Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №152 — Аширбек Муминов: В сердце должна быть вера, а рука — на пульсе
04.07.2014

Аширбек Муминов: В сердце должна быть вера, а рука — на пульсе

Для поддержания стабильной религиозной ситуации в стране, сохранения единства исламского сообщества и вытеснения различных деструктивных и нетрадиционных течений необходима государственная программа, считает ученый, доктор исторических наук, заведующий кафедрой религиоведения ЕНУ имени Л. Н.Гумилева Аширбек Курбанович Муминов.

— Вы давно работаете в направлении исследования традиционного ислама. Какую бы оценку Вы дали состоянию ислама в нынешнем, современном Казахстане?

— В Казахстан, как и другие постсоветские страны, после долгих лет политики сплошного атеизма, насаждавшегося в бывшем Советском Союзе, пришли перемены. Независимость принесла свободу, в том числе и свободу вероисповедания. Однако состояние ислама при Советах и после развала Союза невозможно сравнивать. В 1990-е годы ислам вступил в фазу новых трансформаций. Можно выделить две основных тенденции. Во-первых, традиционный ислам начал вырастать из состояния «народного ислама», в котором пребывал долгий период, на более высокий уровень, где наметился рост «теоретического ислама». Следует отметить, что, несмотря на репрессии и давление, ислам смог выжить в казахском обществе. В годы атеизма было уничтожено высшее его звено — были закрыты мечети, репрессированы имамы, не стало высшего слоя духовенства, среди прочего, занимавшегося интерпретацией практики простых мусульман на предмет ее соответствия первоисточникам исламской религии. Однако, среди народа, пусть даже на «бытовом» уровне, ислам сохранил свои позиции. Например, остались его ритуальные составляющие. На основании этого можем сделать вывод о том, что ислам никогда не умирал, он перешел в своеобразное состояние консервации. Однако в новых условиях должного уровня знаний и людей, обладающих такими знаниями, стало не хватать.

Во-вторых, почувствовав идеальное поле для распространения своего влияния, незаполненное местными деятелями, представители различных иностранных толков и течений начали действовать. И они добились в этом определенного успеха. Многие люди, не владеющие достоверной информацией об исламе, доверчиво пошли за псевдо-учителями, став их последователями. В результате ислам в Казахстане стал приобретать разнообразные лица, будучи представлен разными течениями, некоторые из которых политизированы и пропагандируют радикальные идеи. Среди этих исламистских групп можно назвать «Хизб ут-Тахрир», «Таблиги джамаат» и другие партии, течения. Их противоправная деятельность привела к их запрету в нашей стране. Однако за столь короткий исторический период они успели оставить свой определенный след, создав группы явных или скрытых последователей.

В период независимости ДУМК активизировало свою деятельность по пропаганде традиционного ислама. Однако для того, чтобы соответствовать всем требованиям и запросам казахстанской мусульманской общины, как действовали представители традиционного ислама в историческом прошлом, еще нужно работать много.

— Какие пути для решения этой проблемы видите Вы?

— В первую очередь, я считаю, что нужно разработать специальную государственную программу, которая бы координировала всю работу в этом направлении. Для эффективности деятельности религиозных организаций общественности требуется управление этими процессами. Нужен мозговой центр, который смог бы организовать и направлять работу всех учреждений на разных уровнях.

Например, много исследователей в нашей стране разрабатывают интересные научные проекты по исламоведческой тематике. Можно было бы координировать исследовательские работы, придав им организованный характер. В идеале, разработки исследователей можно использовать в прикладных сферах. Их заинтересованными потребителями могли стать университетские круги, занимающиеся подготовкой религиоведов, система конфессионального образования, работники средств массовой информации и т. д. Все они заинтересованы в достоверной объективной информации о том, что из себя представлял традиционный ислам и чем вызвана его актуальность в наши дни.

В результатах ведущихся исследований по изучению традиционного ислама по-своему заинтересована отечественная система конфессионального образования. Ретроспективная картина прихода ислама и его эволюция в казахстанском обществе, процессы взаимообогащения исламской и национальной культуры на казахской земле, представленные конкретными текстами, могут стать плодородной, надежной базой для подготовки отечественных кадров.

Объективная историческая информация и экспертные знания о прошлом и настоящем ислама в стране интересны для каждого казахстанца, независимо от его профессии, возраста. Самое главное, каждый гражданин будет обладать основной информацией, самостоятельно оперировать данными, отличать «зерно от плевел». Думаю, только в таком случае все эти течения уйдут, потому что их сам народ не приемлет. Только хорошо информированное общество в состоянии отличать «ложные» учения, выбирать свой правильный путь.

— Сколько времени, по-вашему, требуется, чтобы эта картина стала реальностью?

— Многое зависит от людей, которые отвечают за положение дел в этой сфере. Необходимо направлять деятельность научно-исследовательских коллективов в нужное русло, организовать работу исследователей, сосредоточивать их усилия в стратегическом нужном направлении. Итоги ведущихся проектов, работ быстро должны стать достоянием образовательных учреждений, широкой общественности. При активной работе, взаимосвязи, грамотном подходе и умелом управлении можно добиться быстрых результатов.

— Традиционный ислам. Как Вы трактуете это понятие?

 Религия и общество никогда не существовали раздельно. Так и религия ислам распространялась и укоренялась в разных историко-культурных регионах. В результате взаимодействия религии и национальной культуры возникали конкретные мусульманские общества со своими особенностями. На формирование и эволюцию каждого из них повлияли исторические, географические факторы, культурные традиции и обычаи народа, населяющего те или иные регионы. Как видим, процессы взаимного влияния религии и культуры проистекали естественным образом. В Казахстане ислам развивался в течение 12 столетий. За этот огромный период сформировалась казахская мусульманская культура. По историческим причинам в ней доминирующим стало влияние мазхаба Абу Ханифы. Наши предки на протяжении веков придерживались именно этого учения. Ученые Казахстана внесли весомый вклад в развитие исламской цивилизации. Их труды известны и общепризнаны не только в области философии, этики, филологии, но также в мусульманской теологии и юриспруденции. Например, в мусульманском мире почитаются имена и труды по ханафитскому мазхабу таких средневековых ученых из Казахстана, как Хусам ад-дин ас-Сигнаки, Амир Катиб ал-Иткани ал-Фараби, Хибаталлах ат-Тарази и других.

Развивая ислам, эти ученые развивали и национальную культуру. Они сделали очень много для прогресса духовности, укрепления единства народа и нашей государственности. Богословы в средневековом Казахстане были оплотом мира, согласия, общества и государства.

— Вы работаете с молодежью, то есть знаете их изнутри. Почему, по-вашему, некоторая часть молодых людей уходят в деструктивные течения?

— Историю любого государства всегда создает и развивает молодежь. К тому же она — самая активная часть населения. При этом надо учитывать, что именно молодежь — любознательная, стремится узнать что-то новое, неизведанное. Несмотря на это, у молодежи мало опыта, житейской мудрости. Она легко поддается влиянию, доверчива.

Именно эти черты молодежи используют опытные пропагандисты. Они ловко используют любопытство молодых людей, входят к ним в доверие. Превратив их в своих адептов, лидеры религиозных групп начинают использовать молодежь для достижения своих корыстных целей.

Что нужно делать? Считаю, что ДУМК должно усилить свою деятельность среди молодых верующих. Причем необязательно занимать выжидательную позицию. Можно и нужно работать на опережение.

Схожие проблемы по работе с молодежью были у церквей в западных странах. Тогда люди перестали ходить в церковь и прислушиваться к словам духовных деятелей. Было решено активизировать работу среди молодежи. Для этого немало внимания было уделено изучению общественного мнения, выделено средств на проведение социологических исследований. В результате этих усилий церковь узнала о духовных потребностях молодежи, о проблемах, которые волнуют ее. Также церковь начала вести открытый диалог на самые разные, в том числе щекотливые, темы. Совместно с обществом церковь пыталась узнать причины суицидов, находить корень зла и воздействовать на него.

Считаю, что именно сейчас настало время всем представителям ДУМК «идти в народ», говорить с ними на доступном им языке, держать руку на пульсе. Резюмируя сказанное, отмечу, важно и нужно, чтобы любой человек мог в любое время обратиться за помощью, за ответом на свои вопросы в любую мечеть или к имаму, и получить ответ на свой вопрос.

— Благодарю Вас за беседу!

Беседовала Зарина Нокрабекова,
специально для «Е-islam.kz»



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.