Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 160 /Февраль 2015/ НЕСКОЛЬКО СВЯЩЕННЫХ АЯТОВ О ЖЕНЩИНАХ
04.04.2015

4:1: «О человечество! Бойтесь вашего Защитника Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и от них обоих рассыпал (как семена) множество мужчин и женщин. Бойтесь Аллаха, через Которого вы требуете свои взаимные (права) и проявите заботу о лонах (что родили вас), потому что Аллах постоянно следит за вами».

Арабское слово нафс может означать:

1) душа,

2) самость,

3) личность, живой человек,

4) добрая воля, пожелание, как к примеру, в нижеследующем аяте 4:4

При толковании значения слов мин­ха мы придерживаемся конструкции, предложенной имамом ар­Рази. Тогда можно было бы предположить, что предлог мин здесь представляет собой не часть или начало, источник чего-либо другого, а является разновидностью, сущностью, подобием чего-то. Местоимение ха, безусловно, относится к слову нафс. Библейская история создания Евы из ребра Адама может носить иносказательный, аллегорический смысл, и нет необходимости причислять ее к кораническому учению.

Все наши права и обязанности по отношению друг к другу в первую очередь относятся и обращены к Всевышнему. Все мы — Его создания, и Его воля является для нас критерием и мерилом добра и справедливости; и наш долг и обязанности определяются и оцениваются тем, насколько они отвечают и соответствуют Его воле. «Наши желания остаются нашими лишь до того, чтобы сделаться Твоими», — говорит Теннисон в «In Memoriam». Наши взаимные права и обязанности, касающиеся межличностных отношений, проистекают из закона Всевышнего, из чувства справедливости, что Он внушил нам.

Одной из наиболее удивительных и таинственных загадок природы человека является его половая принадлежность. Погрязший в духовных заблуждениях мужчина в своей гордыне физическим превосходством склонен забывать о крайне важной роли, которую играет женщина в самом его существовании и во всех общественных отношениях, происходящих в нашем человеческом сообществе. Мы должны всегда оказывать глубокое почитание и благоговейное внимание матери, которая произвела нас на свет. Мы также должны с уважением относиться к супруге, благодаря которой мы обрели счастье отцовства. Физическая близость между мужчиной и женщиной, решающее значение которой на нашу физическую жизнь столь велико и которая оказывает такое сильное воздействие на наше эмоциональное и высшее духовное состояние, заслуживает не нашего страха, не нашего пренебрежения или презрения или же шутливого снисхождения, а нашего почтения и уважения в самом высоком смысле этого слова. После этого вполне уместного здесь вступления мы приступаем к обсуждению вопросов, касающихся женщин, сирот и семейных отношений.

2:228: «Женщины должны иметь права, равные правам, которые имеют на них, в соответствии со справедливым обычаем. Но мужчины превыше их в некоторой степени. Аллах превознесен в могуществе, Мудр».

Разница в экономическом положении между мужчиной и женщиной обычно обусловливает несколько большие права и возможности мужчины. Однако в аяте 4:34 говорится об обязанностях мужчины заботиться о материальном положении женщины, что также объясняется разницей их физических возможностей. Исходя из этого, можно говорить о равноправии мужчины и женщины перед законом, а при определенных обстоятельствах обязательна и особая защита лиц слабого пола.

4:34: «Мужчины — защитники и попечители женщин, потому что Аллах дал одним из них больше (сил), чем другим, и потому, что они расходуют из своего имущества, чтобы поддержать их. Поэтому праведные женщины покорны и хранят в (отсутствие мужей), что Аллах предназначил им хранить».

Если мужчины названы каввамун — это всего лишь значит, что они содержат женщин за счет того, чем Аллах возвышает одних над другими.

Или же это предложение можно перевести как: «храните и защищайте (интересы мужа) в его отсутствие так, как сохранил их Всевышний Аллах». Если мы согласимся с приводимым в тексте вариантом перевода, смысл этой фразы будет означать: хорошая примерная жена в присутствии своего мужа послушна и приветлива, а в его отсутствие хранит его репутацию и имущество, а также бережет свою честь и достоинство, как предписано Аллахом. Если же мы примем перевод, предложенный в данном комментарии, мы получим тот же результат, но другим путем: хорошая примерная жена в отсутствие своего мужа не забывая о том, что Всевышний обеспечил ей такое надежное положение быть под защитой и покровительством кого-то, сделает все, чтобы оправдать и быть достойной этой милости, сохраняя и сберегая имущество и репутацию мужа и не роняя своего достоинства и целомудрия.

30:21: «Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие (в сердцах). Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих».

Это относится к чудесной загадке пола. Дети рождаются в результате объединения полов. Всегда только женщины способны дать новую жизнь, как мужского, так и женского пола. И участие отца также необходимо, как и участие матери, для появления на свет дочерей.

Духовно неразвитым мужчинам свойственна агрессивность, но для нормальных взаимоотношений между отцом и матерью, создавшими семью, характерно спокойствие и доброжелательность. Рыцарское отношение мужчин по отношению к противоположному полу является даром Аллаха. Дружба между двумя мужчинами отличается по качеству и темпераменту от чувств, которые проявляют духовно неиспорченные мужчины и женщины. Между ними существует любовь и нежность особого рода. И поскольку женщина является более слабым созданием, то нежность может быть проявлением доброты, милости, которую сильный должен оказывать по отношению к слабому.

33:59: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя свои покрывала (вне дома). Их будут легче узнавать (таковыми) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный».

Это относится ко всем мусульманским женщинам, как членам семьи Пророка, так и остальным. Их просят прикрывать свои украшения, когда они выходят из дому.

Джильбаб, мн. ч. от джалабиб: длинная одежда наподобие платья, покрывающая все тело, или же плащ, покрывающий грудь.

Цель этого предписания — не ограничить свободу женщин, но защитить их от назойливых приставаний. На Востоке и Западе одежда всегда была знаком почета или различия как для мужчин, так и для женщин. Это можно проследить и в самых древних цивилизациях. Ассирийский закон в период расцвета Ассирии (VII в. до н. э.) приветствовал скромную, скрывающую тело одежду для замужних женщин и запрещал таковую рабыням и женщинам низкого происхождения.

То есть если мусульманка искренне пытается соблюдать это правило, но из-за человеческой слабости не сможет достичь идеала, то Аллах прощающ и милосерд.

24:31: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свою скромность. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые (обычно) видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, — быть может, вы преуспеете».

Необходимо быть скромными как мужчинам, так и женщинам. Но из-за различия полов по природе, темпераменту и роли в общественной жизни большая степень защиты требуется женщинам, нежели мужчинам, особенно в одежде и покрывании груди.

Зинат означает как природную красоту, так и искусственные украшения. Мы полагаем, здесь подразумевается и то, и другое, но главным образом первое. Женщин просят не показывать свою фигуру никому, за исключением лиц, упомянутых ниже: 1) своему мужу, 2) своим ближайшим родственникам, перед которыми допустимо показываться в легкой одежде, 3) своим женщинам, 4) невольникам мужского и женского пола, поскольку подразумевается необходимость их постоянного присутствия — но после отмены рабства этот пункт утрачивает силу; 5) мужчинам, свободным от сексуального желания, которые часто заходят к ним в дом, 6) детям и подросткам до тех пор, пока они не почувствуют половое влечение (ср. с аятом 33:59).

Это один из приемов, при помощи которого кокетливые женщины привлекали к себе внимание, ударяя ногой по ноге, из-за чего украшения звенели.

Вместе с детальным описанием достойного поведения нам ясно напоминают, что главное, о чем мы должны заботиться, — это духовное благополучие. Вся наша короткая жизнь на земле — испытание, и мы должны подчинить свою личную и общественную жизнь единой цели — стремлению к святости, чтобы мы смогли достичь истинного блаженства, которое является целью нашего духовного стремления.

Перевод смыслов и комментарий Корана
Абдулла Юсуф Али

Священный Коран: перевод на русский язык с комментариями Абдуллы Юсуфа Али /
Москва: ИД «Медина», 2015



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.