Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам № 157–158 /Ноябрь—Декабрь 2014/ Ромас Якубаускас: Сегодня имаму очень важно интегрироваться в обществе
17.02.2015
Иллюстрация

Ромас Якубаускас — муфтий Литвы, уроженец Каунаса. Как он рассказывает, по роду отца и по роду матери среди предков были имамы. Так что его выбор пути религиозного деятеля — явно не случайность. О том, как живут мусульмане в странах Балтии, с какими проблемами сталкиваются и как их решают, в российских мусульманских СМИ мало публикаций. Почти десять лет назад был создан документальный фильм «Я потомок мурз татарских...», который в 2005 г. на Первом мусульманском кинофестивале в Казани награждён главным призом за лучший сценарий в категории документального кино. В Тракайском историческом музее есть экспозиция, посвящённая истории литовских татар. Особо любопытные найдут информацию о любопытной книге «Литовские татары в истории и культуре». Я воспользовалась возможностью расспросить муфтия самой большой балтийской страны во время нашей встречи на Х Международном мусульманском форуме в Москве.

— Ромас, к сожалению, новые границы после распада Советского Союза делают свое дело. У нас теперь нет возможности приехать в любую балтийскию столицу на выходные. Но мы по-прежнему поддерживаем связи с родственниками, друзьями, коллегами в этих странах. С другой стороны, членство в Евросоюзе ведет к обновлению многих параметров внутренней жизни стран, с этим тоже надо считаться. Так как живут мусульмане в современной Литве?

— Поскольку моя семья давно живет в Литве, я могу судить об изменениях в литовском обществе, отношении к мусульманам. Всегда считалось, что в основном татары — носители ислама в Литве. Для этого есть объективные основания. Носители ислама-татары приглашались литовскими князьями для защиты от крестоносцев...

В обыденном представлении раньше мусульмане выделялись разве несколько необычными именами и раскосым разрезом глаз. После распада Советского Союза в обществе происходят постоянные изменения. На их фоне мы постоянно чувствуем, что литовской мусульманкой общине не хватает активности, обязательно нужно укреплять нашу собственную религиозность. У нас стало больше свобод и больше ответственности.

— Литовская умма — не только татары?

— Конечно, ислам принимают люди разных национальностей. И есть определенная надежда, что активность уммы будет возрастать благодаря новым братья и сестрам.

В мечетях у нас можно увидеть на пятничном намазе больше недавно приехавших людей, чем местных. Это свидетельство нынешнего времени. Переселенцы хотят интегрироваться и им важно быть рядом с единоверцами. Понятно, что люди учатся жить в другой культуре, другом языковом окружении и это не просто.

Есть еще одно явление, характерное для вновь обращенных, которые хотят проявлять себя более активно. Они устанавливают дружеские связи с мусульманами в других странах, общаются с верующими Германии, Франции, других стран, и таких мы мало видим в наших мечетях.

— Какие реальные возможности у мусульман Литвы для общего поклонения, проведения джума-намазов, религиозного образования?

— После советского периода на всю республику осталось четыре мечети. Их было значительно больше в начале прошлого века.

В Вильнюсе центральная мечеть была разрушена уже в 1968 году. К сожалению, она не восстановлена.

У нас есть в столице исламский культурный центр, там достаточно помещений, все культурно и удобно. Люди могут собираться в любой день.

В Каунасе, втором по величине городе республики, есть прекрасная мечеть. Она расположена в центре города, в красивом месте. И её помещений уже порой не хватает, чтоб вместить всех желающих совершить джума-намаз.

Есть молельная комната в городе Клайпеда и две деревянных небольших мечети в сельской местности.

Государство признает ислам как одну из мировых религий. Никаких запретов на строительство минаретов или подобных актов в Литве не появляется. Скорее мы сами не используем все имеющиеся права и возможности.

— Любой умме нужны подготовленные имамы, учителя. У литовской уммы есть кадровая проблема?

— Пока только три человека из наших местных мусульман получили образование и работают имамами. Еще три имама — приезжие братья, они имеют хорошую религиозную подготовку. Но — языковой барьер! Это очень осложняет общение с людьми.

Я хочу обратить внимание на то, что сегодня имаму очень важно интегрироваться в обществе. Очень правильно, когда у человека есть не только религиозные знания, но и какие-либо профессиональные. Или, например, он хорошо знает медицину Пророка (мир ему и благословение). Или разбирается в интернете, технике и так далее. Это приносит большую пользу, привлекает людей.

— Вы отметили, что на государственном уровне соблюдаются права верующих. А как практически в жизни отношение, например, к покрытым девушкам и женщинам? — 

Верующая женщина может помещать в свой паспорт, другой документ фотографию, на которой она покрыта по-мусульмански. Единственное условие — заверенное в муфтияте подтверждение, что девушка или женщина действительно является мусульманкой.

В больших городах нет никаких проблем, если мусульманка соблюдает исламский дресс-код. В провинциях больше любопытных взглядов, но тоже спокойная реакция.

Другое дело, если покрытая мусульманка приходит к потенциальному работодателю. На уровне знакомства все и заканчивается.

Нужно время, чтоб литовское общество сделало серьезный шаг — реально начало относиться с мусульманкам, как к равным гражданам, без фобий и стереотипов.

В других европейских странах этот процесс занял несколько десятилетий. Так что наберемся терпения!

— В малочисленной умме девушке-мусульманке наверно не просто встретить будущего мужа. Помогаете ли вы молодым людям, которые ищут свою половинку? Есть ли возможности способствовать правильному, крепкому религиозному браку?

— У нас действительно девушке-мусульманке не просто выйти замуж за мусульманина. Как мы можем помочь? Если знаем человека, то посоветуем, скажем доброе слово, не откладывая, совершим никях.

Многие ищут свое счастье в интернете. Бывают и виртуальные встречи счастливыми. Но я вижу больше проблем. Много печальных последствий после знакомств в интернете и виртуального «узнавания человека».

Замечу, что и соблюдающему мусульманину не просто найти невесту-соблюдающую мусульманку. Особенно молодым, кто хочет создавать семью в соответствии с религиозными нормами.

Никях в Литве признается официально. В органах власти никаких вопросов, почему и зачем никях? Осталось принять еще один, логически необходимый закон — о признании религиозного развода. Пока такового нет. Почему? Так сложилось, что нормы семейного права в Литве разрабатывались с учетом католического взгляда на недопустимость развода, необходимость пожизненно сохранять брак. Потому пока такая правовая коллизия.

— Мусульманские праздники в российских городах часто сопровождаются шумихой в СМИ, дополнительным полицейским патрулированием в городах. А все потому, что люди не вмещаются в мечетях, верующие вынуждены совершать намаз на улицах ... В Литве, надо полагать, и праздничные дни спокойнее проходят?

— Конечно, в городах не хватает помещений мечетей и у нас в такие дни. В сельской местности все проходит в установленных местах. Люди радуются, что можно совершить праздничный намаз и, альхамдулилля, никаких конфликтов или эксцессов.

Несколько лет назад на праздничный день выпала дата проведения матча по футболу Литвы с Боснией. К нам приехало 10 тысяч боснийских болельщиков, из них большинство мусульмане.

Матч был вечером, а утром они хотели помолиться, выполнить таравих-намаз. Боснийцы прислали своих имамов. Для мусульман были арендованы два стадиона, на них организовали общие намазы. Конечно, в обществе был очень позитивный резонанс. Все прошло очень красиво, организовано, культурно. Полиция была где-то рядом, но она вовсе не потребовалась.

Мы рады, когда приезжают гости и можно проявить гостеприимство и радушие. Очень по-исламски — поддерживать друг друга в будни и праздники.

— Уважаемый муфтий, передавайте сердечный салам мусульманам Литвы и пожелания крепкого имана и роста уммы пророка Мухаммада (мир ему и благословения)!

Беседовала Людмила МИШИНА



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.