Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 160 /Февраль 2015/ Муса Бигиев: Хиджаб в благородном Коране
04.04.2015

Решения и законы, принятые под воздействием культурного уровня той или иной эпохи, актуальности времени, состояния мест­ности, естественного темперамента народа, требований ситуации и особенностей того или иного положения дел, называются естест­венным правом (ахкям вифакийа). В каждом ниспосланном с не­ба шариате, при условии отсутствия порока, устанавливаются или утверждаются именно такие законы. Такие законы имеют тенден­цию к изменению.

Совесть восходит к необходимым целям. Совесть каждого че­ловека столь же священна и неприкосновенна, как и его честь, репутация и сама его жизнь. Однако накидка для лица относится к естественному праву. Будучи средством достижения необходи­мой и желаемой цели и соответствуя врожденной нравственности народа, накидка для лица, к примеру, у арабов, была принята как отличительный знак. Ислам лишь усовершенствовал этот краси­вый обычай, немного его подправив. Согласно очевидным аятам благородного Корана, мусульманским женщинам было повелено укрывать все части тела, кроме лица и рук: «И не показывали украшений своих, кроме тех, которые видны снаружи. И пусть накрывают они платками (химаар) грудь свою» (Коран, сура «Свет», 31).

Химаар — платок, покрывающий голову и шею женщины. Но он не покрывает ее лица. В кораническом предложении «И не по­казывали украшений своих, кроме тех, которые видны снару­жи» запрет касается намерения женщины, а исключение отно­сится к самим видимым снаружи украшениям. То есть намерен­ное выставление напоказ сокрытых украшений является безнравст­венностью. Однако это означает, что нет греха в том, что види­мыми остаются лицо, украшения, имеющиеся на лице и на руках, а также и красивая одежда, которую носит женщина.

«О Пророк, скажи женам твоим, и дочерям, и женам веру­ющих надевать на себя покрывала (джилбааб). Так правиль­нее, дабы могли узнать их и дабы не причиняли им беспокойст­ва. А Аллах — всегда Прощающий, Милосердный» (Коран, сура 33, «Союзники»: 59).

Джилбааб — накидка, укрывающая голову, шею, плечи и грудь женщины, но не скрывающая ее лица.

Несмотря на то, что ислам не аннулировал прекрасные обы­чаи арабов в том, что касается накидок для лица, в этих двух аятах благородный Коран не повелевает носить такие накидки. Иск­лючение об украшениях, на которое указывает выражение «кро­ме тех, которые видны снаружи», упомянутое в предыдущем аяте, свидетельствует о разрешении открывать лицо. Украшения, имеющиеся на лице и на руках, согласно словам Мудрого Законо­дателя, включены в это исключение. А если не обязательно укры­вать обычно всегда доступные взору украшения, имеющиеся на обычно всегда открытых взору частях тела, как лицо и руки, то, конечно, нет необходимости укрывать сами эти части тела.

Хиджаб, который несколько раз упоминается в аятах благо­родного Корана, хоть в переносном, хоть в прямом смысле, ни в каком своем значении не является известным нам материальным хиджабом.

Один вид хиджаба, и самый важный его вид, согласно свя­щенным аятам благородного Корана, является необходимым и за­конным. Этот хиджаб не относится к лицу или телу женщины, но подразумевает ее честь и права. Этот хиджаб не материальный кусок ткани, а ее достоинство, честь, невинность.

Для того чтобы женщина была уважаема, занимаемые ею ком­наты были превращены в храм целомудренности и невинности. В них не разрешается входить без разрешения. Это также является и границей, не допускающей ее сношений с посторонними.

Жилище женщины является храмом, заповедной территори­ей. Оно подобно Каабе, это Бейт аль-Харам.

Совесть это самое ценное украшение человека. А совесть для женщины является еще более ценным и священным украше­нием. Семейное счастье и благополучие целиком основаны на це­ломудрии, воспитании и достоинстве женщины. Каждый человек с развитым чувством собственного достоинства и чести предпоч­тет эту ценнейшую жемчужину любым другим ценностям. Он при­мет любое средство для ее сохранения.

В этом смысле хиджаб  это не покрывало для лица, а покров почтения, это дух культуры и основа нравственности. Нет сомне­ния в том, что это самое ценное сокровище женщины сохраняется силою благих деяний и благодатью воспитания. Если бы мужчи­ны и женщины обладали достоинством и высокой воспитанностью, то, возможно, между ними не было бы и следа от недоверия, сом­нений и непонимания. Если бы мужчина и женщина знали реаль­ную цену целомудрия и ее силу, то отпала бы необходимость в накидке, скрывающей лицо. Если же женщина не знает цену це­ломудрию, то нет никакой пользы от того, что она прячет свое лицо за складками ткани. Если же женщина знает силу целомуд­рия, но мужчина относится к той породе, которая не имеет предс­тавления о ее ценности, то в этом случае хиджаб станет обяза­тельной деталью и может быть полезным. Я не говорю о накидке для лица, но подразумеваю необходимость хиджаба как средства, ограждающего от путаницы и беспорядка. Совершенно очевид­ная необходимость такого рода хиджаба подтверждается не толь­ко указаниями благородного Корана или велениями мудрости, но жестокими уроками, которые преподносит нам жизнь, и бесчис­ленными жертвами западного мира. Поэтому любые рассужде­ния на эту тему подобны отрицанию очевидной истины, опыта и самого дневного света.

В сложившейся ситуации довольствование и удовлетворен­ность накидкой для лица в том виде, который она сегодня имеет на Востоке, означает распахнуть ворота для неисчислимого вреда и всех видов порока. Такое отношение, вне всякого сомнения, есть признак неимоверной беспечности.

«О Вы, кто веруете, не входите в дома Пророка, если толь­ко не позволено вам есть, не дождавшись, когда закончится приготовление пищи, — но если пригласили вас, то входите и, поев, расходитесь, не стремясь слушать разговоры. Воистину, досаждает это Пророку, но смущается он вас, а Аллах не сму­щается истины. А когда просите вы их о каких-нибудь вещах, то просите из-за занавеси. Так чище для ваших сердец и для их сердец. И не пристало вам беспокоить Посланца Аллаха, рав­но как и жениться на женах его после него. Воистину, грехов­но это в глазах Аллаха» (сура 33, «Ахзаб»: 53). В этом священном аяте обращается внимание на счастливую семейную жизнь благородного пророка, но нет упоминания о его женах  матерях правоверных. Это означает, что запрет на визиты без предвари­тельной договоренности обусловлен не присутствием в домах жен­щин. В чужое жилище не дозволено входить даже в том случае, когда в нем никого нет. «Если же внутри никого нет, то не входите, пока не будет позволено вам» (Сура 24, «Ан-Нуур» (Свет): 28). Приведенный аят, несомненно, включает в свой круг и жилища пророка. Предложение «А когда просите вы их о каких-нибудь вещах» не относится к женам пророка. Далее в суре «Ахзаб», в 54-м аяте, говорится: «... нет вины на них (женщи­нах) перед отцами их, сыновьями их». Притяжательное место­имение «их», конечно же, подразумевает всех женщин. А сыно­вей у жен пророка не было.

Несмотря на то, что священный аят «А когда просите вы их о каких-нибудь вещах, то просите из-за занавеси» охватывает всех женщин, он не является всеохватным в плане состояния ситуации. Ясность вносит ограничение «А когда просите вы их о каких-нибудь вещах...». Если ситуация не отвечает данному условию, то ограничение оказалось бы пустым выражением.

Если же объект ограничения имеет какое-либо значение, то в этом случае даже в таких простейших ситуациях, как обраще­ние к какой-нибудь женщине с вопросом, требуется хиджаб, хиджаб уважения. Известно, что, когда речь идет о простых ситуа­циях, в мужской среде в большинстве случаев не соблюдаются правила почтительного отношения. В этом свете очевидна важность ограничения, определяющего правила обращения к женщинам. Иными словами, если даже в самых элементарных бытовых ситуациях требуется следовать правилам приличия и уважения, то такое уважение, конечно же, необходимо проявлять всегда и повсеместно.

Все дальнейшие предложения священного аята обращены к мужчинам. Таким образом, получается, что хиджаб выполняет свое предназначение в применении к мужчинам. Он имеет отношение к мужчинам. Согласно законам риторики и правилам синтаксиса, выражение «из-за занавеси» относится к тому, кто просит, обра­щается к женщине. Состояние обращающегося к женщине муж­чины должно быть в своем роде «под хиджабом».

Откройте страницы Писания, взгляните на текст: все повеле­ния, запреты и обращения, имеющиеся в этом священном аяте, обращены к мужчинам. В этом аяте нет ни одного повеления, ни одного слова, обращенного к женщинам. А коль так, можно ли вообще говорить о том, что хиджаб обязателен для женщин?

Поэтому слово «хиджааб», которое имеется в священном аяте: «... то просите из-за занавеси (хиджааб)» никоим образом не может означать покрывала, обернутого вокруг головы, лица и тела женщины. Я не оспариваю то, что слово «джилбааб» в одном из упомянутых аятов обращено к женщине. Однако джилбааб не скрывает женского лица. 31-й аят суры «Свет» обращен к жен­щинам, но химар, о котором там говорится, не закрывает лица.

Если мы взглянем на ясные указания этих трех аятов, в которых упоминаются химаар (мн.ч. хумур), джилбааб и хиджааб, то уви­дим, что в благородном Коране речь идет о двух видах хиджаба:

1) Укрывание всех частей тела, кроме рук и лица. Уложение о таком хиджабе ниспослано в обращенном к женщинам слове Господа посредством аятов «И пусть накрывают они платка­ми (хумур) грудь свою...» (24: 31); «... надевать на себя покры­вала (джилбааб)» (33: 59). Это о благопристойности женщин.

2) Хиджаб уважения. Священный аят «А когда просите вы их о каких-нибудь вещах, то просите из-за занавеси» ниспослан в качестве обращения к мужчинам. Такой хиджаб является обязан­ностью мужчин. Такой хиджаб означает состояние того, кто обра­щается к женщине, оставаясь в рамках приличия. Поэтому священ­ный аят начинается словами: «... не входите в дома Пророка, если только не позволено вам...». В нем для примера выбрано самое вознесенное жилище и самая обычная жизненная ситуация. И на примере этой простейшей ситуации каждому члену уммы препо­дается урок самого почтительного отношения к каждой женщине. И это не чрезмерность (мубаалага), а красноречие (балаага).

Упомянутый здесь хиджаб подразумевает почтение и уваже­ние женщины. В самом простом виде это означает стой за две­рями (перед входом в) харема, проси оттуда, если есть необхо­димость. Если бы не было так, то в предложениях священного аята не осталось бы и следа порядка и красноречия. Это означало бы приписывание предложениям благородного Корана такого недостатка, как чрезмерное привлечение внимания к простому факту в трех аятах и полное отсутствие внимания к гораздо более важным моментам и ситуациям.

Совесть, как я уже говорил, является высшим украшением и правом любого человека, и в особенности женщины. Целомуд­рие, чистота и достоинство являются высшими добродетелями женщины. В этом свете краеугольным камнем семейного счастья и благополучия являются именно эти качества женщины.

Ислам предпочитает эти великоценные нравственные качества любым другим ценностям. И он принимает все средства и меры для воспитания и культивирования этих качеств.

Ислам не препятствует появлению женщин и девушек с отк­рытым лицом в мечетях, школах и медресе, учебных заведениях, меджлисах и высоких собраниях. Но ислам категорически за­прещает женщине склоняться к пошлости и вульгарности. Мо­раль ислама категорически запрещает опошление женщины на вся­кого рода вечеринках, балах, в объятиях посторонних. Не только ислам, но и семейные устои и сердца мужчин и женщин, домаш­нее благополучие, конечно же, запрещают такую вульгаризацию женщины.

Я сказал, что запрещает. Но не путем ограничения свободы человека, а путем благодатного наставления. Если человек слы­шал наставления закона и мудрости, но не поступает согласно указаниям мудрости, а поступает так, как ему угодно, нет на нем греха до тех пор, пока не совершит он порочное деяние. Но он находится в опасном положении.

Из книги
«Женщина в свете аятов Благородного Корана»

Бигиев М. Избранные труды в 2 т. Сост. и пер. с осман. А. Хайрутдинова. Т. 2 — Казань:
Татар. кн. изд-во, 2006.
— С. 173–178.



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ИСЛАМСКАЯ МЫСЛЬ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.