Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №127 — Мухаммад аль-Аккирмани: забытый исламский философ с украинских земель
13.04.2012


 

Одним из наиболее интересных авторов «постклассического» периода развития мусульманской философской и религиозно­правовой мысли можно считать выходца с территории Украины — Мухаммада бин Мустафу аль­Аккирмани, автора более чем шестидесяти трудов в различных областях религиозного и научного знания, написанных на арабском и турецком языках. Уже одно количество его работ, значительная часть из которых в свое время комментировалась его учениками и последователями, свидетельствует о немалой эрудиции автора.

Однако творчество этого ученого изучено поверхностно, в том числе и вследствие слабого интереса научного сообщества к указанному историческому периоду. Лишь две работы аль­Аккирмани стали предметом критических исследований. Сохранилось также несколько старопечатных изданий, опубликованных в конце девятнадцатого — начале двадцатого века Государственным печатным двором Османской империи. Однако абсолютное большинство трудов из наследия этого автора по­прежнему существуют лишь в рукописях, большая часть из которых до сих пор не оказывалась в центре внимания исследователей.

Аккерманская крепость

Биография Мухаммада аль­Аккирмани также изучена слабо. Одним из немногих источников, позволяющих составить общее представление об этом авторе, является биографический компендиум «Руководство ученых» османского историка Исмаила­паши аль­Багдади. Биограф утверждает, что сам аль­Аккирмани умер в месяце мухаррам 1174 года хиджры (август/сентябрь 1760 года), занимая должность судьи ханафитского мазхаба в Мекке.

В то время территория Хиджаза, где находятся Мекка и Медина, входила в состав Османской империи. Как утверждает Абд аль­Малик бин Дугайш, с 1536 года ханафитский судья Мекки назначался в Стамбуле, а в 1565 году вышел приказ о том, что судьи трех других школ (шафиитского, маликитского и ханбалитского) должны были консультироваться именно в судейском управлении ханафитов. Таким образом, должность ханафитского судьи в Мекке, которую занимал аль­Аккирмани, играла важную роль в османской администрации Хиджаза. Следует отметить, что аль­Аккирмани был не первым выходцем с территории Украины, занимавшим этот пост — некто Хусайн аль­Кафауви (умер в 1601 году), по сообщениям Исмаила­паши, также был ханафитским кади Мекки.

Связь Мухаммада бин Мустафы с северным Причерноморьем позволяет идентифицировать и первую часть его топонимического имени как «Аккерманский», т. е. «человек, который происходит из Аккермана» (современный Белгород­Днестровский) — города и крепости, которые входили в состав Османского государства с 1484 по 1812 год. По сообщениям известного турецкого путешественника и писателя Эвлия Челеби, который посещал Аккерман в 1657 году, в городе действовало семнадцать начальных школ. Население преимущественно состояло из крымских татар, нанятых на военную службу, а также местной купеческой знати. В силу отсутствия точных сведений говорить что­либо об этнической принадлежности аль­Аккирмани сложно — вполне вероятно, он происходил из живших в Аккермане татар, а возможно и из местного населения, то есть украинцев, приобщенных к мусульманской религии и культуре.

Кафа — культурный центр Крымского ханства

Итак, родившись в Аккермане, Мухаммад бин Мустафа мог продолжить религиозное образование уже в Кафе — значимом в те времена культурном центре Крымского ханства, часто называемым «Крымским Стамбулом». Свои дальнейшие студии аль­Аккирмани продолжал уже в значимых религиозных и научных центрах того времени — например, в самом Стамбуле, где его работы были прекрасно известны. Так, в середине 60-х годов XVIII века комментарий к «Толкованию вероисповедания ан­Насафи» «собирает» некто Вали ад­Дин — скорее всего, один из стамбульских учеников аль­Аккирмани.

Помимо старопечатных изданий османского периода сохранились десятки работ аль­Аккирмани, представленны в виде рукописей. И хотя Исмаил­паша сообщает лишь о двадцати работах, каталоги отделов рукописей различных библиотек показывают, что их намного больше. Наиболее полная коллекция сохранилась в библиотеке Сулеймания (Стамбул), где, судя по каталогам, размещены чуть более шестидесяти работ. Еще ряд рукописей можно обнаружить в библиотеке короля Абдаллы университета Умм аль­Кура (Мекка), отделе рукописей библиотеки университета короля Сауда (Эр­Рияд), библиотеке университета «Аль­Азхар» (Каир), библиотеке аль­Касимийя в Бу­Саде (Алжир), библиотеке Лейденского университета (Нидерланды), библиотеке Братиславского университета, а также многих других собраниях мусульманских древностей. Примечательна, например, медицинская работа «Суждение об использовании зубочистки (сивак)», занимающая почетное место в Национальной медицинской библиотеке США как одно из наиболее ранних произведений о зубной гигиене. Обычно автор фигурирует под одним из двух имен — либо аль­Аккирмани, либо аль­Кафауви.

Наиболее значимые работы аль­Аккирмани — это как комментарии, так и отдельные произведения. Например, наиболее известен «Комментарий на тафсир аль­Байдави», «Комментарий на „Сахих“ аль­Бухари», «Комментарий на сорок хадисов аль­Биркави», «Действия поклонения и отдельные намерения», «Послание о еретических сектах», «Жемчужины вероучительных принципов», «Послание о богословии», «Определения наук и положение авторов».

«Комментарий на сорок хадисов аль­Биркави» дошел до наших дней в нескольких рукописях. Интересно предисловие к этой работе, позволяющее отметить некоторые биографические детали. Так, аль­Аккирмани вписывает много личностных моментов, то есть позиционирует себя как реальный автор, а не просто комментатор или компилятор, как это часто случалось в литературе Средневековья и более поздних периодов. Можно утверждать, что на время написания произведения (если верить рукописи из Эр­Рияда, это был 1737 год), аль­Аккирмани был уже зрелым ученым, который имел своих учеников и чье мнение пользовалась высоким авторитетом. Таким образом, можно предположить, что мыслитель родился не позднее 1700 года.

Основными интересами Мухаммада бин Мустафы, судя по его работам, были филологические (собственно методика комментирования) и доктринальные (апология суннитского вероучения с позиции каляма и фальсафы) вопросы. Некоторые тексты, в частности «Жемчужное ожерелье в разъяснении того, что божественное знание безгранично», демонстрируют интерес автора к наследию Ибн Сины, которого аль­Аккирмани считал наиболее выдающимся мусульманским мыслителем.

Текст «Жемчужного ожерелья», сохранившийся как минимум в шести рукописных копиях (в Стамбуле, Бу­Саде, Эр­Рияде и Каире), является оригинальным исследованием сложного вопроса о том, как божественное знание может охватить бесконечное. О популярности этого текста свидетельствует не только география рукописей, но и комментарии к нему, написанные, например, на полях копии из университета «Аль­Азхар», датируемой 1775 годом. Аль­Аккирмани не только использует более двадцати различных источников, но и пытается дать свои ответы на столь сложные вопросы.

Аль­Аккирмани, принимая деление бытия на «необходимое», «возможное» и «невозможное», пытался переосмыслить эти понятия в контексте теории познания, призванной подтвердить установленные суннитским Исламом доктрины. Интересно также отметить, что, судя по различным текстам, аль­Аккирмани не был привязан исключительно к одной богословской школе — и ашаризм, и матуридизм он воспринимал как единое целое, отдавая приоритет собственным суждениям. Это соответствовало и подходу других османских авторов того периода.

Определенным образом в философии Мухаммада аль­Аккирмани был проведен своеобразный синтез теологической традиции каляма и рационалистической фальсафы. В целом такое направление исламской мысли можно обозначить как «философская теология» (используя термин М. Вотта), хотя, несомненно, сам перевод понятия «калям» как именно «теология» также неоднозначен. Однако исследование творчества Мухаммада аль­Аккирмани показывает не только продолжение интеллектуальных традиций исламского Средневековья, но и даже определенный расцвет в этот самый период «темных веков», как его называют некоторые западные авторы. Примечательно, что и в области хадисоведения, и в области изучения рациональных наук аль­Аккирмани обращался к наиболее актуальным вопросам. Отойдя от весьма популярного в его времена мистицизма, он использует в качестве основы своего метода рационализм образца Ибн Сины. Такой подход ставит Мухаммада аль­Аккирмани в один ряд со многими другими мыслителями этого периода. Даже частичное изучение его наследия дает возможность говорить об этом авторе как об одном из наиболее выдающихся мыслителей Османской империи XVIII века. А самое главное — позволяет отметить ту незаурядную роль, которую в развитии различных отраслей знания сыграли выходцы из северного Причерноморья и Крымского ханства, о богатейшей исламской культуре которого мы пока знаем не так уж и много.

 

Михаил Якубович,
кандидат исторических наук



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.