Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №146 — Меджлис у стен Хан-Сарая
25.12.2013

Меджлис у стен Хан-Сарая

Курултай и меджлис сегодня

История имеет свойство повторяться. 1 ноября 2013 года, в исторической столице Крымского ханства, в Бахчисарае, на территории Хан-сарая состоялась торжественная церемония вступления в полномочия новоизбранных Председателя Меджлиса крымскотатарского народа и членов Меджлиса. Делегат Курултая Шевкет Меметов отметил, что почти столетие назад также в Бахчисарае, во дворе Хан-сарая, Номан Челебиджихан, Джафер Сейдамет, Асан Сабри-Айвазов установили крымскотатарский национальный флаг: «В 1917 году состоялся первый Курултай крымскотатарского народа». После торжественной части члены Меджлиса и ревизионной комиссии Курултая сделали общее фото возле портала Демир-Капы, как это сделали в 1917 году делегаты 1‑го Курултая крымскотатарского народа с участием Н. Челебиджихана и Дж. Сейдамета, затем на балконе одного из корпусов Хан-сарая и возле центрального входа в Ханский дворец в Бахчисарае.

В настоящее время структура управления крымских татар является уникальным явлением в тюркском мире, так как она является структурой общественной, а не государственной. В независимых тюркских государствах и тюркских автономиях в составе России имеющиеся национальные общественные организации не обладают особым влиянием независимо от того, являются ли они провластными или оппозиционными. Наличие у крымских татар национального парламента — Курултая и правительства — Меджлиса является наиболее явным показателем такой уникальности. Конечно, свой отпечаток наложило многолетнее изгнание крымских татар и борьба за возращение на Родину-авдет, но современная структура и символы восходят к периоду 1917–1918 гг. Несмотря на территориальную удаленность, в этот период наиболее близкими были структуры у собственно татар Волго-Уральского региона.

Крымские татары в 1917 г.: власть и собственность

Попытаемся понять, какие национальные структуры действовали в Крыму в 1917–1918 гг. В это время крымские татары уже являлись меньшинством на своей земле. Из-за огромного временного разброса трудно дать точную оценку, но они составляли 35 % в 1897 г. и 25 % в 1926 г. Однако крымские татары являлись наиболее сплоченной силой на полуострове. С началом Первой мировой войны в 1914 г. Крым превратился не только в прифронтовую зону, но и в место, где стали заселяться беженцы-христиане из Османской империи. Именно кровопролитие между греками и крымскими татарами станет спусковым крючком для насилия на полуострове.

Черноморский флот, моряки которого видели в крымских татарах соплеменников турок, также станет почвой для межнационального конфликта. Нельзя забывать, что еще до начала гражданской войны в 1915–1916 гг. идут столкновения между турками и армянами в Закавказье и коренным мусульманским населением и славянскими переселенцами во многих, в особенности степных, регионах Центральной Азии. Поэтому к 1917 г. сложилась крайне сложная ситуация, из которой нужно было найти мирный выход.

После Февральской революции на основе Крымского мусульманского благотворительного общества 12 марта 1917 г. был создан Временный мусульманский революционный комитет из 15 человек. Мусульманский Ревком 25 марта 1917 года был созван Всекрымский мусульманский съезд, где был поставлен вопрос об избрании муфтия Крыма и председателя вакуфной комиссии. Таврический (крымский) муфтий в начале прошлого века назначался министром внутренних дел и утверждался в должности императором. Основные финансовые средства находились в руках председателя вакуфной комиссии. Несмотря на постоянные сокращения вакуфного землевладения и перераспределения вакуфных капиталов в пользу немусульман в 5 уездах Крыма до 1917 г. вакфам принадлежало 87.614 десятин земли на селе, а также около 500 домов и лавок и более 300 десятин земли в городах. Общая сумма капиталов от крымских вакфов в 1914 г. превышала 800.000 рублей. В 1914 г. крупнейшее в Крыму медресе «Зинджирлы» в Бахчисарае обладало вакфом в 4.500 десятин обрабатываемой земли и с примерными доходами до 40.000 рублей в год.

25 марта 1917 г. в Симферополе (Акъмесджит) на курултае муфтием Таврического магометанского духовного правления (ТМДП) и председателем Временного крымско-мусульманского исполнительного комитета (ВКМИК) был избран Номан Челебиджихан. Сразу же после съезда была отправлена телеграмма министру-председателю Временного правительства князю В. Е. Львову. Муфтий Н. Челебиджихан и председатель комиссии по вакфам прапорщик Д. Сейдамет сообщают о решениях съезда: «1) все вакуфные имущества и капиталы, образованные от доходов с этих имуществ, считаются достояниями национальными и принадлежащими крымским татарам; 2) вследствие сего управление вакуфными имуществами и хозяйственное распоряжение капиталами должны находиться непосредственно в руках крымских татар и под их контролем; 3) все административные должности, находящиеся во главе управления вышеупомянутыми имуществами, состоят из лиц, избираемых всеми крымскими татарами, путем всеобщего, прямого, равного и тайного голосования; После определенной дискуссии ВКМИК удалось добиться признания от правительства, согласия МВД на свое предложение, но законопроект был оправлен на согласование.

Крымским татарам удалось решить вопрос создания национальных органов власти, их финансирования, сформировать воинские части и установить отношения с органами Временного правительства в центре и на местах. Однако Октябрьская революция в корне изменила ситуацию. Вначале большевики в Крыму, как и во многих регионах, копили ресурсы, не вступая в прямую борьбу с различными центрами силы, стремясь их расколоть в том числе и по национальному признаку. До разгона Всероссийского учредительного собрания 6 января 1917 г. и утверждения диктатуры советских органов большевики поддерживали иллюзию о решении проблем мирным путем. Именно в это время проходят сессии ряда национальных парламентов, включая крымскотатарский.

Курултай в 1917 г.

1–2 октября в Симферополе состоялся Второй Всекрымский съезд представителей мусульман, где было заявлено, что КМИК принял решение о созыве Курултая. Курултай открылся 26 ноября в Бахчисарае в «Бабу-Диван» («Высочайший салон») при ханском дворце.

Курултай открыл Н. Челебиджихан. Он, в частности, сказал: «Наша нация созывает Курултай не для закрепления своего господства. Наша цель трудиться рука об руку, голова к голове со всеми народами Крыма. Наша нация справедлива».

Курултай утвердил Конституцию, которая провозгласила создание Крымской Народной (Демократической) Республики. В ней было сказано: «... Курултай верит, что принятая Конституция может обеспечить национальные и политические права малочисленных народов Крыма только при народно-республиканской форме правления, поэтому Курултай принимает и провозглашает принципы Народной республики как основу национального существования татар». В статье 12 указывалось, что «форма правления Крымом может быть установлена только на пути созыва... конституционного органа — Учредительного собрания — всеми жителями Крыма». Курултай объявил себя национальным парламентом 1‑го созыва.

Председателем парламента был избран Асан Сабри Айвазов. Парламент выбрал из своей среды Крымскую национальную Директорию, председателем которой был избран Номан Челебиджихан.

В правительство вошли: директор юстиции Номан Челебиджихан, директор военных и внешних дел Джафер Сейдамет, директор просвещения — Ибраим Озенбашлы, директор вакуфов и финансов — Сеит-Джелиль Хаттат, директор религиозных дел — Амед Шукри.

5 декабря Крымская национальная Директория объявила себя Крым­ским Национальным Правительст­вом, выпустила воззвание, в котором, обращаясь ко всем национальностям Крыма, призвала их на совместную работу. Таким образом, в Крыму начали существовать Парламент (Курултай) — законодательный орган, и Правительство (Директория) — исполнительный орган.

Параллельно создается сеть культурно-просветительских учреждений. 3 ноября торжественно открывается Национальный татарский музей в Ханском дворце в Бахчисараею. Там же на базе «Зинджирли Медресе» создаются Педагогический институт имени Исмаила Гаспринского (Дар-уль-Муаллимин) и Национальный художественный техникум (Унер Санаи), многолетним директором которого стал Абдурефи Абиев. В Симферополе был открыт первый женский учительский институт (Дар-уль-Муаллимат).

Борьба за власть

В ноябре 1917 г. Крым фактически был отрезан от России, так как в ответ на захват большевиками власти в Петрограде 25–26 октября 7 ноября III Универсалом Центральной рады была провозглашена Украинская народная республика как широкая автономия при сохранении федеративной связи с Россией. В это момент УНР еще не претендовала на территорию Крыма.

На рубеже 1917‑начале 1918 гг. основной властью в Крыму и Таврической губернии в целом стал Таврический совет народных представителей (ТСНП). В состав ТСНП входили представители органов земского и городского самоуправлений, советов, профсоюзов, национальных организаций. Среди последних были и крымскотатарские, причем мусульманские воинские части были основой вооруженных формирований ТСНП.

ТСНП надеялась на решение вопроса власти Всероссийским учредительным собранием, а в Крыму от краевых Учредительных собраний, которые были должны сконструировать легитимные органы власти. Большевики, опирались прежде всего на воинские части, особенно Черноморский флот, часть русского населения, армян и греков. Сразу после Октябрьского переворота начались переговоры о создании единой краевой власти, представлявшей Меджлис, ТСНП и большевиков. Последние тянули время, дожидаясь окончательной победы на всероссийском уровне.

Разгон Всероссийского учредительного собрания большевиками в Петрограде 6 января 1918 г. стал спусковым крючком для провозглашения национальных государств, включая Украину, и начала насильственной борьбы за власть, включая Крым. 8 января 1918 г. началось наступление большевиков из Севастополя сразу по четырем направлениям: на Ялту. Симферополь, Евпаторию и Феодосию. 14 января с занятием Симферополя стало ясно, кто является новым хозяином Крыма. Выступавший за переговоры Н. Челебиджихан был захвачен большевиками и убит. Массовый террор победителей захватил прежде всего крымских татар.

Несмотря на все трагедии военных и голодных лет, изгнания, крымскотатарский народ вернулся на родную землю. Сегодня опыт прошлого должен помочь решить проблемы мирным путем для спокойной жизни всех народов Крыма.

Айдар ХАБУТДИНОВ,
доктор исторических наук

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.