Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам № 160 /Февраль 2015/ ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ВЕРЫ
04.04.2015

Аллах в Священном Коране в суре «аль-Фуркан» упомянул качества, присущие ибаду ар-Рахман, рабам Милостивого.

Коранический аят гласит: «[Они те] кто молит Бога: „Господи, даруй нам из числа жен наших, а также детей и потомков, радость для очей [пусть всегда будут они радовать нас своей верностью, усердием и богобоязненностью]. И сделай нас образцом (положительным примером) для людей набожных“» [См.: Св. Коран, 25:74.].

Эта мольба, с которой верующий взывает к своему Создателю, затрагивает важную часть нашей жизни — семейную. Семья является важной основой для спокойной счастливой жизни. Она не только служит претворению в жизнь замысла продолжения рода человеческого, но и помогает быть на страже своего духовного мира, сохранять внутреннее спокойствие, раскрывать красоты мирской жизни, а также преодолевать многие превратности судьбы. Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кому Всевышний дал возможность найти благочестивую спутницу жизни, тому Он помог в половине веры. И пусть такой человек не забывает проявлять богобоязненность во второй половине [веры]» [См.: «Ас-Суюты Дж. Аль-джами» ас-сагыр. С. 527, хадис № 8704, «сахих»].

Священный Коран повествует: «Среди Его знамений то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом — знамение для людей размышляющих» [См.: Св. Коран, 30:21.]. При создании полноценной семьи с учетом всех предписаний религии каждого охватывает чувство, что ты встретил бесконечно ценного для тебя человека, рядом с которым обрел себя настоящего. И это чувство исходит из глубины нашей души. Ты находишь в своем спутнике жизни успокоение, проникаешься чувством любви и милосердия. Но проходит месяц, год или три, и на смену бурным переживаниям, чувству нежности и любви приходят ссоры и накатывает раздражение. Мысли о том, что любовь прошла, не дают покоя, и кажется, если не завершить отношения сейчас, впереди супругов ждет лишь череда мрачных, тоскливых лет...

Почему же наряду с Божественными и пророческими повествованиями о важности и ценности семьи мы часто слышим о внутрисемейных ссорах, которые подчас заканчиваются словами развода? Причем нередко впоследствии оба сожалеют, ищут пути разрешения проблемы, даже вспоминают слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Разрешенным, но самым ненавистным пред Всевышним является развод» [См.: «Ас-Суюты Дж. Аль-джами» ас-сагыр. С. 10, хадис № 53, «сахих»].

Почему же так происходит? Величайшее заблуждение — считать, что семейные отношения прерываются, когда уходит влюбленность. На самом деле пары расстаются потому, что теряется другое чувство — чувство ответственности пред Всевышним и друг перед другом. Многие века назад посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Каждый из вас ответственен за свое управление: имам ответственен за тех, кто за ним, и будет спрошен о них; муж — глава семьи, и [он] ответственен за нее (свою семью); жена ответственна за домашний очаг [за домашнее хозяйство], за что и будет спрошена... Каждый из вас — управляющий, и будет спрошен за управляемое им» [См.: «Ас-Суюты Дж. Аль-джами» ас-сагыр. С. 396, хадис № 6370, «сахих»].

Вступив в брачный союз, человек берет на себя ответственность, за которую и будет спрошен пред самим Всевышним. Когда мы одни, мы отвечаем лишь за себя: свои поступки, дела, слова, устремления, намерения. Но когда мы становимся частью семьи, ответственность значительно приумножается. И если мы не смогли на основе многих предписаний Аллаха воспитать в себе данное важное качество, то сохранение гармоничных внутрисемейных отношений может оказаться под вопросом.

Возможной причиной семейных трений и проблем является и то, что люди не работают над такой чертой своего характера, которая в Коране и хадисах называется «солах», то есть правильность, праведность, благочестие. Причем данное слово в коранических и пророческих повествованиях употребляется обычно именно в контексте семьи. Священный Коран гласит: «Сочетайтесь браком с людьми благочестивыми, благонравными. Если кто-то из вас будет беден, Всевышний обогатит вас по милости Своей» [См.: Св. Коран, 24:32]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Данный бренный мир — это то, что приобретаемо, чем человек пользуется, наслаждается. Наилучшее же, что можно приобрести в нем, — благочестивая, благонравная супруга [для юноши, ну а для девушки — правильный, благочестивый супруг]» [См.: «Ас-Суюты Дж. Аль-джами» ас-сагыр. С. 260, хадис № 4279, «сахих»].

Также есть множество достоверных хадисов подчеркивающих важность наличия в супруге благочестия для ощущения полного счастья в мирской обители [См.: «Ас-Суюты Дж. Аль-джами» ас-сагыр. Хадис № 918, 3438, 3508]. Часто ли мы вспоминаем подобные аяты и хадисы, пытаясь применить теорию на практике? Некоторые создают семьи по инерции, не задумываясь, чего они ждут в итоге от совместной жизни. Порой отсутствие общих целей и идеалов способно разрушить отношения гораздо быстрее, чем ссоры и конфликты. Важно совместное духовное развитие. Но не так, что один духовно растет, поднимается и взлетает, а другому не до духовного роста, ему бы лишь с повседневными заботами справиться. Так и возникает кризис в отношениях супругов.

Как же быть? Смириться, терпеть или расходиться? Лишь слабовольный бросит все и уйдет на поиски лучшего, не имея никакой гарантии, что все не повторится. Важно усвоить: долгие отношения не могут быть абсолютно безоблачными, и от того, насколько вы понимаете друг друга, зависит прочность отношений. Важно терпеливо и мирно обговаривать друг с другом проблемные моменты. Важно контролировать свои переживания и учиться видеть себя со стороны. Некоторые предпочитают не задумываться над своим поведением, отрицают трудности в общении, не обсуждают их. Общение важно, потому что нет иного пути, чтобы совместно разрешить некоторые сложности во взаимоотношениях. Также важно умение слушать и слышать друг друга. Без этого общение просто не получится: вместо диалога будут звучать два монолога.

Многие живут в ожидании чего-то большего и не ценят того, что происходит каждый день. Семья — Божий дар, который нужно беречь. «Данный бренный мир — это то, что приобретаемо, чем человек пользуется, наслаждается. Наилучшее же, что можно приобрести в нем — благочестивая, благонравная супруга» [См.: «Ас-Суюты Дж. Аль-джами» ас-сагыр. С. 260, хадис № 4279, «сахих»]. Различия между мужчиной и женщиной должны обогащать нашу жизнь стремлением к гармонии, возможностью внутренне расти и совершенствоваться вместе. Семейные отношения необходимо строить вдвоем. Причем каждый день и на протяжении всей совместной жизни. И тогда можно быть уверенными, что мы встали на истинный путь, приближающий нас к ибаду ар-Рахман.

«[Они те] кто молит Бога: „Господи, даруй нам из числа жен наших, а также детей и потомков радость для очей. И сделай нас образцом для людей набожных“» [См.: Св. Коран, 25:74].

Муфтий Ильдар Аляутдинов,

Главный имам-хатыб Московской Соборной мечети



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2019 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.