с доизволения Аллаха. Мусульманские богословы уже давно обратили внимание на то, что такого рода чудеса как раз соответствовали тем временам и тем обстоятельствам, в которых жили пророки. Так во времена нашего Господина Мусы, среди распространенных у жителей Египта и Вавилона наук и умений на первом месте шло волшебство, о чем упоминает и Священный Коран: «... и явили великое колдовство». (Коран, сура 7 «Преграды», аят 116).

Египтяне, пользовавшиеся колдовством или чародейством, унаследовали знание о них от вавилонян. И если мы все же называем подобное знание науками, то только потому, что так называли его вавилоняне. Аллах — всемогущ и велик Он — дал нашему Господину Мусе чудо, превзошедшее все виды волшебства и колдовства, известные им, и те знания, которыми они владели.

Во времена нашего Господина Исы — мир ему! — большого развития достигла медицина, и именно тогда Аллах — всемогущ и велик Он — дал Исе большое чудо: излечить слепого и прокаженного и более того — превзойти и это и оживлять мертвого, с доизволения Аллаха. Таким образом Иса превзошел всех современных ему целителей и ученых медиков.

В эпоху, когда был рожден наш Господин Пророк Мухаммад (мир ему), у арабской нации была развита риторика, расцветало искусство красноречия, представленного поэзией, простой и рифмованной прозой и другими видами литературного творчества, известными арабам. Вот тогда-то Всемогущий и Всевышний Аллах одарил Своего Пророка (мир ему) чудом, оставившим позади любые другие шедевры риторики, позволившим ему превзойти всех остальных, бросить им безответный вызов: «... вы так сделать не сможете!» — в чем как раз и заключен глубинный смысл благородного хадиса, взятого эпиграфом для нашего Чтения.

Чудеса предшествовавших пророков специфичны именно для их эпох, в отличие от того вечного чуда, что было явлено нашим Господином Мухаммадом (мир ему) — чуда не одного только его времени, но чуда на все времена, включая и наше. Коран стал вызовом для каждого араба и любого другого человека в плане невозможности для них создать что-либо подобное по выражению и смыслу... хотя бы даже одну суру аналогичной выразительности и глубины содержания, полную всеобъемлющего знания, благочестия и руководства, данного в Книге Аллаха. Никто и никогда не сможет сделать этого: чудо живо, и вызов его постоянен. Да, арабский язык сохраняется, арабы продолжают существовать — мусульмане и немусульмане из них, прекрасно владея своим языком, красноречием, риторикой. Но, несмотря на все это, никто из них не смог выступить перед людьми или явить новое чудо, или принести Ясную Книгу, которая смогла бы убедить людей. Все, что удалось предпринять в известные времена, свелось к безуспешным попыткам некоторых лжепророков выступить с очевидным вздором и пустой болтовней. Самыми последними из таких самонадеянных людей, захотевших подражать Корану и создать что-то наподобие Книге Всевышнего Аллаха, были последователи секты бехаистов в XIX веке. Их глава сочинил книгу, назвав ее «аль-Акдас» («Наисвящейнейшая»), в которой он, упражняясь в своих вздорных небылицах, дошел до призыва запретить обучение чему-либо другому, кроме самой книги. Когда его последователи обнаружили, что такой подход только вредит им, они скрыли ее, упрятав ее до поры, когда они смогли бы ее распространять с пользой для себя. Сходные прецеденты имели место и среди некоторых глашатаев махдизма в Индии. Однако все их слова и заявления оказывались вздором, не содержавшим никаких убедительных доказательств.

Чудо же Пророка Мухаммада (мир ему) было и остается достоверным и бесспорным на все времена, что уже подтверждается длительной историей изучения как раз самого вопроса о чудесности и неподражаемости Корана, который с самого начала не терял своей актуальности. Совершенно очевидно, что если бы эта история не подтвердила его неподражаемость, то была бы поставлена под сомнение достоверность самого пророчества Мухаммада (мир ему), после чего уже было бы невозможно доказывать истинность пророчества любого из Божьих пророков и посланников, убеждать в подлинности Божественных чудес.

Достоверность чуда Пророческой миссии Мухаммада (мир ему) подтверждается самим Кораном, для которого данная тема — одна из основных: «Алиф-Лям-Ра. Писание — ниспослали Мы его тебе, чтобы ты вывел людей из мрака к свету с соизволения их Господа на путь Аллаха — велик Он, достохвален, — Которому принадлежит то, что в небесах и что на земле» . (Коран, сура 14 «Ибрахим», аят 1) То есть Аллах сделал Коран и средством, и путем для того, чтобы вывести людей из мрака к свету. Но таковым он не мог бы стать, если бы не был доказательным и убедительным. А доказательным и убедительным для людей он мог бы стать, только при условии, что явит собой чудо, о чем говорит Всевышний: «А если кто-нибудь из многобожников попросил бы у тебя убежища, то приюти его, пока он не услышит Слова Аллаха» . (Коран, сура 9 «Покаяние», аят 6) То есть пока человек сам не будет готов к тому, чтобы услышать Слово Аллаха, оно, будучи даже произнесенным ему, не становится для него доказательством, отчего бесполезно давать слушать Божье Слово тому, кто не готов по тем или иным причинам услышать его. И не нужно в таком случае приводить ему какие-то доказательства для его убеждения: пусть он сам уже пытается доказывать обратное.

Всевышний Аллах ниспослал Коран своему Пророку (мир ему), указав в ряде аятов, что сделал это для того, чтобы он был путем к праведности, наставлением и предупреждением для людей. Однако не может идти речи ни о праведном пути, ни о наставления, ни о предупреждении, если только не будет доказан и подтвержден сам Коран. Но он, в свою очередь, может быть доказан, только если будет представлять собой необычное чудо, которое убедило бы людей. И это случилось, когда Пророк Мухаммад (мир ему) обратился с ним к людям и они поверили в его обращение — поверили в достоверность Корана, и затем уже каждый был волен решать принять или не принять его.

Если мы рассмотрим суры Корана, начинающиеся с отдельных спонтанных букв, и если мы проанализируем все элементы таких сур, то обнаружим, что они подтверждают это обстоятельство, т. е. свидетельствуют о неподражаемости Корана. Возьмем, например, суру 2 «Корова», начинающуюся с харфов алиф, лям, мим: «Эта Книга — нет сомнения в том — руководство для богобоязненных...» — и до конца суры. Как видно, с самого начала подчеркивается, что явленный нам Коран, не может быть подвергнут сомнению уже хотя бы потому, что он не выходит за рамки подлинно арабского языкового поля, но дан на чистом арабском языке с использованием всех 29 харфов, известных арабам. Сочетание же упомянутых трех символизирует весь их набор: алиф — начальный харф арабского алфавита, лям — занимает его середину, а мим — один из его последних. Тем самым подчеркивается, что суры Священного Корана от начала и до конца составлены из исконно арабских харфов и слов. Вместе с тем он вовсе не та книга, которую вы могли бы знать раньше или которую тем более вы могли бы сочинить, изобретя хотя бы десять сур, подобных кораническим, или даже хотя бы одну. Собственно в этом и заключался упомянутый вызов Пророка Мухаммада (мир ему), когда он обратился к людям с исламским призывом.

(Продолжение следует)

Профессор Аляль аль-Фаси (Марокко)

Источник: Хасанийские Чтения в Священный месяц Рамадан. 2003. Москва.
Институт исламской цивилизации

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.