Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №129 — Мухаммад Юсуф Мухаммад Садык: Московский исламский университет даст свои прекрасные плоды в будущем
17.06.2012


 

Предлагаем вниманию читателей газеты «Медина аль­Ислам» интервью с экс­муфтием Республики Узбекистан, членом секретариата Всемирного союза исламских улемов, членом учредительного совета Всемирной Исламской лиги шейхом Мухаммад Юсуфом Мухаммад Садыком о прошлом и настоящем мусульман Республики Узбекистан.

— Расскажите, пожалуйста, о современной религиозной ситуации в Узбекистане. Как живут сейчас мусульмане республики?

— Бисмилляхи р‑рахмани р‑рахим! На сегодняшний день мусульмане Узбекистана, как и других стран мира, живут в какой­то степени хорошо. У них есть и проблемы, и достижения, как и у всех мусульман.

После падения Советского Союза узбекистанцы начали изучать свою религию, у нас появились проблемы чрезмерности, некоторые группы начали критиковать ханафитский мазхаб. Более того, в первое время проходили даже вооруженные столкновения, создавались так называемые «фронты». Но мы, слава Аллаху, участвовали в решении этих проблем с помощью наших знаний. Я сам, например, написал около 80 книг по разным вопросам Ислама, чтобы люди правильно понимали, как следует поклоняться Всевышнему и не приближаться к чрезмерности, придерживались ханафитского мазхаба. Альхамдулиллях, народ принял наши действия очень хорошо. Сегодня большинство населения это понимает и живет мирно.

Тем не менее до сегодняшнего дня остались отдельные радикально настроенные люди, но с ними работают официальные власти. А мы, улемы, всегда призываем всех мусульман быть умеренными, правильно понимать Коран, Сунну Пророка Мухаммада и наш шариат.

— Какие изменения произошли за 20 лет независимости в религиозной сфере?

— За последние 20 лет произошло много изменений. В советский период большинство людей не знали даже основ своей религии, некоторые имели только базовые знания: как молиться, держать пост, заключать никях, но не более того. Сейчас же узбекистанцы познают свою религию все глубже и лучше. Мы выпустили комментарии к Корану, которые читают многие люди. К тому же есть комментарии к хадисам нашего Пророка Мухаммада (мир ему) в 40 томах. Кроме этого, существуют фундаментальные труды по фикху, по различным исламским дисциплинам.

Все больше людей начинают придерживаться канонов своей религии: выстаивают молитву, держат пост в месяц Рамадан и так далее. Стоит заметить, что по сравнению с советским периодом в Узбекистане стало в десятки раз больше мечетей. Хафизов в нашей республике уже насчитываются тысячи. Можно в целом сказать, что по основным параметрам разница между советским периодом и периодом независимости огромная.

— Выезжают ли студенты за границу для учебы в исламских учебных заведениях? И как к ним относится власть?

— Да, выезжают. Наши студенты в основном едут учиться в Египет, Сирию, Саудовскую Аравию, Иорданию и Ливию. Несомненно, к выезжающим за рубеж на обучение чиновники относятся с подозрением. Но если студент выезжает, выполняя все правила, и обучается в признанном учебном заведении, изучая какой­либо определенный мазхаб, не контактируя с экстремистскими организациями, все только рады этому. Но есть люди, которые попадают в руки экстремистов. И если это выявляется, государство принимает определенные меры.

— А как вы относитесь к инициативе вашего ученика муфтия шейха Равиля Гайнутдина готовить мусульманскую элиту стран СНГ в Московском исламском университете? Недавно, как вы, скорее всего, слышали, в университете поменялось руководство и началось переформатирование университета для подготовки кадров для стран СНГ.

— Это очень хорошая идея, которую я полностью поддерживаю. Но тут есть один момент. Как вы сами отметили, необходимо провести некую «реформу» в университете, чтобы студенты могли получать хорошие знания. К сожалению, до сегодняшнего дня МИУ не отвечал требованиям высшего учебного заведения. И я очень рад, что сейчас поменялось руководство университета и у муфтия Равиля Гайнутдина есть план, как улучшить качество обучения в университете и поднять авторитет и уровень Московского исламского университета. Я думаю, новый курс даст свои прекрасные плоды в будущем.

Если у нас будет возможность участвовать в этом богоугодном деле, мы будем очень рады. Мы можем предоставить свою помощь в разработке программ, в привлечении преподавателей. Мы будем рады, если сможем помочь университету!

— Расскажите немного о ваших издательских планах.

— На сегодняшний день я выпустил более 80 книг. Это комментарий к Корану, комментарий к хадисам нашего Пророка (мир ему) в 40 томах, издания по фикху, улум аль­Куран, по хадисам и другим дисциплинам. На данный момент у нас большие планы по переводу вышеперечисленных книг на русский язык. Для этого мы зарегистрировали Издательский дом «Хилал» в Москве и начали печатать наши книги на русском языке. Например, сейчас напечатаны книга «Васатыйя — путь жизни» и несколько томов моего фундаментального труда по хадисоведению. И мы желаем продолжать эту деятельность, чтобы наши знания были полезны как в России, так и в других странах СНГ. Замечу, что русский язык — язык межнационального общения между всеми мусульманами СНГ. Я надеюсь, что наша деятельность будет полезна. Я прошу муфтиев стран СНГ, чтобы они также помогали нам в этом деле.

Недавно муфтий шейх Равиль Гайнутдин направлял вам на рецензирование свою новую книгу «Ханафитская акида». Как вы оценили ее?

— Я высоко оцениваю эту книгу, и в рецензии я написал об этом. В рецензии я также высказал свои пожелания и соображения. Равиль­хазрат поблагодарил за это, когда мы встречались. Я прошу Аллаха, чтобы это книга была полезна для мусульман.

Спасибо за интервью!

Беседовал Роберт Нагимзянов

Рецензия на книгу муфтия Равиля Гайнутдина « Ханафитская акида » шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа

Книга председателя Совета муфтиев России досточтимого муфтия Равиля­хазрата Гайнутдина «Ханафитская акида» посвящена основополагающей основе исламского мировоззрения — мусульманскому вероубеждению (акиде).

Ханафитский мазхаб — одна из четырех ортодоксальных правовых школ в суннитском Исламе, основателем которой является Абу Ханифа и его ученики. Приверженцы ханафитской школы составляют среди религиозно­правовых толков Ислама абсолютное большинство. А термин «акида» означает «вероубеждение» и является одним из важнейших элементов мусульманского мировоззрения.

Как известно, ханафитский мазхаб является традиционным для большей части мусульман России и стран СНГ. Досточтимый муфтий Равиль­хазр ат Гайнутдин посвятил эту книгу вероубеждению с точки зрения именно этого мазхаба.

Книга состоит из шести разделов, первая из которых полностью посвящена вере в Аллаха. Здесь автор изящным и доступным языком разъясняет вопросы веры в Аллаха, в Его существование, приводит значение слова «Аллах». Автор знакомит читателя с основным постулатом Ислама — тавхидом, учением о единстве Бога, объясняет причины, ошибочность и последствия неверия, многобожия и лицемерия.

Следующие четыре раздела являются разъяснением акиды с точки зрения суннитских мазхабов Ислама — «шести формул вероисповедания» — веры в Аллаха, ангелов, книги, посланников, в Судный день, предустановление, а также в воскрешение после смерти. Уважаемый автор подробно описывает вопросы веры в ангелов, пророков и посланников, веры в священные книги, ниспосланные Всевышним Аллахом, показывает схожие и различные стороны вероисповедания ислама, христианства и иудаизма.

Особую важность книге придает то обстоятельство, что она посвящена вопросам вероубеждения с точки зрения ханафитского мазхаба, который является традиционным для основной части мусульман России и постсоветского пространства.

Очень уместно приводятся сведения об истоках экстремизма в разных течениях, не имеющих ничего общего с Исламом. «Экстремизм — это всегда конфликт, — пишет автор. — Богословским апогеем конфликта в мусульманской среде становился „такфир„ — обвинение в неверии. Такфир в одночасье разрушает единство мусульман и уже поэтому должен вызывать опасение. Наиболее последовательными сторонниками института такфира были хариджиты». А «одним из тех, кто сумел „идеологически разгромить“ хариджитов», был Абу Ханифа — Величайший имам, как его назвали потомки. Понимая важность мусульманского единства, Абу Ханифа обосновал богословско­правовые нормы, приравнивающие хариджитов к гибельной перед Всевышним Аллахом ереси.

Абу Ханифа был против радикального такфира, и на основе своих глубочайших знаний он доказывал ошибочность этого явления; исходя из положений Корана и Сунны, ученый настаивал, что вердикт о внутреннем мире человека может выносить только Всевышний Аллах. Подобная осторожность стала основным богословским принципом Абу Ханифы и всей ханафитской школы.

Можно искренне надеяться, что книга «Ханафитская акида» станет заметным шагом в распространении ортодоксального исламского вероучения среди русскоязычного мусульманского населения и займет достойное место среди научных трудов, посвященных исследованию богатейшего духовного наследия великого имама Абу Ханифы.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.