Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 159/Январь 2015/Вера в пророков и посланников Божьих
28.02.2015
Иллюстрация

Согласно исламскому вероубеждению, начиная с сотворения человечества, Всевышний Аллах ниспосылал племенам и народам пророков и посланников с целью донести до своих современников истину о Единобожии, о воздаянии праведникам и грешникам, об исчезнувших под тяжестью содеянных грехов племенах и цивилизациях, о необходимости следования Божественным предписаниям.

Согласно Корану (10:47), не было на земле ни одной общины, к которой не приходил бы посланник Аллаха.

Пророки, известные по именам

Среди пророков, которые известны по именам непосредственно из Корана:

Адам, Идрис, Нух (библ. Ной), Худ, Салих, Ибрахим (Авраам), Лут (Лот), Исхак (Исаак), Исмаил (Измаил), Йакуб (Иаков), Йусуф (Иосиф), Шуайб, Аййуб (Иов), Муса (Моисей), Харун (Аарон), Давуд (Давид), Сулейман (Соломон), Ильяс (Илия), аль-Йасаа (Елисей), Йунус (Иона), Зуль-Кифль (возможно: Иезекииль), Закария (Захария), Яхья (Иоанн Предтеча), Иса (Иисус), Мухаммад.

Также в Исламе признаются некоторые из пророков, не упоминающиеся в Коране по имени, но известные по хадисам или риваятам. Среди них: Шис (Сиф), Йуша бин Нун (Иисус Навин), Шамуиль (Самуил), Данияль (Даниил).

О некоторых из людей, которых почитают как пророков в других религиозных традициях, учеными говорится, что, возможно, они действительно были пророками, получавшими Откровения от Всевышнего. Однако, по причине отсутствия точных подтверждающих источников, полной уверенности в этом нет. Одним из таких людей является Заратуштра (Зороастр), который почитается в Зороастризме.

Последним, завершающим цепочку пророков и посланников, Печатью пророков является Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего. Одним из отличий Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, от других пророков и посланников является то, что предыдущие пророки направлялись к собственным общинам, тогда как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, был направлен ко всему человечеству, и даже к джиннам. После него не было и не будет пророков, и религия Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, есть религия, которой Аллах побуждает придерживаться верующих до наступления Конца времен.

Категории пророков

Пророки и посланники Божьи занимают перед Всевышним Аллахом разные степени. В Коране отмечается, что одним из них Господь отдал предпочтение перед другими. «Среди них были те, с кем Аллах разговаривал, а некоторых из них Он возвысил до высоких степеней».

В связи с этим мусульманские ученые выделяют некоторые категории пророков и посланников. Одна из таких категорий — это «обладатели величия», т. е. «великие пророки». Такими пророками принято считать Нуха (Ноя), Ибрахима (Авраама), Мусу (Моисея), Ису (Иисуса) и последнего в истории человечества пророка — Мухаммада, мир им всем и благословение Всевышнего. Возможно, что выделение этих Божьих посланников в категорию великих пророков, связано с одним из аятов Корана, согласно которому «Всевышний Аллах заключил с ними строгий завет». В то же время нельзя не заметить, что каждый из пяти перечисленных здесь пророков оказал огромное, колоссальное по своей значимости влияние на историю всей человеческой цивилизации.

Несмотря на существование отдельных категорий пророков и посланников, мусульмане не имеют права признавать одних пророков и не признавать других, о которых достоверно известно, что они пришли от Всевышнего Аллаха. Господь подчеркивает, что: «Воистину, те, которые не веруют в Аллаха (т. е. Бога Единого) и Его посланников и хотят разделять между Аллахом и Его посланниками, и говорят: „Мы веруем в одних и не веруем в других“, желая найти путь между этим... Такие — подлинно неверующие».

Отправление посланников Всевышнего Аллаха в мир, ниспослание вероуставов — не долг Аллаха, а знак Его доброты и милости. Разум может самостоятельно познать Всевышнего Аллаха, но не в состоянии узнать предписания и запреты, подлежащие исполнению. Такое знание приходит через пророков и посланников. И если бы Господь не направлял к Своим созданиям Своих посланников, то люди стали бы искать в этом оправдание их неверию и ослушанию. После того же, как Божьи пророки исполняли свою миссию, все, кто узнавали о ней, уже не могут привести довод об этом, пытаясь таким образом найти уважительную причину.

Качества пророков

Каждый пророк и посланник избирался из самых лучших и совершенных людей, способных выполнить пророческую миссию. Согласно исламскому вероубеждению, все пророки обладали самыми высокими духовными и нравственными качествами и являлись образцами честности, благонравия и добропорядочности. Среди основных качеств, которыми обладали Божьи пророки и посланники, мусульманскими учеными выделяются:

— надежность («амана»);

— проницательность («фатана»);

— правдивость («сыдк»);

— и, конечно же, защищенность от грехов («’исма»).

Речь идет о невозможности совершения пророками грехов и порочных действий, ибо это противоречит чистоте и возвышенности их миссии.

В этом позиции мусульман в некоторой степени расходятся с позицией иудеев и христиан, т. к. с библейской точки зрения отдельные пророки (например, Давид, Соломон или Лот) якобы «совершали греховные и непристойные поступки», недостойные даже обычных людей. Ислам ясно и недвусмысленно защищает чистоту и непорочность всех Божьих пророков и посланников без каких-либо исключений.

Чудеса, дарованные пророкам и посланникам

Пророкам и посланникам Аллаха практически всегда досаждали враги и недруги, но Всевышний Аллах даровал Своим избранникам Свою помощь, а некоторым из них предоставлял возможность совершать такие деяния, которые в арабском языке именуются словом «му’джиза», т. е. «чудо». С точки зрения исламского вероубеждения «му’джиза» — это явление, которое может происходить только с пророками и посланниками Всевышнего Аллаха. Оно было необходимо тогда, когда люди просили подтверждения пророческой миссии. Примерами «му’джиза» являются такие события как появление дороги в море для пророка Мусы (Моисея) и его народа; исцеление неизлечимо больных и воскрешение мертвых пророком Исой (Иисусом), совершавшееся им с позволения Аллаха; и некоторые другие явления. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, также совершал «му’джиза», например, после его мольб к Всевышнему Аллаху в сложных условиях появлялась вода; исцелялись сподвижники; раскалывалась луна...

Однако главным чудом в Исламе является непосредственно сам Коран, поскольку и его ниспослание, и его содержание, и оказываемое им влияние на умы, сердца и души всех Божьих созданий поистине огромно. И это действительно — настоящее чудо. Даже само понятие аята, являющегося наименьшим выделяемым отрывком коранического текста, переводится с арабского языка как «чудо; знамение». Таким образом, Коран является «Книгой знамений», и сам по себе есть главное Чудо, явленное Всевышним Аллахом посредством Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, который не мог его сочинить, поскольку был не обучен ни письму, ни чтению. Каждый аят — не что иное, как знак или символ. Представленное им с одной стороны имеет практическое значение, с другой стороны — является вечно неизменным и находящимся вне времени и пространства.

Помимо чудес, которые были дарованы пророкам и посланникам Всевышнего, Исламом признаются и такие явления как «караматы». Между «му’джиза» и «караматом» есть небольшая, но существенная разница — первое даруется только пророкам и посланникам, второе же может совершаться и праведниками. При этом «караматы», как правило, не вызваны необходимостью; они даруются людям, достигшим высоких степеней веры и духовности, за их праведность, терпение и стойкость. Некоторые выходцы из числа мусульман не признают данное явление, однако большинство мусульманских ученых явно и недвусмысленно признают его достоверность. Например, автор одного из популярных трудов по акиде Абу Джафар ат-Тахави говорил: «Мы верим в сообщения о „караматах“, совершаемых „приближенными к Аллаху“ („авлия“), приходящих путем достоверных преданий от надежных людей». И действительно в Коране и Сунне существует немало подтверждений данному явлению: например, «пропитание, появлявшееся у пречистой девы Марьям (Марии)»; «перенесение трона для пророка Сулеймана (Соломона) одним из его помощников»; «чудесные явления, происходившие с некоторыми из сподвижников» и т. д.

Помимо настоящих чудес, следует отметить и такое явление как «лжечудеса». Согласно исламскому мировоззрению, ближе к Концу времен будет появляться все больше лжепророков, и часть людей поверят им. Разница между чудесами и лжечудесами хорошо показана в Коране в истории пророка Мусы (Моисея), когда ему противостояли маги фараона. Всевышний Аллах объясняет, что «когда они (т. е. маги) бросили (свои веревки), то очаровали взоры людей и вселили в них страх». Однако то, что в ответ на это было явлено пророком Мусой, явилось истинным чудом, поскольку было даровано Самим Всевышним Аллахом.

Таким образом, чтобы не попасть в ловушку сатаны, верующие должны стараться придерживаться «золотой» середины. И относительно чудес она заключается в том, что с одной стороны — вера не должна зависеть от наличия или отсутствия чудес. С другой стороны — мусульмане верят в возможность их проявления в нашем мире, т. к. Господь миров, безусловно, может совершить все, что Он пожелает. Знамения и чудеса иногда действительно нужны для подтверждения истины и упрочения веры, являясь дополнительным, укрепляющим фактором. В Коране это хорошо видно на примере пророка Ибрахима (Авраама): «И вот сказал Ибрахим (Авраам): «Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь мертвых». Аллах сказал: «Разве ты не веруешь?» Ибрахим (Авраам) ответил: «Конечно, верую! Но хочу, чтобы сердце мое укрепилось».

И Господь показал Своему пророку это чудо, и нам, современным жителям нашей планеты Всевышний Аллах все чаще показывает те знамения, которые подтверждают истинность и правильность выбранного нами пути.

Муфтий шейх Равиль ГАЙНУТДИН



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.