Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №150 — Джихад сквозь призму современной эпохи
29.05.2014

Джихад сквозь призму современной эпохи

Изучение мусульманской истории и тщательный разбор понятия «джихад» делает очевидным тот факт, что целью Пророка (мир ему), его сподвижников и их последователей было распространение Истины, заключенной в Священном Коране. Для достижения этой цели они отправлялись в ближние и дальние края. И если к послам относились с уважением, то и мусульмане заключали с такими регионами мирные договора. Одним из примеров подобного рода взаимоотношений была христианская Эфиопия. В ответ на их дружелюбие «Посланник Аллаха (мир ему) велел мусульманам отвечать эфиопам взаимной дружбой, если сами они не проявят в отношении последователей Ислама агрессию» (Абу Дауд). И это, несомненно, должно быть примером и в отношении других подобных ситуаций, тем более, что современная эпоха в некоторых аспектах достаточно сильно отличается от предыдущих веков.

Изменившиеся реалии

Что же изменилось, чем отличается сегодняшний мир от мира прошлых столетий? Очевидно, что цели мусульман, если они хотят быть похожими на Пророка (мир ему) и его сподвижников, должны оставаться прежними. А вот способы достижения — прогрессировать, если конечно мусульмане хотят идти в ногу со временем, ведь в мире действительно изменилось многое. Вот лишь часть примеров, заставляющих нас перестраиваться, чтобы не опоздать на «уходящий поезд эпохи»:

— мир стал открытым: каждый может узнать практически про все уголки земного шара; кто и где живет, на каком языке разговаривает, какие религии исповедует;

— время сузилось (среди признаков Конца времен Пророк Мухаммад (мир ему) называл и «ускорение времени»): за несколько часов можно облететь едва ли не пол-планеты;

— различные отрасли знания также стали доступны за неизмеримо меньшее, чем раньше, количество времени, да и в гораздо большем объеме;

— носители и объем информации изменились до неузнаваемости: теперь содержимое нескольких тонн книг можно перевезти из одного места в другое на нескольких маленьких носителях информации;

— телефонная и спутниковая связь является одной из величайших новинок, без которой едва ли обходится цивилизованный человек;

— радиоэфир стал одним из способов донесения информации до самых отдаленных краев;

— прежде, чтобы услышать речь того или иного ученого, надо было прибыть в то место, где он находится, сейчас же достаточно купить какой-либо носитель информации с выступлениями, при этом имея возможность повтора их по много раз, если что-то прослушал или недопонял;

— газеты и журналы: не из них ли черпаются новости и многочисленные факты?;

— еще более мощное средство: телевидение, ведь теперь в прямом эфире различные мысли могут достичь огромной аудитории; видеопродукция стоит в этом же ряду;

— ну и, конечно, компьютер и Интернет: помимо всего прочего, это, в том числе, и связь при помощи разного рода программ, позволяющих пересылать или получать горы информации, не выходя из своего дома.

Вероятно, каждый может добавить еще немало изобретений, решительным образом меняющих возможности людей, однако нельзя не задуматься — а используют ли мусульмане те новинки, без которых современный человек едва ли обходится? А может следует отстраниться от них, что порой приходится слышать от некоторых мусульман, причем взрослых и даже подчас богословски образованных. Среди высказываний чаще всего можно услышать следующие: «телевидение — харам; фотографирование — запрещено; и т. д.). Конечно, среди большинства мусульман подобных мыслей не возникает, но то, что мусульмане слабо используют современные методы проповеди — более чем очевидно.

Среди тех, кто понял необходимость в совершенствовании даавата, был и такой известный мусульманский ученый как погибший смертью шахида Рамадан аль-Буты (да помилует его Всевышний Аллах). Вот что говорил он в одном из своих интервью: «Проповедник должен соответствовать своему времени, он обязан использовать все доступные средства современности. Интернет охватывает почти весь мир, служит трибуной для всех. Поэтому проповедники могут сделать его трибуной для возвышения голоса ислама, ознакомления с ним, призыва к нему, защиты его, для решения проблем, возникающих вокруг ислама. Можно сказать, что всемирная сеть является неким зеркалом, отражающим борьбу, которая существует с начала времен, и которая будет идти вплоть до Судного дня между добром и злом, между истиной и ложью. Поэтому я призываю проповедников вооружиться полезными знаниями — как религиозными, так и мирскими. Кроме того, они должны иметь в своем распоряжении все современные технологии, которые могут быть использованы в деле призыва к религии Аллаха».

Придя к выводу о необходимости движения вперед, необходимо задумываться и о тех вопросах, которые прежде либо не задавались вовсе, либо были не столь актуальными. Например, где и какие из способов донесения информации наиболее полезные? Кому, о чем, каким образом и в какой мере следует рассказывать об Исламе? То есть, не лучше ли людям науки давать побольше информации о научных знамениях в Коране и Сунне, а гуманитариям рассказывать о социальных достижениях исламской цивилизации, и т. д.?

Другой, не менее важный вопрос — как бороться с «исламофобией», которой заражены едва ли не во всех государствах мира. Понятно, что данная болезнь не появилась сама по себе, напротив — она усиленно распространяется определенными кругами, заражая вокруг все больше и больше народу. И обязанность мусульман — противостоять этим нападкам.

«Необычные войны»

Однако уровень противостояния уже не может быть лишь тем, к каким привык прежний мир. Даже обычные «горячие» войны стали другими, нежели прежде. Исламофобия же распространяется совершенно иным способом — тоже войной, но не совсем обычной, а «информационной». Несмотря на то, что и раньше велись подобного рода войны (правда, в гораздо меньшем масштабе), данный термин вошел в обиход лишь в последнее время.

Скорее всего, многие не раз слышали о такой войне, однако не воспринимали ее важность и приоритетность над войной обычной. А ведь если ее уровень другой (но не просто другой, а выше — В Коране (в суре «Аль-Фуркан», аяте 52-ом) именно об «информационно-идеологическом» джихаде сказано, что он является «большим джихадом», и Пророк (мир ему), конечно же, прекрасно понимал это, иначе не отправлял бы свои знаменитые послания правителям близлежащих регионов), то и адекватные меры должны быть соответствующими. И, следует признать, что на данном «фронте» поражений у мусульман явно больше, чем побед.

«Оружие», используемое в «информационных» сражениях, соответственно тоже является «необычным». Оно хоть и материальное, но «стреляет» совсем по-другому. Периодическая печать и телевизионные сюжеты вкупе с кинофильмами, возможно, и не достигают целей так же быстро, как пули, однако вполне могут «взорвать» ситуацию, причем в самых разных регионах мира. Для этого лишь достаточно иметь под рукой подручные средства, т. е. средства массовой информации (СМИ). И если противниками Ислама это «оружие» используется на все 100%, то мусульмане не только не наступают на данном «фронте», но даже почти и не защищаются.

Каковы же причины сложившегося положения вещей? Несомненно, что одной из главных является непонимание важности и приоритетности «информационного» джихада. А ведь не пользоваться современными средствами ведения борьбы — означает ставить себя в заведомо отстающее положение. Поэтому, чтобы начать новый виток развития всей исламской цивилизации, мусульмане должны брать пример с тех, кто когда-то прославил ислам. С тех, кто не противопоставлял богословские и другие науки друг другу, дополняя одни другими. А из этого следует, что мусульмане, в том числе и имамы, должны быть подкованы как в богословских, так и в мирских науках, ведь в исламе нет разделения между религиозным и светским.

Спектр же действий для мусульман сегодня настолько широк, что едва ли не каждый может найти себе полюбившуюся и одновременно приносящую пользу исламу нишу. Это: и создание мусульманских СМИ (и лучше — профессиональных); и создание мусульманских теле- и радиоканалов; и многое другое. Современное общество нуждается в освещении многих актуальных тем, и потому популяризация исламского образа жизни в самых различных СМИ становится фардом, т. е. обязательным предписанием для уммы. Видеопродукция также страдает от отсутствия качественных художественных и документальных фильмов.

Почему же в исламской цивилизации в целом сложилось подобное положение? Как уже упоминалось, основной причиной здесь видится непонимание важности и приоритетности «информационного» джихада, и как следствие — отсутствия профессионального подхода ко всем связанным с ним видам деятельности. А ведь мусульманские ученые четко осознавали предпочтительность данного вида усердия на пути Аллаха над сугубо военными действиями. Отрадно, что и современные деятели ислама приходят к похожим выводам. Вот что, к примеру, сказал один из известных мусульманских богословов, имам Священной мечети в Мекке Абдуррахман ас-Судейс:

«Призыв к Аллаху — это задача пророков, и он играет большую роль в обществе. Одна из задач призыва — донести ценности религии до всех, и привлекать для этой цели все современные технологии. Нам необходимо противостоять компании по дискредитации ислама — против нашей религии работают более 10 тысяч интернет-порталов. Бюджет данных ресурсов превышает миллиард долларов. Им противостоит всего 200 сайтов, которые защищают Ислам. Это — огромная разница!».

И хотя, если подсчитать общее количество мусульманских интернет-ресурсов, их, конечно же, окажется больше двухсот, однако, по мнению ученого: «Очень многие сайты в деле распространения слова Аллаха дублируют друг друга». Поэтому мусульманам необходимо «пересмотреть состояние своих сайтов, предохранять молодежь от вредных идей, развивать и улучшать имеющиеся порталы, и это намного лучше, чем просто запускать новые». Особенно актуально это в связи с тем, что, по словам ученого «многие сайты не имеют ни стратегии, ни цели, ни четкого плана действий». И с этим мнением трудно не согласиться.

Последние несколько лет показали ту огромную мощность «информационного» оружия, которым оно действительно обладает. Э. Сноуден, Б. Меннинг, Дж. Ассанж и его WikiLeaks нанесли такой колоссальный удар по позициям США, что едва ли что может с этим сравниться. Но помимо «информационного» джихада существуют и более высокие уровни действий, использование которых может приводить к колоссальным по своей значимости результатам...

Марат ХАЙРЕТДИНОВ

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.