Поскольку месяц рождества Пророка пришёлся в этом году на гражданские новогодние праздники и совпал с актом террора в Париже и массовой антиисламской кампанией из-за очередного витка «карикатурного скандала», я хотел бы также сказать несколько слов о событиях, поставивших имя нашего дорогого Пророка (мир ему) в центр внимания всей мировой прессы. В нашем мире так много злодеяний, что парадоксальным образом «Милость для миров», «Свет Создателя»... выявляет контрасты нашего мира! Обнажает несправедливость, боль и страдание.
Последний год показал, что нападкам на Бога, на традиции веры Авраамовой подверглись сторонники разных её направлений. Активистка движения Femen разделась на площади Святого Петра в Ватикане после Рождественского послания Папы Римского Франциска, а затем попыталась прорваться через ограждения к вертепу, установленному у рождественской ели, чтобы похитить фигуру младенца Иисуса (мир ему). А ранее схожее по духу политизированное действо учинили в храме Христа Спасителя в Москве. В священном для всех последователей «небесных религий» граде Иерусалиме проходят публично парады содомитов.
Увы, такие гримасы нео-атеизма уже стали не редкостью. К ним, по логике вещей, добавляются акции просто душевнобольных людей. Так что в этом контексте кощунственные карикатуры и неадекватный террор, в сочетании с закулисными играми спецслужб, в январском Париже — приметы нашего времени. Суть их, как мне видится — в атаке тех, кто негодует против веры «детей Авраама — Ибрахима, мир ему!». И, следовательно, это наша общая боль и забота — выявить духовные корни и помочь оступившимся и совершившим преступления.
Для этого — прочитаем новыми глазами, в свете сегодняшних событий, известные вот уже более 1400 лет слова из Священного Корана. И дадим себе ответ: а сам Пророк Мухаммад (мир ему) как бы отнёсся к карикатурам в парижском журнале, поднял бы меч, плюнул бы в лицо?.. Как он отвечал мекканцам, гнавшим его, как действовал перед выходками обидчиков и яростных противников? Каким мы знаем Пророка (мир ему) — и как это знание отражается в наших реакциях сегодня?
Аяты
Далее в 46 аяте подробнее раскрывается двуличие и уклончивость, лживость многих людей, слышащих «слово Бога», «волю Бога» — но увиливающих от исполнения, искажающих их. «Мы слышали, но не повинуемся!»
Разве это не о тех парижских нео-либералах-карикатуристах сказано — «они кривят своими языками и поносят религию»?
И разве не о тех, кто сегодня надевает на себя таблички «Я Шарли» там, в 49 аяте сказано: «Разве ты не видел тех, которые восхваляют сами себя?»
Что значит «восхвалять самого себя» с точки зрения философской, религиозной? Это предельный эгоцентризм. «Человек превыше всего!» и «человек — мера всех вещей!» — вот лозунги, с которых так внешне красиво и оптимистично начался Ренессанс в Европе, потом развился в эпоху Просвещения — затем прошёл многократное усиление в немецкой философии и, наконец, в так называемой Франкфуртской школе сформулировал идеи ультралиберализма! Те, кто не знаком с этой эволюцией внерелигиозной и затем прямо антирелигиозной мысли — прошу вас, не поленитесь, изучите эту поучительную историю. Поучительна она в свете Корана. В свете тех аятов, которые мы сейчас вспоминаем.
Очень актуальны мысли аята 51: «Они веруют в джибта и тагута и говорят тем, кто отрицает веру: „Эти следуют более верным путём, чем те, кто уверовал“»
Арабские многозначные термины могут открыть свои новые смыслы именно в свете «парижской карикатур-трагедии»: джибт это в данном контексте «идол, святыня вместо Бога» — а разве не таково это ультралиберальное упоение «свободой»? Тагут — это «переходящий границы, грешник и, опять-таки идол, анти-божество».
Что, по слову Корана, уготовано таким людям, новым богоборцам XXI века? Проклятие Аллаха. То есть — Создатель этих существ осуждает их и лишает Своей милости, смысла жизни и самой жизни... Горькая участь! Горе тем, кто — слушая и слыша призывы Творца миров — ловчит и искривляет сам себе и мысли и всю свою судьбу. Как мы, верующие и слышащие, слышащие и следующие Творцу — должны относиться к отступникам? Они сами в себе несут страшное наказание.
Они могли встать на путь жизни — Прямой путь следования заповедям Творца... но избрали не свет, а тьму... «Если вы услышите, как отвергают знамения Божьи и насмехаются над ними [над религией], то не садитесь с ними [не обращайте на них внимания] до тех пор, пока они не отвлекутся другим разговором [делом]». Всевышний против того, «чтобы вы уподобились им», — говорит Создатель в суре «ан-Ниса» (аят 140)
И всё же я хотел бы закончить это Рождественское послание не на такой горькой и печальной теме — но, напротив — самой известной молитвой Пророка Мухаммада (мир ему), которую сохранила для нас традиция, так называемой «молитвой о Свете». Давайте каждый произнесёт её искренне, для себя:
«О Аллах, ниспошли свет моему сердцу, и свет моему языку, и свет моему слуху, и свет моему зрению, и свет моим чувствам, и свет всему моему телу, и свет передо мной, и свет позади меня. Дай, молю Тебя, свет моей правой руке, и свет моей левой руке, и свет надо мной, и свет подо мной. О Аллах, приумножь свет во мне, и ниспошли мне свет, и сделай меня просветлённым!»
Аминь!
Муфтий шейх
Равиль Гайнутдин