Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №134 — Итоги конференции «Ислам и православие: религии мира»
23.11.2012


 

10 октября в столице Кыргызстана Бишкеке прошла международная конференция «Ислам и православие: религии мира». Ее организаторами выступили партия «Замандаш» («Современник») и Институт евразийских исследований. Модератором являлся известный в республике эксперт­теолог, руководитель аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов.

В интервью 8 октября эксперт заявил, что на сегодняшний день в Кыргызстане наблюдается общемировая тенденция целенаправленного разрушения основ традиционной религии, подрыв моральных устоев общества. Он отвел будущему мероприятию роль первого шага на пути к объединению усилий всех тех, кто желает сохранить межконфессиональный и межнациональный мир в республике, общественную стабильность. «Все мы стали свидетелями мощного наступления на религиозные ценности — как исламские, так и православные. В этой сложной ситуации мы должны объединить усилия для противодействия информационной кампании, направленной на уничтожение основ традиционных религий. Предстоящая конференция должна объединить нас», — отметил эксперт.

В своем выступлении на мероприятии муфтий Кыргызстана Рахматулла ажы Эгембердиев выразил необходимость единения следующим образом: «Сегодня все мы становимся свидетелями попыток подорвать культурные и нравственные устои целых народов. Это и осквернение православных святынь, и оскорбление исламских ценностей. Во всем мире искусственно разжигается пожар нетерпимости. И мы, мусульмане и христиане, считающие своей родиной Кыргызстан, должны дать наш общий ответ на многие вопросы».

Говоря о попытках осквернения религиозных ценностей, участники конференции в первую очередь подняли тему массового распространения провокационного фильма «Невинность мусульман», а также планировавшейся к показу, но «оперативно» запрещенной картины «Я — гей и мусульманин». К слову сказать, именно своевременная реакция общественности Кыргызстана привела к активизации Госкомиссии по делам религии и Генеральной прокуратуры, которые составили экспертное заключение и иск в Первомайский суд Бишкека. В результате буквально за несколько часов до премьеры фильма «Я — гей и мусульманин» в одном из центральных кинотеатров столицы было вынесено решение о судебном запрете указанного видео к показу и распространению его на территории Кыргызстана.

Демонстрация вышеназванных фильмов, имевший место акт вандализма, когда были спилены христианские кресты, являются прямыми атаками и провокациями против религиозных устоев. «Ислам и православие должны объединиться, поскольку сейчас идет провокация против религий, например, поведение группы «Пусси Райтс» или последний фильм «Невинность мусульман», — все эти акты направлены против универсальных ценностей и религий вообще», — отметил эксперт Кадыр Маликов.

Сопредседатель партии «Замандаш» («Современник») Омурбек Омуракунов также выступил против осквернения религиозно­нравственных устоев и, в свою очередь, акцентировал внимание на необходимости активизации работы государственных органов в духовной сфере. «В последнее время мы сталкиваемся с такими негативными фактами, как осквернение святынь. Подобное недопустимо. Партия «Замандаш­Современник» уделяет особое внимание укреплению связей между исламом и православием, а также содействует диалогу между двумя традиционными религиями. Религиозная политика государства должна быть нацелена на мирное сосуществование двух религий», — заявил Омурбек Омуракунов.

Сопредседатель партии «Замандаш­Современник» Станислав Епифанцев выступил с докладом, в котором отметил, что современные проблемы бездуховности и извращенного понимания религии уходят корнями к моменту развала СССР и к образованию после этого события идеологического и духовного вакуума. Но, по словам партийца, для многих это стало не путем к духовному просвещению, а наоборот, к вседозволенности, в том числе и в отношении религиозных ценностей. «Не только руководители нашей страны, но и в других странах региона власти пошли по пути полной либерализации духовной сферы по примеру западных стран. Властные элиты по наивности рассчитывали, что рыночные отношения сами собой поднимут и разовьют экономику, а религия сама собой удовлетворит духовные запросы населения. Но в реальности все оказалось не так. И экономика развалилась на атомы и молекулы, и религиозное пространство как бы внезапно, вдруг, оказалось под влиянием радикальных течений как исламского, так и христианского толка, со всеми вытекающими последствиями », — заявил Станислав Епифанцев. По его словам, еще несколько лет назад никто и представить себе не мог, что народ республики будет втянут в борьбу с террористами и экстремистами. Партиец сослался на пример соседних стран: Узбекистан, по его словам, ведет борьбу с радикалами уже много лет, Казахстан же лишь недавно был вынужден принять меры по противодействию религиозному экстремизму на собственной территории. «Правительство страны в спешном порядке приняло некоторые превентивные меры, но можно не сомневаться, что борьба предстоит упорная», — прокомментировал он ситуацию в РК. В связи с этим Станислав Епифанцев констатировал необходимость серьезного отношения государственных органов Кыргызстана к проблеме религиозного экстремизма. Прежнее попустительство, по его мнению, более не допустимо.

Но, по мнению Станислава Епифанцева, проблема заключается еще и в том, что за два десятилетия в Кыргызстане сформировалась прослойка граждан, которые симпатизируют идеям религиозных радикалов. Более того, многие чиновники являются сторонниками указанных течений. Политики же, вместо того, чтобы думать, как разрешить вал сложившихся проблем, лишь стараются привлечь сторонников, соревнуясь между собой в демонстрации своей религиозности.

По мнению партийца, на сегодняшний день, в первую очередь необходимо «в озвращение государства к контролю и управлению в религиозной сфере ». « Одно могу сказать, нам не стоит обращать внимание на поучения со всех сторон. Демократия демократией, но не нужно путать ее со вседозволенностью. Мы должны поставить заслон попыткам разрушения нашей традиционной культуры. Это наша страна, нам в ней жить, и именно мы изопьем всю чашу горечи в случае негативного развития событий. И именно государство должно возглавить наше общество в этой борьбе. Ибо экстремизм — это не миф, но абсолютно реальная угроза. Государство не должно разрешать деятельность религиозных организаций, групп и отдельных личностей, пропагандирующих экстремизм, насилие, призывающих к свержению правительства, изменению конституционного строя. При этом, безусловно и однозначно — государство должно опираться на традиционные для страны конфессии. […] Мы должны поддержать усилия наших духовных лидеров по укреплению мира и взаимного уважения. Сегодня мы все много говорим об интеграции, о евразийских форматах. Думается, Кыргызстан в состоянии стать примером территории, свободной от межконфессиональных конфликтов, примером современного государства сплоченной нации», — заявил Станислав Епифанцев.

Епископ Бишкекский и Кыргызстанский Феодосий отметил, что проведение работы на духовном поприще необходимо для гармоничного развития, ведь внутренний мир определяет действия и поступки человека во внешнем мире: «Православие и ислам — мировые религии, имеющие давнюю историю. И мы должны защищать свои устои и правила. Если не будем этого делать, начнется хаос. Не станем обращать внимания на зло — оно нас захлестнет. Нельзя оставаться толерантным ко всему. Через молитву человек наводит порядок в своей душе. Будет порядок внутри, будет он и в обществе. Мы собрались сегодня, чтобы поговорить, стать ближе друг другу». Также он выразил надежду, что традиционные религии смогут взять на себя роль «духовной основы становления национального сознания, современного общества, стать гарантом мирного развития событий в Кыргызстане».

Эксперт Кадыр Маликов в своем выступлении выдвинул идею о необходимости законодательной защиты ислама и православия как исконных, традиционных религий Кыргызстана. «Мы все должны объединиться, чтобы защитить универсальные ценности. Эта конференция — первый шаг к защите государства от экстремизма. Кыргызстан — многоконфессиональная страна. Но ислам и православие могут стать образцом для подражания, показать всем, что можно жить мирно, не задевая чувств друг друга», — заявил аналитик.

Данное предложение можно назвать чрезвычайно важной заявкой для властей республики. Ситуация на самом деле развивается таким образом, что только две конфессии сумели мирно сосуществовать друг с другом на территории Кыргызстана. Они всегда выступали за укрепление государственности (не за власть, а за государственность). Новые же религиозные объединения, равно как и называющие себя «исламскими» радикальные группировки, являются очень часто небезопасными с точки зрения защиты собственных граждан и отстаивании государственных интересов. Примеров тому масса — начиная с секты Муна и террористической группировки «Жайшуль Махди» до представителей из сект. Вопрос о законодательном отделении ислама и православия от других организаций является дискуссионным и чрезвычайно актуальным. Его дальнейшая разработка необходима для формирования государственной политики в области религии, адекватной реалиям сегодняшнего дня.

В завершении конференции была принята резолюция к властям Кыргызстана. В частности, в ней отмечается: «Мы считаем своим долгом акцентировать внимание государства на существующих проблемах. Наряду с этим мы обращаемся к представителям духовенства ислама и православия, которые имеют богатейший опыт бесконфликтного взаимодействия в рамках кыргызской государственности, с призывом усилить разъяснительную работу и распространение всего позитивного, что составляет собой наследие веков и поколений, — духовных, социальных и идеологических ценностей».

Через пару дней после конференции, 12 октября, Епископ Бишкекский и Кыргызстанский Феодосий встретился с премьер­министром республики Жанторо Сатыбалдиевым, которого он проинформировал о проведенном мероприятии. Обе стороны отметили, что за более чем 140 лет совместного сосуществования ислама и православия на территории Кыргызстана не случалось ни одного серьезного конфликта на религиозной почве. Это обстоятельство, как представляется, является ярким подтверждением, что обе конфессии призывают своих прихожан к одним и тем же ценностям, и у них имеется богатый опыт мирного сосуществования без вражды, при непременном уважении и почитании ценностей, обычаев и традиций представителей противоположной религии.

Подготовил Роман ВЕЙЦЕЛЬ



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.