Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 160 /Февраль 2015/ ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ВЕРЫ
04.04.2015

Аллах в Священном Коране в суре «аль-Фуркан» упомянул качества, присущие ибаду ар-Рахман, рабам Милостивого.

Коранический аят гласит: «[Они те] кто молит Бога: „Господи, даруй нам из числа жен наших, а также детей и потомков, радость для очей [пусть всегда будут они радовать нас своей верностью, усердием и богобоязненностью]. И сделай нас образцом (положительным примером) для людей набожных“» [См.: Св. Коран, 25:74.].

Эта мольба, с которой верующий взывает к своему Создателю, затрагивает важную часть нашей жизни — семейную. Семья является важной основой для спокойной счастливой жизни. Она не только служит претворению в жизнь замысла продолжения рода человеческого, но и помогает быть на страже своего духовного мира, сохранять внутреннее спокойствие, раскрывать красоты мирской жизни, а также преодолевать многие превратности судьбы. Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кому Всевышний дал возможность найти благочестивую спутницу жизни, тому Он помог в половине веры. И пусть такой человек не забывает проявлять богобоязненность во второй половине [веры]» [См.: «Ас-Суюты Дж. Аль-джами» ас-сагыр. С. 527, хадис № 8704, «сахих»].

Священный Коран повествует: «Среди Его знамений то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом — знамение для людей размышляющих» [См.: Св. Коран, 30:21.]. При создании полноценной семьи с учетом всех предписаний религии каждого охватывает чувство, что ты встретил бесконечно ценного для тебя человека, рядом с которым обрел себя настоящего. И это чувство исходит из глубины нашей души. Ты находишь в своем спутнике жизни успокоение, проникаешься чувством любви и милосердия. Но проходит месяц, год или три, и на смену бурным переживаниям, чувству нежности и любви приходят ссоры и накатывает раздражение. Мысли о том, что любовь прошла, не дают покоя, и кажется, если не завершить отношения сейчас, впереди супругов ждет лишь череда мрачных, тоскливых лет...

Почему же наряду с Божественными и пророческими повествованиями о важности и ценности семьи мы часто слышим о внутрисемейных ссорах, которые подчас заканчиваются словами развода? Причем нередко впоследствии оба сожалеют, ищут пути разрешения проблемы, даже вспоминают слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Разрешенным, но самым ненавистным пред Всевышним является развод» [См.: «Ас-Суюты Дж. Аль-джами» ас-сагыр. С. 10, хадис № 53, «сахих»].

Почему же так происходит? Величайшее заблуждение — считать, что семейные отношения прерываются, когда уходит влюбленность. На самом деле пары расстаются потому, что теряется другое чувство — чувство ответственности пред Всевышним и друг перед другом. Многие века назад посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Каждый из вас ответственен за свое управление: имам ответственен за тех, кто за ним, и будет спрошен о них; муж — глава семьи, и [он] ответственен за нее (свою семью); жена ответственна за домашний очаг [за домашнее хозяйство], за что и будет спрошена... Каждый из вас — управляющий, и будет спрошен за управляемое им» [См.: «Ас-Суюты Дж. Аль-джами» ас-сагыр. С. 396, хадис № 6370, «сахих»].

Вступив в брачный союз, человек берет на себя ответственность, за которую и будет спрошен пред самим Всевышним. Когда мы одни, мы отвечаем лишь за себя: свои поступки, дела, слова, устремления, намерения. Но когда мы становимся частью семьи, ответственность значительно приумножается. И если мы не смогли на основе многих предписаний Аллаха воспитать в себе данное важное качество, то сохранение гармоничных внутрисемейных отношений может оказаться под вопросом.

Возможной причиной семейных трений и проблем является и то, что люди не работают над такой чертой своего характера, которая в Коране и хадисах называется «солах», то есть правильность, праведность, благочестие. Причем данное слово в коранических и пророческих повествованиях употребляется обычно именно в контексте семьи. Священный Коран гласит: «Сочетайтесь браком с людьми благочестивыми, благонравными. Если кто-то из вас будет беден, Всевышний обогатит вас по милости Своей» [См.: Св. Коран, 24:32]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Данный бренный мир — это то, что приобретаемо, чем человек пользуется, наслаждается. Наилучшее же, что можно приобрести в нем, — благочестивая, благонравная супруга [для юноши, ну а для девушки — правильный, благочестивый супруг]» [См.: «Ас-Суюты Дж. Аль-джами» ас-сагыр. С. 260, хадис № 4279, «сахих»].

Также есть множество достоверных хадисов подчеркивающих важность наличия в супруге благочестия для ощущения полного счастья в мирской обители [См.: «Ас-Суюты Дж. Аль-джами» ас-сагыр. Хадис № 918, 3438, 3508]. Часто ли мы вспоминаем подобные аяты и хадисы, пытаясь применить теорию на практике? Некоторые создают семьи по инерции, не задумываясь, чего они ждут в итоге от совместной жизни. Порой отсутствие общих целей и идеалов способно разрушить отношения гораздо быстрее, чем ссоры и конфликты. Важно совместное духовное развитие. Но не так, что один духовно растет, поднимается и взлетает, а другому не до духовного роста, ему бы лишь с повседневными заботами справиться. Так и возникает кризис в отношениях супругов.

Как же быть? Смириться, терпеть или расходиться? Лишь слабовольный бросит все и уйдет на поиски лучшего, не имея никакой гарантии, что все не повторится. Важно усвоить: долгие отношения не могут быть абсолютно безоблачными, и от того, насколько вы понимаете друг друга, зависит прочность отношений. Важно терпеливо и мирно обговаривать друг с другом проблемные моменты. Важно контролировать свои переживания и учиться видеть себя со стороны. Некоторые предпочитают не задумываться над своим поведением, отрицают трудности в общении, не обсуждают их. Общение важно, потому что нет иного пути, чтобы совместно разрешить некоторые сложности во взаимоотношениях. Также важно умение слушать и слышать друг друга. Без этого общение просто не получится: вместо диалога будут звучать два монолога.

Многие живут в ожидании чего-то большего и не ценят того, что происходит каждый день. Семья — Божий дар, который нужно беречь. «Данный бренный мир — это то, что приобретаемо, чем человек пользуется, наслаждается. Наилучшее же, что можно приобрести в нем — благочестивая, благонравная супруга» [См.: «Ас-Суюты Дж. Аль-джами» ас-сагыр. С. 260, хадис № 4279, «сахих»]. Различия между мужчиной и женщиной должны обогащать нашу жизнь стремлением к гармонии, возможностью внутренне расти и совершенствоваться вместе. Семейные отношения необходимо строить вдвоем. Причем каждый день и на протяжении всей совместной жизни. И тогда можно быть уверенными, что мы встали на истинный путь, приближающий нас к ибаду ар-Рахман.

«[Они те] кто молит Бога: „Господи, даруй нам из числа жен наших, а также детей и потомков радость для очей. И сделай нас образцом для людей набожных“» [См.: Св. Коран, 25:74].

Муфтий Ильдар Аляутдинов,

Главный имам-хатыб Московской Соборной мечети



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.