Решения и законы, принятые под воздействием культурного уровня той или иной эпохи, актуальности времени, состояния местности, естественного темперамента народа, требований ситуации и особенностей того или иного положения дел, называются естественным правом (ахкям вифакийа). В каждом ниспосланном с неба шариате, при условии отсутствия порока, устанавливаются или утверждаются именно такие законы. Такие законы имеют тенденцию к изменению.
Совесть восходит к необходимым целям. Совесть каждого человека столь же священна и неприкосновенна, как и его честь, репутация и сама его жизнь. Однако накидка для лица относится к естественному праву. Будучи средством достижения необходимой и желаемой цели и соответствуя врожденной нравственности народа, накидка для лица, к примеру, у арабов, была принята как отличительный знак. Ислам лишь усовершенствовал этот красивый обычай, немного его подправив. Согласно очевидным аятам благородного Корана, мусульманским женщинам было повелено укрывать все части тела, кроме лица и рук: «И не показывали украшений своих, кроме тех, которые видны снаружи. И пусть накрывают они платками (химаар) грудь свою» (Коран, сура «Свет», 31).
Химаар — платок, покрывающий голову и шею женщины. Но он не покрывает ее лица. В кораническом предложении «И не показывали украшений своих, кроме тех, которые видны снаружи» запрет касается намерения женщины, а исключение относится к самим видимым снаружи украшениям. То есть намеренное выставление напоказ сокрытых украшений является безнравственностью. Однако это означает, что нет греха в том, что видимыми остаются лицо, украшения, имеющиеся на лице и на руках, а также и красивая одежда, которую носит женщина.
«О Пророк, скажи женам твоим, и дочерям, и женам верующих надевать на себя покрывала (джилбааб). Так правильнее, дабы могли узнать их и дабы не причиняли им беспокойства. А Аллах — всегда Прощающий, Милосердный» (Коран, сура 33, «Союзники»: 59).
Джилбааб — накидка, укрывающая голову, шею, плечи и грудь женщины, но не скрывающая ее лица.
Несмотря на то, что ислам не аннулировал прекрасные обычаи арабов в том, что касается накидок для лица, в этих двух аятах благородный Коран не повелевает носить такие накидки. Исключение об украшениях, на которое указывает выражение «кроме тех, которые видны снаружи», упомянутое в предыдущем аяте, свидетельствует о разрешении открывать лицо. Украшения, имеющиеся на лице и на руках, согласно словам Мудрого Законодателя, включены в это исключение. А если не обязательно укрывать обычно всегда доступные взору украшения, имеющиеся на обычно всегда открытых взору частях тела, как лицо и руки, то, конечно, нет необходимости укрывать сами эти части тела.
Хиджаб, который несколько раз упоминается в аятах благородного Корана, хоть в переносном, хоть в прямом смысле, ни в каком своем значении не является известным нам материальным хиджабом.
Один вид хиджаба, и самый важный его вид, согласно священным аятам благородного Корана, является необходимым и законным. Этот хиджаб не относится к лицу или телу женщины, но подразумевает ее честь и права. Этот хиджаб не материальный кусок ткани, а ее достоинство, честь, невинность.
Для того чтобы женщина была уважаема, занимаемые ею комнаты были превращены в храм целомудренности и невинности. В них не разрешается входить без разрешения. Это также является и границей, не допускающей ее сношений с посторонними.
Жилище женщины является храмом, заповедной территорией. Оно подобно Каабе, это Бейт аль-Харам.
Совесть — это самое ценное украшение человека. А совесть для женщины является еще более ценным и священным украшением. Семейное счастье и благополучие целиком основаны на целомудрии, воспитании и достоинстве женщины. Каждый человек с развитым чувством собственного достоинства и чести предпочтет эту ценнейшую жемчужину любым другим ценностям. Он примет любое средство для ее сохранения.
В этом смысле хиджаб — это не покрывало для лица, а покров почтения, это дух культуры и основа нравственности. Нет сомнения в том, что это самое ценное сокровище женщины сохраняется силою благих деяний и благодатью воспитания. Если бы мужчины и женщины обладали достоинством и высокой воспитанностью, то, возможно, между ними не было бы и следа от недоверия, сомнений и непонимания. Если бы мужчина и женщина знали реальную цену целомудрия и ее силу, то отпала бы необходимость в накидке, скрывающей лицо. Если же женщина не знает цену целомудрию, то нет никакой пользы от того, что она прячет свое лицо за складками ткани. Если же женщина знает силу целомудрия, но мужчина относится к той породе, которая не имеет представления о ее ценности, то в этом случае хиджаб станет обязательной деталью и может быть полезным. Я не говорю о накидке для лица, но подразумеваю необходимость хиджаба как средства, ограждающего от путаницы и беспорядка. Совершенно очевидная необходимость такого рода хиджаба подтверждается не только указаниями благородного Корана или велениями мудрости, но жестокими уроками, которые преподносит нам жизнь, и бесчисленными жертвами западного мира. Поэтому любые рассуждения на эту тему подобны отрицанию очевидной истины, опыта и самого дневного света.
В сложившейся ситуации довольствование и удовлетворенность накидкой для лица в том виде, который она сегодня имеет на Востоке, означает распахнуть ворота для неисчислимого вреда и всех видов порока. Такое отношение, вне всякого сомнения, есть признак неимоверной беспечности.
«О Вы, кто веруете, не входите в дома Пророка, если только не позволено вам есть, не дождавшись, когда закончится приготовление пищи, — но если пригласили вас, то входите и, поев, расходитесь, не стремясь слушать разговоры. Воистину, досаждает это Пророку, но смущается он вас, а Аллах не смущается истины. А когда просите вы их о каких-нибудь вещах, то просите из-за занавеси. Так чище для ваших сердец и для их сердец. И не пристало вам беспокоить Посланца Аллаха, равно как и жениться на женах его после него. Воистину, греховно это в глазах Аллаха» (сура 33, «Ахзаб»: 53). В этом священном аяте обращается внимание на счастливую семейную жизнь благородного пророка, но нет упоминания о его женах — матерях правоверных. Это означает, что запрет на визиты без предварительной договоренности обусловлен не присутствием в домах женщин. В чужое жилище не дозволено входить даже в том случае, когда в нем никого нет. «Если же внутри никого нет, то не входите, пока не будет позволено вам» (Сура 24, «Ан-Нуур» (Свет): 28). Приведенный аят, несомненно, включает в свой круг и жилища пророка. Предложение «А когда просите вы их о каких-нибудь вещах» не относится к женам пророка. Далее в суре «Ахзаб», в
Несмотря на то, что священный аят «А когда просите вы их о каких-нибудь вещах, то просите из-за занавеси» охватывает всех женщин, он не является всеохватным в плане состояния ситуации. Ясность вносит ограничение «А когда просите вы их о каких-нибудь вещах...». Если ситуация не отвечает данному условию, то ограничение оказалось бы пустым выражением.
Если же объект ограничения имеет какое-либо значение, то в этом случае даже в таких простейших ситуациях, как обращение к какой-нибудь женщине с вопросом, требуется хиджаб, хиджаб уважения. Известно, что, когда речь идет о простых ситуациях, в мужской среде в большинстве случаев не соблюдаются правила почтительного отношения. В этом свете очевидна важность ограничения, определяющего правила обращения к женщинам. Иными словами, если даже в самых элементарных бытовых ситуациях требуется следовать правилам приличия и уважения, то такое уважение, конечно же, необходимо проявлять всегда и повсеместно.
Все дальнейшие предложения священного аята обращены к мужчинам. Таким образом, получается, что хиджаб выполняет свое предназначение в применении к мужчинам. Он имеет отношение к мужчинам. Согласно законам риторики и правилам синтаксиса, выражение «из-за занавеси» относится к тому, кто просит, обращается к женщине. Состояние обращающегося к женщине мужчины должно быть в своем роде «под хиджабом».
Откройте страницы Писания, взгляните на текст: все повеления, запреты и обращения, имеющиеся в этом священном аяте, обращены к мужчинам. В этом аяте нет ни одного повеления, ни одного слова, обращенного к женщинам. А коль так, можно ли вообще говорить о том, что хиджаб обязателен для женщин?
Поэтому слово «хиджааб», которое имеется в священном аяте: «... то просите из-за занавеси (хиджааб)» никоим образом не может означать покрывала, обернутого вокруг головы, лица и тела женщины. Я не оспариваю то, что слово «джилбааб» в одном из упомянутых аятов обращено к женщине. Однако джилбааб не скрывает женского лица.
Если мы взглянем на ясные указания этих трех аятов, в которых упоминаются химаар (мн.ч. хумур), джилбааб и хиджааб, то увидим, что в благородном Коране речь идет о двух видах хиджаба:
1) Укрывание всех частей тела, кроме рук и лица. Уложение о таком хиджабе ниспослано в обращенном к женщинам слове Господа посредством аятов «И пусть накрывают они платками (хумур) грудь свою...» (24: 31); «... надевать на себя покрывала (джилбааб)» (33: 59). Это о благопристойности женщин.
2) Хиджаб уважения. Священный аят «А когда просите вы их о каких-нибудь вещах, то просите из-за занавеси» ниспослан в качестве обращения к мужчинам. Такой хиджаб является обязанностью мужчин. Такой хиджаб означает состояние того, кто обращается к женщине, оставаясь в рамках приличия. Поэтому священный аят начинается словами: «... не входите в дома Пророка, если только не позволено вам...». В нем для примера выбрано самое вознесенное жилище и самая обычная жизненная ситуация. И на примере этой простейшей ситуации каждому члену уммы преподается урок самого почтительного отношения к каждой женщине. И это не чрезмерность (мубаалага), а красноречие (балаага).
Упомянутый здесь хиджаб подразумевает почтение и уважение женщины. В самом простом виде это означает стой за дверями (перед входом в) харема, проси оттуда, если есть необходимость. Если бы не было так, то в предложениях священного аята не осталось бы и следа порядка и красноречия. Это означало бы приписывание предложениям благородного Корана такого недостатка, как чрезмерное привлечение внимания к простому факту в трех аятах и полное отсутствие внимания к гораздо более важным моментам и ситуациям.
Совесть, как я уже говорил, является высшим украшением и правом любого человека, и в особенности женщины. Целомудрие, чистота и достоинство являются высшими добродетелями женщины. В этом свете краеугольным камнем семейного счастья и благополучия являются именно эти качества женщины.
Ислам предпочитает эти великоценные нравственные качества любым другим ценностям. И он принимает все средства и меры для воспитания и культивирования этих качеств.
Ислам не препятствует появлению женщин и девушек с открытым лицом в мечетях, школах и медресе, учебных заведениях, меджлисах и высоких собраниях. Но ислам категорически запрещает женщине склоняться к пошлости и вульгарности. Мораль ислама категорически запрещает опошление женщины на всякого рода вечеринках, балах, в объятиях посторонних. Не только ислам, но и семейные устои и сердца мужчин и женщин, домашнее благополучие, конечно же, запрещают такую вульгаризацию женщины.
Я сказал, что запрещает. Но не путем ограничения свободы человека, а путем благодатного наставления. Если человек слышал наставления закона и мудрости, но не поступает согласно указаниям мудрости, а поступает так, как ему угодно, нет на нем греха до тех пор, пока не совершит он порочное деяние. Но он находится в опасном положении.
Из книги
«Женщина в свете аятов Благородного Корана»
Бигиев М. Избранные труды в 2 т. Сост. и пер. с осман. А. Хайрутдинова. Т. 2 — Казань:
Татар. кн. изд-во, 2006. — С.