В Кыргызстане обсуждается будущее страны в рамках интеграционных процессов. Президент Алмазбек Атамбаев инициировал проведение «круглых столов» с целью выяснить мнение общественности, научной интеллигенции по вопросу о вступлении республики в различные объединения. На одном из таких «круглых столов» — «Кыргызстан на пути Евразийской интеграции», проведенном 14 марта в Кыргызском экономическом университете им. М. Рыскулбекова, присутствовал корреспондент портала «Ислам в СНГ».
Прошедшая дискуссия должна была сыграть роль подготовки к республиканской конференции, намеченной президентом Алмазбеком Атамбаевым на 29 марта.
На данном «круглом столе» первым после вступительного слова ректора вуза выступил Токсобаев Болот, эксперт и представитель от Аппарата президента. В своем выступлении он отметил, что в соответствии с Концепцией развития республики до 2017 года одним из главных принципов развития провозглашена диверсификация экономики. Приоритетным способом для достижения этого на сегодняшний день видится вступление КР в Таможенный союз. Конечно, у данного шага имеются как свои преимущества, так и недостатки, поэтому правительство республики совместно с экспертами должно детально изучить этот вопрос, — заявил госчиновник.
Ректор КЭУ Камчыбеков Толобек в своем выступлении посчитал правильным вступление Кыргызстана в Таможенный союз. Более того, республика таким образом продолжит взятый ранее курс. По его мнению, нынешние интеграционные процессы развиваются закономерно и эволюционно: вначале было создано ЕврАзЭС, которое за последние несколько лет резвилось в Таможенный союз, и сегодня мы наблюдаем следующий этап интеграционных процессов — оформление Единого экономического пространства.
Кыргызстан, по мнению ректора, давно изъявил желание вступить в Таможенный союз, такое намерение есть и сейчас. Республика «с интересом наблюдала за интеграционными процессами», она сделала свой выбор и намеревается присоединиться к объединению России, Казахстана и Беларуси в 2014 году. В ноябре 2013 года планируется одобрение «дорожной карты» по вступлению. «Но необходимо признать, что реализация интеграции для нас остается пока трудной задачей. Вступление в Таможенный союз и Единое экономическое пространство должно создать условия для стабильного развития экономики и повышения уровня жизни граждан республики», — заявил ректор.
Глава вуза продолжил свою мысль: более миллиона наших соотечественников работают за пределами нашей республики, в основном в России и Казахстане. Их необходимо обеспечить правами и защитой их законных интересов, необходимо более четко определить порядок осуществления ими трудовой деятельности, а также решить вопросы, связанные с их социальной защитой, свободным перемещением. Поэтому хотелось бы особо подчеркнуть, что именно повышение качества жизни и благосостояния граждан КР является главной целью «круглого стола» и продвижения интеграционных процессов в рамках Единого экономического пространства.
Для республики этот шаг означает возможность создания совместных транснациональных корпораций, дальнейшее сближение и унификация национальных законодательств, а также унификация в сферах, определенных соглашениями, составляющими договорноправовую базу Единого экономического пространства, разработка и осуществление согласованной политики, согласование основных макроэкономических параметров странучастниц с углублением сотрудничества в различных сферах, углубление сотрудничества в целях обеспечения экономической безопасности, сотрудничество в вопросах миграционной политики, обеспечение зависимости стандартов образования, укрепление сотрудничества в сфере культуры и культурных связей, парламентских и иных сообществ, приграничное сотрудничество, формирование структур межрегионального взаимодействия, совершенствование и развитие национальных институтов, сотрудничество в сфере внешней политики и реализация проектов, представляющих взаимный интерес. Мы надеемся на то, что Таможенный союз и ЕЭП будут открыты для присоединения нашей республики, которая разделяет цели и принципы членов данного сообщества, — заключил Камчыбеков Толобек.
Доктор экономических наук, членкорреспондент Национальной академии наук КР Шайлообек Мусакожоев выступил с докладом, суть которого сводилась в основном к анализу экономической системы Кыргызстана, которая, по его мнению, является конвергентной или смешанной, так как она включает в себя разные элементы других экономических систем.
Также он отметил, что западные консультанты убедили предыдущих президентов Аскара Акаева и Курманбека Бакиева в необходимости разгосударствления и приватизации экономики, что и было «успешно» реализовано. «В результате, стоит откровенно признать, что страна не достигла больших положительных результатов», — резюмировал ученый. Он также добавил, что Франция, к примеру, в отличие от Кыргызстана, владеет 54 % экономики. Сегодняшнее положение республики таково, что элите Кыргызстана стоит прямо осознать, что КР фактически государство‑банкрот.
Дальнейшие выступления экспертов и политиков освещали в основном экономические и узкоспециальные вопросы. По итогам выступлений была принята Резолюция «круглого стола» «Кыргызстан на пути Евразийской интеграции». Она войдет составной частью в резолюцию международной конференции, которая состоится 29 мая 2013 года и будет проходить под патронажем президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева.
Главной идеей данного документа служит признание эволюционности и закономерности интеграционного процесса, начавшегося с создания сначала в 2000 году ЕврАзЭС. Затем последовало переформатирование данной организации в более развитую структуру — Таможенный союз. Сегодня же интеграционные процессы поднимаются на более высокий уровень — сформировано и функционирует Единое экономическое пространство. «Таможенный союз и Единое экономическое пространство закладывают основу для формирования в перспективе Евразийского экономического союза. Тесная интеграция на новой ценностной, политической, экономической основе — это веление времени», — говорится в тексте Резолюции.
В данном документе важное место занимает и анализ «перспектив и контуров Евразийской интеграции».
Во‑первых, предлагается на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства перейти к более тесной координации экономической и валютной политики и создать полноценный экономический союз. Как полагают разработчики, движение по данному пути позволит Евразийскому союзу стать более конкурентоспособным и успешным в плане привлечения иностранных инвесторов, развиваться в индустриальной и технологической сферах.
Во‑вторых, Евразийский союз станет также очередным этапом на пути укрепления интеграции. А именно, он послужит развитию межгосударственных проектов в сферах транспорта и коммуникаций, энергетики, информационных технологий, социального развития.
В‑третьих, данное объединение будет носить открытый характер, Евразийский союз будет готов к присоединению к нему новых государств СНГ. «Вхождение в Евразийский союз, помимо прямых экономических выгод, позволит каждому из его участников быстрее интегрироваться в мировую хозяйственную систему», — отмечается в Резолюции «круглого стола».
Также в документе резюмируется следующее: «Евразийская интеграция открывает широкие перспективы для экономического развития, создает дополнительные конкурентные преимущества, позволит реально вписаться в глобальную экономику и систему торговли, активно участвовать в процессе выработки стратегических решений, которые будут определять контуры будущего».
Большое внимание в Резолюции уделено вопросам нивелирования и преодоления барьеров на пути евразийской интеграции.
В качестве первого шага на пути к этому потребуется создание значительного количества наднациональных отраслевых и узкоспециальных структур, которые призваны регулировать унификацию законодательства, фактического исполнения принятых общих решений.
Вторым значительным препятствием на пути интеграции является «идентификация сил и факторов, которые нагнетают протекционизм и создают искусственные барьеры во взаимной торговле, инициируют нетарифные режимы и насаждают демпинг, контрабанду, снижение уровня конкуренции и рост издержек производства».
В вопросах непосредственного участия Кыргызстана в евразийской интеграции Резолюция «круглого стола» в качестве главных факторов выделяет следующие:
• КР вела непоследовательную государственную экономическую политику, что не позволило осуществить интеграцию ранее.
• Долгосрочной задачей является усиление хозяйственного потенциала и рост благосостояния граждан.
• Кыргызстану необходимо «углубление взаимоотношений с соседними странами — Казахстаном, Таджикистаном, Узбекистаном и КНР, а также новое стратегическое сотрудничество с Россией — главным игроком интеграционных процессов в рамках СНГ…». При этом отдельно отмечается потребность в создании условий для свободного перемещения товаров, рабочей силы и услуг между КР и РФ.
• Для занятия достойного места в системе производства и потребления среди стран Единого экономического пространства Кыргызстану крайне важно пересмотреть свою экономическую систему и определить, а также развивать определенные экспортноориентированные сектора хозяйственной системы республики, что позволит ей стать крупным поставщиком продукции на общий рынок.
• Требуется проработать пути выхода КР из «транспортного тупика», развивать коммуникации и превратить, таким образом, страну в крупный транзитный центр.
• Необходимо создать в Кыргызстане международные финансовые центры, расширить доступ предпринимателей и граждан к финансовым ресурсам.
• В самой республике крайне важным является формирование здорового инвестиционного климата.
• Для республики при ее вступлении в Таможенный союз и Единое экономическое пространство открываются большие перспективы в связи с беспошлинным передвижением товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Но, «вместе с тем, для усиления экспортных позиций, необходимо в полной мере задействовать потенциал, связанный с членством КР в ВТО».
Роман ВЕЙЦЕЛЬ,
Собственный корреспондент
«Ислам в СНГ» в Кыргызстане