Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам № 160 /Февраль 2015/ Муса Бигиев: Хиджаб в благородном Коране
04.04.2015

Решения и законы, принятые под воздействием культурного уровня той или иной эпохи, актуальности времени, состояния мест­ности, естественного темперамента народа, требований ситуации и особенностей того или иного положения дел, называются естест­венным правом (ахкям вифакийа). В каждом ниспосланном с не­ба шариате, при условии отсутствия порока, устанавливаются или утверждаются именно такие законы. Такие законы имеют тенден­цию к изменению.

Совесть восходит к необходимым целям. Совесть каждого че­ловека столь же священна и неприкосновенна, как и его честь, репутация и сама его жизнь. Однако накидка для лица относится к естественному праву. Будучи средством достижения необходи­мой и желаемой цели и соответствуя врожденной нравственности народа, накидка для лица, к примеру, у арабов, была принята как отличительный знак. Ислам лишь усовершенствовал этот краси­вый обычай, немного его подправив. Согласно очевидным аятам благородного Корана, мусульманским женщинам было повелено укрывать все части тела, кроме лица и рук: «И не показывали украшений своих, кроме тех, которые видны снаружи. И пусть накрывают они платками (химаар) грудь свою» (Коран, сура «Свет», 31).

Химаар — платок, покрывающий голову и шею женщины. Но он не покрывает ее лица. В кораническом предложении «И не по­казывали украшений своих, кроме тех, которые видны снару­жи» запрет касается намерения женщины, а исключение отно­сится к самим видимым снаружи украшениям. То есть намерен­ное выставление напоказ сокрытых украшений является безнравст­венностью. Однако это означает, что нет греха в том, что види­мыми остаются лицо, украшения, имеющиеся на лице и на руках, а также и красивая одежда, которую носит женщина.

«О Пророк, скажи женам твоим, и дочерям, и женам веру­ющих надевать на себя покрывала (джилбааб). Так правиль­нее, дабы могли узнать их и дабы не причиняли им беспокойст­ва. А Аллах — всегда Прощающий, Милосердный» (Коран, сура 33, «Союзники»: 59).

Джилбааб — накидка, укрывающая голову, шею, плечи и грудь женщины, но не скрывающая ее лица.

Несмотря на то, что ислам не аннулировал прекрасные обы­чаи арабов в том, что касается накидок для лица, в этих двух аятах благородный Коран не повелевает носить такие накидки. Иск­лючение об украшениях, на которое указывает выражение «кро­ме тех, которые видны снаружи», упомянутое в предыдущем аяте, свидетельствует о разрешении открывать лицо. Украшения, имеющиеся на лице и на руках, согласно словам Мудрого Законо­дателя, включены в это исключение. А если не обязательно укры­вать обычно всегда доступные взору украшения, имеющиеся на обычно всегда открытых взору частях тела, как лицо и руки, то, конечно, нет необходимости укрывать сами эти части тела.

Хиджаб, который несколько раз упоминается в аятах благо­родного Корана, хоть в переносном, хоть в прямом смысле, ни в каком своем значении не является известным нам материальным хиджабом.

Один вид хиджаба, и самый важный его вид, согласно свя­щенным аятам благородного Корана, является необходимым и за­конным. Этот хиджаб не относится к лицу или телу женщины, но подразумевает ее честь и права. Этот хиджаб не материальный кусок ткани, а ее достоинство, честь, невинность.

Для того чтобы женщина была уважаема, занимаемые ею ком­наты были превращены в храм целомудренности и невинности. В них не разрешается входить без разрешения. Это также является и границей, не допускающей ее сношений с посторонними.

Жилище женщины является храмом, заповедной территори­ей. Оно подобно Каабе, это Бейт аль-Харам.

Совесть это самое ценное украшение человека. А совесть для женщины является еще более ценным и священным украше­нием. Семейное счастье и благополучие целиком основаны на це­ломудрии, воспитании и достоинстве женщины. Каждый человек с развитым чувством собственного достоинства и чести предпоч­тет эту ценнейшую жемчужину любым другим ценностям. Он при­мет любое средство для ее сохранения.

В этом смысле хиджаб  это не покрывало для лица, а покров почтения, это дух культуры и основа нравственности. Нет сомне­ния в том, что это самое ценное сокровище женщины сохраняется силою благих деяний и благодатью воспитания. Если бы мужчи­ны и женщины обладали достоинством и высокой воспитанностью, то, возможно, между ними не было бы и следа от недоверия, сом­нений и непонимания. Если бы мужчина и женщина знали реаль­ную цену целомудрия и ее силу, то отпала бы необходимость в накидке, скрывающей лицо. Если же женщина не знает цену це­ломудрию, то нет никакой пользы от того, что она прячет свое лицо за складками ткани. Если же женщина знает силу целомуд­рия, но мужчина относится к той породе, которая не имеет предс­тавления о ее ценности, то в этом случае хиджаб станет обяза­тельной деталью и может быть полезным. Я не говорю о накидке для лица, но подразумеваю необходимость хиджаба как средства, ограждающего от путаницы и беспорядка. Совершенно очевид­ная необходимость такого рода хиджаба подтверждается не толь­ко указаниями благородного Корана или велениями мудрости, но жестокими уроками, которые преподносит нам жизнь, и бесчис­ленными жертвами западного мира. Поэтому любые рассужде­ния на эту тему подобны отрицанию очевидной истины, опыта и самого дневного света.

В сложившейся ситуации довольствование и удовлетворен­ность накидкой для лица в том виде, который она сегодня имеет на Востоке, означает распахнуть ворота для неисчислимого вреда и всех видов порока. Такое отношение, вне всякого сомнения, есть признак неимоверной беспечности.

«О Вы, кто веруете, не входите в дома Пророка, если толь­ко не позволено вам есть, не дождавшись, когда закончится приготовление пищи, — но если пригласили вас, то входите и, поев, расходитесь, не стремясь слушать разговоры. Воистину, досаждает это Пророку, но смущается он вас, а Аллах не сму­щается истины. А когда просите вы их о каких-нибудь вещах, то просите из-за занавеси. Так чище для ваших сердец и для их сердец. И не пристало вам беспокоить Посланца Аллаха, рав­но как и жениться на женах его после него. Воистину, грехов­но это в глазах Аллаха» (сура 33, «Ахзаб»: 53). В этом священном аяте обращается внимание на счастливую семейную жизнь благородного пророка, но нет упоминания о его женах  матерях правоверных. Это означает, что запрет на визиты без предвари­тельной договоренности обусловлен не присутствием в домах жен­щин. В чужое жилище не дозволено входить даже в том случае, когда в нем никого нет. «Если же внутри никого нет, то не входите, пока не будет позволено вам» (Сура 24, «Ан-Нуур» (Свет): 28). Приведенный аят, несомненно, включает в свой круг и жилища пророка. Предложение «А когда просите вы их о каких-нибудь вещах» не относится к женам пророка. Далее в суре «Ахзаб», в 54-м аяте, говорится: «... нет вины на них (женщи­нах) перед отцами их, сыновьями их». Притяжательное место­имение «их», конечно же, подразумевает всех женщин. А сыно­вей у жен пророка не было.

Несмотря на то, что священный аят «А когда просите вы их о каких-нибудь вещах, то просите из-за занавеси» охватывает всех женщин, он не является всеохватным в плане состояния ситуации. Ясность вносит ограничение «А когда просите вы их о каких-нибудь вещах...». Если ситуация не отвечает данному условию, то ограничение оказалось бы пустым выражением.

Если же объект ограничения имеет какое-либо значение, то в этом случае даже в таких простейших ситуациях, как обраще­ние к какой-нибудь женщине с вопросом, требуется хиджаб, хиджаб уважения. Известно, что, когда речь идет о простых ситуа­циях, в мужской среде в большинстве случаев не соблюдаются правила почтительного отношения. В этом свете очевидна важность ограничения, определяющего правила обращения к женщинам. Иными словами, если даже в самых элементарных бытовых ситуациях требуется следовать правилам приличия и уважения, то такое уважение, конечно же, необходимо проявлять всегда и повсеместно.

Все дальнейшие предложения священного аята обращены к мужчинам. Таким образом, получается, что хиджаб выполняет свое предназначение в применении к мужчинам. Он имеет отношение к мужчинам. Согласно законам риторики и правилам синтаксиса, выражение «из-за занавеси» относится к тому, кто просит, обра­щается к женщине. Состояние обращающегося к женщине муж­чины должно быть в своем роде «под хиджабом».

Откройте страницы Писания, взгляните на текст: все повеле­ния, запреты и обращения, имеющиеся в этом священном аяте, обращены к мужчинам. В этом аяте нет ни одного повеления, ни одного слова, обращенного к женщинам. А коль так, можно ли вообще говорить о том, что хиджаб обязателен для женщин?

Поэтому слово «хиджааб», которое имеется в священном аяте: «... то просите из-за занавеси (хиджааб)» никоим образом не может означать покрывала, обернутого вокруг головы, лица и тела женщины. Я не оспариваю то, что слово «джилбааб» в одном из упомянутых аятов обращено к женщине. Однако джилбааб не скрывает женского лица. 31-й аят суры «Свет» обращен к жен­щинам, но химар, о котором там говорится, не закрывает лица.

Если мы взглянем на ясные указания этих трех аятов, в которых упоминаются химаар (мн.ч. хумур), джилбааб и хиджааб, то уви­дим, что в благородном Коране речь идет о двух видах хиджаба:

1) Укрывание всех частей тела, кроме рук и лица. Уложение о таком хиджабе ниспослано в обращенном к женщинам слове Господа посредством аятов «И пусть накрывают они платка­ми (хумур) грудь свою...» (24: 31); «... надевать на себя покры­вала (джилбааб)» (33: 59). Это о благопристойности женщин.

2) Хиджаб уважения. Священный аят «А когда просите вы их о каких-нибудь вещах, то просите из-за занавеси» ниспослан в качестве обращения к мужчинам. Такой хиджаб является обязан­ностью мужчин. Такой хиджаб означает состояние того, кто обра­щается к женщине, оставаясь в рамках приличия. Поэтому священ­ный аят начинается словами: «... не входите в дома Пророка, если только не позволено вам...». В нем для примера выбрано самое вознесенное жилище и самая обычная жизненная ситуация. И на примере этой простейшей ситуации каждому члену уммы препо­дается урок самого почтительного отношения к каждой женщине. И это не чрезмерность (мубаалага), а красноречие (балаага).

Упомянутый здесь хиджаб подразумевает почтение и уваже­ние женщины. В самом простом виде это означает стой за две­рями (перед входом в) харема, проси оттуда, если есть необхо­димость. Если бы не было так, то в предложениях священного аята не осталось бы и следа порядка и красноречия. Это означало бы приписывание предложениям благородного Корана такого недостатка, как чрезмерное привлечение внимания к простому факту в трех аятах и полное отсутствие внимания к гораздо более важным моментам и ситуациям.

Совесть, как я уже говорил, является высшим украшением и правом любого человека, и в особенности женщины. Целомуд­рие, чистота и достоинство являются высшими добродетелями женщины. В этом свете краеугольным камнем семейного счастья и благополучия являются именно эти качества женщины.

Ислам предпочитает эти великоценные нравственные качества любым другим ценностям. И он принимает все средства и меры для воспитания и культивирования этих качеств.

Ислам не препятствует появлению женщин и девушек с отк­рытым лицом в мечетях, школах и медресе, учебных заведениях, меджлисах и высоких собраниях. Но ислам категорически за­прещает женщине склоняться к пошлости и вульгарности. Мо­раль ислама категорически запрещает опошление женщины на вся­кого рода вечеринках, балах, в объятиях посторонних. Не только ислам, но и семейные устои и сердца мужчин и женщин, домаш­нее благополучие, конечно же, запрещают такую вульгаризацию женщины.

Я сказал, что запрещает. Но не путем ограничения свободы человека, а путем благодатного наставления. Если человек слы­шал наставления закона и мудрости, но не поступает согласно указаниям мудрости, а поступает так, как ему угодно, нет на нем греха до тех пор, пока не совершит он порочное деяние. Но он находится в опасном положении.

Из книги
«Женщина в свете аятов Благородного Корана»

Бигиев М. Избранные труды в 2 т. Сост. и пер. с осман. А. Хайрутдинова. Т. 2 — Казань:
Татар. кн. изд-во, 2006.
— С. 173–178.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.